Утопии и пророчества минусинского мужика

Утопии и пророчества минусинского мужика
Фото: Олег Кузьмин

Двухвековой юбилей Минусинска, по сути, – знаковая дата для всего «губернского» юга и потому повод вспомнить о важнейших лицах его истории.

Обычно в такой роли выступают государственные мужи, герои войн, купцы, меценаты, просветители, деятели искусств – и здесь южанам есть что показать по каждому из пунктов. Имеется в этой галерее и свой в полном смысле философ, но так уж вышло, что был он не приват-доцент, а крестьянин – Тимофей Михайлович БОНДАРЕВ.

Философия от сохи

Проживал он во второй половине позапрошлого века в деревне Иудино Минусинского округа Енисейской губернии, ныне село Бондарево, находящееся в административных пределах Хакасии, что, впрочем, юбилейному делу не помеха…

Тимофей Михайлович состоял в переписке с Львом Толстым, негласным конкурентом царя, отчего получил довольно широкую известность среди современников и внимание последующих поколений историков и краеведов.

Толстой отозвался о нем почти восторженно: «За всю мою жизнь два русских мыслящих человека имели на меня большое нравственное влияние и обогатили мою мысль и уяснили мне мое миросозерцание… два живущие теперь замечательные человека, оба всю свою жизнь работавшие мужицкую работу, – крестьяне Сютаев и Бондарев».

Парадокс в том, что куда менее известной остается сама причина восторга. То есть многие знают, что Бондарев написал трактат «Торжество земледельца, или Трудолюбие и тунеядство», который волей случая оказался в руках Толстого и произвел на него, как говорили в старину, неизгладимое впечатление. Великий писатель пустил в ход свою всемирную влиятельность и добился того, чтобы сочинение издали – правда, не у нас, а в Европе. Но, как правило, на этом все заканчивается, и что именно написал мужик в своем трактате, выпадает из внимания – в лучшем случае упоминается вскользь. И вообще, когда мы заглядываем в местное прошлое, то интересуемся пудами золота, десятинами пашни, тем, что предки ели, пили, что носили и – очень редко – о чем и как они думали. Наследие Бондарева здесь не исключение. А зря, ведь его сочинение само по себе замечательный памятник мысли.

Остается напомнить, что судьба досталась Тимофею Михайловичу трагически-приключенческая, как это часто бывает с людьми «не от мира сего». Он, донской крепостной, в 37 лет имея жену и пятерых детей, вылил воду из бутылки перед барскими воротами, отчего помещик Чернозубов счел его колдуном и отдал в солдаты. Служил на Кавказе, был полковым дьяконом, и вдруг подался в иудейскую веру, сделал обрезание, назвался Давидом Абрамовичем, за что был отправлен в ссылку в деревню Иудино Минусинского округа. Там пахал и философствовал, отправил свой трактат лично царю, чем поверг в ступор весь уезд, переписывался с Толстым, с которым под конец люто поругался, как, впрочем, со всей деревней и собственной семьей, отчего жил в бане, где опять же писал, пахал и заодно строил себе погребальную пирамиду навроде фараоновой… В ней и упокоился.

Будете наказаны…

«Торжество земледельца…» – довольно объемистый текст, построенный на доказательстве единственного тезиса: мир несправедлив оттого, что не все люди исполняют наложенную Создателем на прародителя нашего епитимью – потом и кровью добывать себе пропитание.

«Если же наш Адам по силе своего преступления получил меру наказания, которое и выполнил охотно, то есть работал для себя хлеб своими руками по гроб жизни своей, то из этого видно, что он теперь прав и с Богом в расчете за сделанное свое преступление… А ты, высший класс, его же корня отрасль; почему же ты во всю свою жизнь и близко к этой эпитимии подойти не хочешь, а ешь много раз в день? Пусть бы ты был такой заброшенный, как я и подобные мне земледельцы! Нет, ты вот насколько умнее и образованнее, а какое великое пред Богом и людьми делаешь преступление».

Претензия Бондарева к богатым дамам звучит почти современно:

«Бог сказал Еве: «Умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя, в болезнях родиши чада твоя»… Как жене, живущей в убогой хижине, так и царице, одна и та же участь. Но вот эта именитая жена могла бы сказать так: «Мне родить некогда, я занята нужными и необходимыми государственными делами, а рождением более убытку принесу государству, нежели пользы. Да еще и потому: прилично ли мне равняться с последнею крестьянкою, с мужичкою? Поэтому я лучше за деньги найму другую женщину родить для меня дитя, или за деньги куплю готового ребенка, и он будет мой собственный, как и тот, которого я сама рожу». Она могла бы рассудить и сделать так? Нет, нельзя переменить постановление Божие».

И далее грозное предостережение высшему сословию:

«Будете вы тяжело и без малейшей пощады наказаны Богом за то, что на столько тысяч лет уложили эту заповедь под тяжелый гнет и из живого существа сделали мертвое».

Три святыни

Но по складу своему Бондарев – учитель жизни, и потому знает путь к спасению. Есть помимо Создателя три святыни, всеобщее почитание которых вернет человечество если не в райское состояние, то близкое к нему.

Первая святыня – земледелец, едва ли не выше Творца. «Вам следует перед обедом не у Бога просить благословения, а у нас, земледельцев… Если бы вам Бог послал с неба манну, как Израилю в пустыне, тогда бы вы должны были отдавать Ему благодарность…»

Вторая – работа на земле, которая должна стать всеобщей. Он обращается не только к богатым, но и ко всем непричастным к «земляному труду»: «Именем Бога прошу, скажи ты по чистой совести, если поработать тебе хлеб 30 дней в разные времена года, почему ты это признаешь невозможным?.. Хлебный труд есть священная обязанность для всякого и каждого, и не должно принимать в уважение никаких отговоров: чем выше человек, тем более должен пример показывать собою другим в этом труде».

Наконец, третья святыня – сам хлеб. В идеале его нельзя ни покупать, ни продавать, но давать даром тем, кто трудится. Или бедствует – в доказательство чему философ приводит хлебную помощь минусинцев Красноярску, пострадавшему от катастрофического пожара 1881 года, помощь, по его убеждению, крайне скудную, поскольку содержимое амбаров обращали в деньги. «А если бы ее (заповедь о хлебе) представили пред очи всего мира во всей ее силе, то сгоревший Красноярск с одного нашего Минусинского округа получил бы сто тысяч пудов хлеба…»

Само собой, Тимофей Михайлович был «не Спиноза», но при всей внешней наивности и утопичности его идей они ясно отражали огромное многоликое противоречие, копившееся в русском обществе и разразившееся революциями начала ХХ века. Во всяком случае, сибирский философ верил в достижимость того, чему учил.

«Когда писал я эти вопросы, многие земледельцы мне говорили: на что ты напрасно трудишься, – можешь ли ты богача убедить к хлебному труду.

– Я знаю, что на это нет никакой возможности, ответил я им. – Но может статься, не уважут ли они эти мои доказательства, так как они взяты из коренных божественных законов, и не доведут ли они их до сведения всех земледельцев, что им будет за это великая награда от Бога».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это
Без рубрики
22 ноября 2024
Новые нормативы ТКО в крае: что изменится с 2025 года
В Красноярском крае продолжают наводить порядок в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Ключевой этап – внедрение новых нормативов накопления