Если сравнить законопроект по трехлетнему бюджету с поездом, то он уже миновал большую часть пути, а конечная станция близко. Напомним, что главный финансовый документ региона внесен в Законодательное собрание 15 октября, после чего прошел «нулевое чтение» и обсуждение по направлениям на профильных комитетах – с подведением промежуточных итогов на комитете по бюджету и экономической политике. На прошлой неделе законопроект принят (в первом чтении) на сессии. А 26 ноября вопрос «О краевом бюджете на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов» обсудили на публичных слушаниях.
В силу известных обстоятельств аудитория публичных слушаний в Большом зале заседаний на этот раз была не столь многочисленной, как обычно.
Введение в тему
Сами слушания предваряло небольшое «введение в тему» – ответы на вопросы журналистов зампредседателя правительства, министра финансов края Владимира Бахаря и председателя комитета по бюджету и экономической политике Законодательного собрания Владимира Чащина.
– Для депутатов важно было увидеть приоритеты бюджета, который принимается на 2021–2023 годы. Основное внимание в законопроекте уделено финансовому обеспечению противодействия коронавирусной инфекции. Мы понимаем, что задача эта долговременная, сложная, – как известно, ВОЗ уже предупреждает о третьей волне пандемии, поэтому предусмотрена, прежде всего, финансовая поддержка здравоохранения и сохранения здоровья жителей Красноярского края, – сказал председатель профильного комитета краевого парламента. – Второй очень важный приоритет – необходимо обеспечить стабильность и устойчивость бюджета края. По параметрам, которые мы утвердили на сессии 19 ноября, есть уверенность, что по основным направлениям бюджета будут сохраняться и стабильность, и экономическая безопасность.
По словам Владимира Федоровича, на публичных слушаниях необходимо еще раз сверить шаги краевой власти с представителями муниципальных образований и общественности, а поступившие предложения планируется учесть при рассмотрении бюджета во втором чтении.
«И это все о нем…»
Открывая публичные слушания, председатель Законодательного собрания Красноярского края Дмитрий Свиридов напомнил об основных направлениях бюджетной и налоговой политики на предстоящий год и плановый двухлетний период – в первую очередь они связаны с решением ключевых задач, поставленных президентом РФ в рамках известных указов. Кроме того, спикер краевого парламента назвал среди магистральных направлений реализацию мероприятий по социальной поддержке граждан и взаимодействие с федеральными органами власти по увеличению объема финансирования из федерального бюджета, а также по совершенствованию законодательства РФ, оказывающего влияние на формирование бюджетов территорий краев и областей.
– Безусловным приоритетом при формировании расходов бюджета по-прежнему является выполнение всех обязательств и гарантий, предусмотренных законодательством, – подчеркнул Дмитрий Свиридов. – В 2021 году будет проиндексирован целый ряд социально значимых расходов. Так, предусматривается увеличение финансирования на повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы. А около 40 % краевого бюджета планируется направить в территории края, в том числе на строительство социальных объектов.
После этого с прогнозом социально-экономического развития Красноярского края на 2021-й и плановый период 2022–2023 годов аудиторию ознакомил министр экономики и регионального развития Егор Васильев, а Владимир Бахарь рассказал об основных параметрах краевого бюджета.
– Публичные слушания для нас являются важным событием в бюджетном процессе, потому что главный финансовый документ выносится на публичное обсуждение, на рассмотрение общественности, – пояснил министр финансов журналистам. После чего отметил: если говорить о приоритетах, то, во-первых, это все, что связано с нацпроектами, а одно из самых больших увеличений произойдет по переселению из ветхого и аварийного жилья – в 2021-м на эти цели заложено 3,4 млрд рублей. Еще один приоритет – социальная поддержка населения (если в 2019-м это 32 млрд рублей в бюджете, то в следующем году уже более 56 млрд).
В бюджете запланированы и значительные средства на строительство объектов социальной сферы. Общий объем расходов за три года составит около 26 млрд рублей.
Отметим, что после двух докладов с заключением на трехлетний проект краевого бюджета участников публичных слушаний ознакомил председатель Счетной палаты региона Дмитрий Воропаев.
Вести с мест
Высказали свое мнение по бюджету и представители муниципалитетов.
Замглавы Абанского района Ольга Кортелева сообщила, что их территория активно участвует в краевых и муниципальных программах.
– В этом году мы стали первыми участниками нового краевого проекта поддержки местных инициатив – семь муниципальных образований Абанского района приняли в нем участие и стали победителями конкурса. И, таким образом, смогли из краевого бюджета привлечь 7 млн рублей, – отметила замглавы. – Органы самоуправления дают ход инициативам людей, которые видят на селе самые важные проблемы, высказывают свои предложения и уже по-другому относятся к совместно реализованным проектам.
В свою очередь, глава Минусинска Андрей Первухин сказал:
– Несмотря на все трудности и новые реалии все-таки бюджет Красноярского края остается бюджетом развития. Значительные средства направляются Минусинску – как вы знаете, в 2023 году у нас 200-летие города. Заложено практически под 2 млрд рублей – на подготовку городской инфраструктуры, ремонт и реконструкцию объектов культурного наследия, ремонт улично-дорожной сети. Старт подготовке был дан в прошлом году. В 2020-м на порядок больше будем делать, но уже сейчас заметно, что Минусинск преображается. Сами жители говорят, что он становится городом, где приятно жить.
Рекомендации для всех
В проекте резолюции публичных слушаний участники рекомендуют Законодательному собранию принять проект закона края «О краевом бюджете на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов», а также усилить парламентский контроль за исполнением бюджета в целях эффективной реализации задач по социально-экономическому развитию края. И среди прочего предлагают правительству совместно с краевым парламентом продолжить взаимодействие с органами госвласти РФ, направленное на расширение участия региона в реализации нацпроектов и на совершенствование межбюджетных отношений, а кроме того, усилить контроль и организовать системный мониторинг реализации ключевых проектов КИП «Енисейская Сибирь»…
Есть также рекомендации для Счетной палаты и муниципальных образований.
КОММЕНТАРИЙ
Владимир ЧАЩИН
председатель комитета по бюджету и экономической политике Законодательного собрания Красноярского края
– Мы видим, что продолжается территориальное развитие муниципальных образований: порядка 40 % всех бюджетных средств направляется в территории. Это будет служить активизации деловой активности. В 2019 и 2020 годах запущен механизм локальной экономики – более 33 комплексных проектов развития территорий подготовлены, а некоторые уже реально запущены. Прежде всего это поддержка муниципалитетов, наращивание социальной базы в наших территориях, поскольку помимо реализации инвестпроектов ведется еще планомерная работа по строительству дорог, социальных объектов – детских садов, ФАПов и т. д. Это мы уже почувствовали, есть и экономический эффект.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
На 2021 год предполагаются следующие параметры бюджета:
– доходы – 269,8 млрд рублей
– расходы – 286,9 млрд рублей
– дефицит – 17,1 млрд рублей