Каждому городу, большому и не очень, жизненно необходимы люди, которые не просто знают здешнюю историю, но смогут показать ее на местности.
Без таких людей местность становится безжизненной, непонятной, а если по ней еще прошлась эпоха «типовых зданий», то вообще концов не найдешь. Попробуй тогда объяснить не то что приезжему, но даже вроде бы коренному жителю, в каком историческом пространстве он находится, что было на этом месте сто лет назад и что стало…
Однако нам, на счастье, такой человек сразу попался – Екатерина Петровна Алехина, заведующая историко-краеведческим отделом Уярской межпоселенческой библиотеки. Вот едем мы по Уяру, и она рассказывает:
– Видите вон те пятиэтажки на въезде в город? Раньше на их месте находилась тюрьма, где останавливались шедшие по этапу ссыльные и каторжные. Рассчитана она была на 150 человек. Стояла там конвойная команда, соответственно, были жилые казармы, хозяйственные постройки. Справа – железнодорожный переезд, а слева – старый Уяр, с которого и начинался город. Самая старая улица – Трактовая, после революции – улица Свободы, а теперь Калинина. Там были почта, народный дом. А западная часть города занимает место, где некогда было село Преображенское. Название по храму, но, судя по архивным документам, возникло намного раньше церкви – ее построили на стыке двух сел…
В городке, чья история деревенского происхождения, каждое учреждение имеет неизмеримо больший вес, чем в мегаполисе. Например, та же библиотека, один из первых очагов культуры, появилась в Уяре, по одним данным, в год Октябрьской революции, по другим – в год начала Первой мировой войны. Разместилась она в народном доме – примерный аналог нынешнего ДК, – на месте которого сейчас находится кинотеатр «Искра».
Библиотека кочевала – переехала из народного дома в маленькое деревянное здание на площади Революции, потом ее переселили в дом чуть побольше, затем был Дом культуры, открывшийся в 1956 году, и только в 1992-м перебралась в бывшее здание магазина «Детский мир». Факт, что уярцы вместе со всей страной пережили всевозможные перипетии, но ни разу этот «очаг» не погас.
– В 2017 году библиотека отметила столетие, дату определили по архивным документам, найденным в краевом архиве, – рассказывает Екатерина Петровна. – Но на этом работа не закончилась – в архиве нашли «Сельскохозяйственный вестник» за 1914 год, где было описание Уяра и, в частности, говорилось, что помимо винодельни, разных других заведений есть там и народная библиотека. Следовательно, фактически культурный очаг Уяра старше на пять лет. Известно, что в самом начале фонды составляли около 500 книг, читателей было 25–29 человек. Причем это не только сельская интеллигенция, было много политических ссыльных, поэтому и грамотных в селе хватало. Высылали ведь не только уголовников. В 30-х годах выписывали 78 наименований газет и журналов.
Сегодня в книгохранилище около 25 тысяч томов, включая раритеты – напрестольное Евангелие, которому больше ста лет, книги 30–40-х годов прошлого века – Гоголь, Островский, Горький. И это не считая фондов детской библиотеки, занимающей весь первый этаж. Недавно закупили книг более чем на 40 тысяч рублей, причем большей частью для молодежи, которая в последнее время начала интересоваться мировой классикой. Спрашивают, к примеру, Хемингуэя, Бредбери, – раньше их вообще не читали. У старшего поколения популярны книги нашего красноярского писателя Владимира Топилина.
Так или иначе, культурный очаг ощущал на себе перемены, связанные не только с литературой.
– Когда интернет стал доступным, получился отток читателей, в основном юношества, – продолжает Екатерина Петровна. – Но в последнее время они понемногу начали возвращаться, ведь не все семьи имеют компьютеры. Хотя уезжает молодежь… Много талантливых ребят оканчивают 11 классов и – в большой город.
Но все же есть своя точка притяжения для уярской молодежи – сельскохозяйственный техникум, один из лучших в крае. Сейчас там более 600 студентов. Готовят трактористов, слесарей, машинистов, поваров, кондитеров, бухгалтеров, а не так давно начали обучать специалистов по переработке мяса – они идут на Уярский мясокомбинат.
Этот венец и напрестольное Евангелие – раритеты, переданные уярцами в музей при библиотеке.