Мастерица-берестянщица из Бирилюсского района Тамара Александровна ГРЯДЮШКО говорит: не может долго сидеть без дела, руки так и тянутся к бересте. Этот материал мягкий, податливый, заряжающий позитивной энергией. Мастерица поделки изготавливает в уникальной технике – берестяная скань. Все они выполнены с таким мастерством, что диву даешься – как можно сделать такое вручную, без высоких технологий и сложных машин.
Простое не интересно
Тамара Грядюшко – чуть ли не единственная мастер декоративно-прикладного творчества в Красноярском крае, которая делает берестяную скань. Художница говорит: с берестой работать с юности мечтала, но не было возможности научиться этому делу:
– Я жила в деревне Проточная – ниже по Чулыму, мастеров-берестянщиков там не было. Да и не знала я, что такую красоту можно делать. А когда переехала в Бирилюссы (райцентр Бирилюсского района), пошла в Дом ремесел. Здесь девять мастеров работали с берестой – делали чашечки, корзиночки плетеные. Очень хотелось и мне научиться изготавливать такую же красоту. Но в ученики меня не взяли.
Тамара Александровна – учитель рисования и черчения. Сначала в школе проточной работала, потом в бирилюсскую перебралась. Так что человек творческий – не только уроки вела, но и с детьми в кружке занималась. Ребята вместе с учителем осваивали изготовление картин из бересты.
– Это простая техника, – поясняет мастерица. – Вырезаешь из бересты какую-то форму – листочек или цветочек – и на основу наклеиваешь. А мне хотелось более сложного.
Тарелочки да шкатулочки
В 2005 году Дом ремесел закрыли, на его базе заработало берестяное отделение при детской школе искусств. И Тамару Александровну пригласили преподавать изо. Педагог, конечно, согласилась.
– Работала в детской школе искусств, а в свободное время садилась с ребятишками за парту и училась работать с берестой, – вспоминает Грядюшко. – Начинала с азов – как зачищать, как склеивать этот материал.
Дети к педагогу, сидящему за одной партой с ними, относились с пониманием. Иногда даже подсказывали, помогали делать то, что у нее не получалось.
– Береста многослойная, и у каждого слоя свой оттенок, – показывает мастерица. – Я быстро научилась делать чашечки, сувенирчики, плоские кулончики из природного материала. Это просто: обводишь карандашом шаблон, выстригаешь и склеиваешь. А потом сшиваешь. Дырочки пробойником пробила, и ленточку продергивай.
В школе искусств для этого специальное оборудование было, а дома – все вручную. Простенькие инструменты где муж сделал, где друзья принесли.
– Так вот сидишь и стучишь по вечерам. В школе ленточки специальным ленторезом нарезала. А сейчас – ножницами вручную. Так натренировалась, что без линейки прямо выходит.
Научилась тарелочки делать – и круглые, и овальные, и квадратные. Все друзьям и знакомым раздарила. А потом взялась за шкатулочки-коробочки.
Работа муторная, но любимая
Четыре года занималась берестой, а потом вышла на пенсию, освоила интернет и стала смотреть, что же мастера в других регионах России из бересты делают. И наткнулась на ивановского мастера Александра Кутрынина, который работал в технике берестяной скани. И так ее зацепили эти работы!
– Берестяная скань еще в XVII веке на Руси существовала. В этой технике делали оклады для икон. А потом куда-то исчезла, – рассказывает Тамара Грядюшко. – Современные мастера возродили эту народную традицию.
Посмотрела Тамара Александровна на берестяную скань и загорелась: сколько можно чеплашки делать, нужно новые высоты брать! И написала Александру Кутрынину. Мастер на письма коллеги ответил – давал советы, рассказывал про технику. А Тамара Александровна впитывала, пыталась все своими руками попробовать – проникнуть в технологию изготовления берестяных узоров.
Берестяная скань – работа очень тонкая. Смотришь на чудесных птиц, черепах и барышень, сделанных Тамарой Грядюшко, и диву даешься – как можно руками такую красоту сотворить. У ее птичек каждое перышко из тысячи завитушек и колечек состоит, барышни платки ажурные на плечах носят и чудные кокошники на головах.
– Начинала я с цепочки с кулончиком, – поясняет мастерица. – Сначала на изготовление цепочки у меня целая неделя уходила. Ведь состоит она из склеенных колечек.
А это сначала пластинки берестяные нужно в кипятке сварить, чтобы свернулись, затем на спицу намотать, чтобы нужную форму придать, потом – на печку, чтобы высохли. А там нарезаешь на тоненькие колечки, из которых цепочку вьешь. Александр Кутрынин, у которого она училась, колечки на цепочке не склеивал (они и так держатся), но Тамара Александровна во всем аккуратность любит. Чтобы кончики берестяных звеньев не загибались, не портили вид изделия, она решила их склеивать. А для этого кончики бересты зачистить нужно и обрезать, чтобы при склеивании стыков не видно было. А там дело до кулона доходит. Он не просто вырезан из берестяной пластинки, но оплетен по кругу, а каждый листочек-завиточек внутри сделан с такой точностью и любовью, что украшение получается просто загляденье – эксклюзивное.
– В цветочке сначала один завиток делаешь, потом другой, побольше, добавляешь. Расстояние между ними по миллиметрам выверяешь. Работа, конечно, муторная, – признает мастерица. – Но я без нее уже не могу. Если долго к бересте не прикасаюсь, скучать начинаю. Хочется в руки взять, погладить, подержать.
Опыт – внукам
Тамаре Александровне нравится смотреть на металлические филигранные работы. Как-то она решила: почему не попробовать такое же из бересты сделать. Правда, оказалось, что природный материал не столь управляемый, как металл. Если металл в разные стороны закрутить можно, береста самостоятельно сворачивается в ту сторону, в какую ей хочется. Но мастерица и с этой проблемой справилась. Даже научилась жгуты из березовой кожи делать. Ими оплетает края своих изделий. Получается красиво и аккуратно. Как говорится, законченная работа.
До пандемии Тамара Грядюшко вместе с другими мастерами выезжала на ярмарки и выставки в разные территории края и в Красноярск. Проводила мастер-классы, даже продавала свои поделки. А сейчас затишье.
Правда, мастерством бабушки заинтересовались внуки – перенимают опыт. Младший внук научился делать чашечки и тарелочки из бересты – всех друзей одаривает, а старшая внучка в 11-м классе школы придумала проект, посвященный художественным промыслам, и сделала под бабушкиным руководством набор для напитков.