Задумывались ли вы, от чего зависит устройство мира, в котором мы живем? Вечно недовольные люди наморщат нос и только отмахнутся: все решено за нас, и не стоит прилагать усилий, чтобы чего-то добиться, изменить. А другие, засучив рукава, возьмутся за дело и сделают-таки окружающие реалии такими, какими хотят их видеть. Мудрецы говорили: наша жизнь – результат принятых нами решений, нашего выбора, желания что-то изменить.
Так быть не должно!
В Балахтинском районе удивляются: подростковая преступность в последние несколько лет резко уменьшилась. Некоторые виды правонарушений вообще исчезли в этой территории. И дело вовсе не в пандемийной изоляции. Просто появился человек, который не смог равнодушно смотреть на то, как криминализируется молодежь.
С председателем суда Балахтинского района Артемом ДЕРГАЛЕНКО я познакомилась после того, как мне рассказал о нем пресс-секретарь судебного департамента Красноярского края Андрей Мошкович.
Несколько лет назад Артему Викторовичу надоело разбирать дела несовершеннолетних правонарушителей, и он решил: подростки не должны садиться на скамью подсудимых. Важно, чтобы они осознанно относились к поступкам, которые могут совершить.
Подростки попадают к нам в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, а потом становятся нашими «клиентами», – говорит Артем Дергаленко. – Дети сложные, склонные к совершению преступлений, – хулиганы, двоечники, ребята с ограниченными способностями, не мотивированные на обучение. Но ведь так не должно быть!
Последняя капля
Артем Дергаленко в Балахтинский район приехал в 2011 году, до этого работал в Красноярске. В большом городе, говорит, не видно семей сложных подростков, дела которых приходится рассматривать судье. А здесь, в деревне, все на виду. Они твои соседи, знакомые. Ходят по тем же улицам, здороваются при встрече.
И проблемы семей, в которых пьющие родители, тоже на виду. В таких ячейках общества, как правило, и ребятишки начинают рано употреблять спиртное.
Об этой опасности председатель суда говорил и в сельсовете, и в районной администрации. В Балахте по его инициативе даже организовали отряд дружинников, который отслеживал подростков, распивающих пиво в общественных местах.
Но этого мало. Чтобы не совершать правонарушения, сам человек должен понимать, к чему приведут его деяния.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения местного судьи, стало событие, в котором участвовали местные тинейджеры. Группа ребят 7–8-х классов напилась, устроила драку и обворовала дом. Их быстро вычислили.
Тогда я собрал весь класс и привел в суд, провел с детьми и их родителями беседу прямо в зале суда, – рассказывает Артем Викторович. – Показал им клетку, в которой сидят преступники. Пояснил – будете продолжать безобразничать, вас ждет такое будущее.
И подействовало.
Полезные уроки
Ребят, мотивированных не на учебу, а на правонарушения, в школе Балахты оказалось много. И председатель суда решил действовать через систему образования. Обратился в районо – попросил, чтобы ему разрешили вести в учебном заведении правовой факультатив для трудных подростков.
В первую группу пришли 20 ребят. Сначала не хотели заниматься с юристом, а потом втянулись, понравилось.
Я им рассказываю то, что не дают на уроках по праву, – поясняет Артем Викторович. – Привожу примеры из практики: чем заканчиваются те или иные поступки, какое наказание может грозить. И, знаете, преступления по 134-й статье УК (вступление в половую связь с несовершеннолетними, не достигшими 14 лет) у нас в районе практически исчезли. Если раньше в суде в год рассматривали до 15 дел по этой статье, сейчас одно-два.
Наверное, надо быть хорошим психологом, чтобы найти подход к таким непростым детям. У Дергаленко это получается. Он говорит:
Разговариваю с ними по-отцовски. Многим детям здесь не хватает не только отцовской, но и материнской поддержки.
Председатель суда начинал проводить факультативы в одиночку, а потом привлек к занятиям коллег – прокурора, следователя, нотариуса, адвоката.
Такая упорная борьба за детей принесла свои результаты. Судья замечает: из тех ребят, что прошли его школу, на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних никто не попал.
Юристы пошли в школу
А затем спрос на уроки с судьей возник у ребят, которые планировали поступать в юридический институт.
Я связался со своим преподавателем, у которого учился в госуниверситете. Он пояснил мне, на что обратить внимание при подготовке ребят, – рассказывает Дергаленко. – И стал вести занятия еще и для мотивированных школьников выпускных классов.
Артем Викторович отмечает: дети в Балахте тянутся к знаниям, но курсов подготовки к поступлению в вуз здесь нет. А на репетиторов семья не всегда найдет деньги. Местные же юристы детям дают науку бесплатно. И это большой плюс для отдаленной от краевого центра территории.
Два года из-за пандемии коронавируса правовые занятия в балахтинской школе не проводились. Но как только сняли эпидемиологические ограничения, юристы вновь пошли в учебные классы.
Председатель суда понимает: дело это нужное. Пусть приходится жертвовать личным временем, но зато детей на скамье подсудимых в Балахте стало заметно меньше.
Фото Ирины УЛАНОВОЙ, газета «Сельская новь»