Айпады – обычный рабочий инструмент для студентов таймырского колледжа. Впрочем, выдают их ребятам только на лекции – потом приходится возвращать. Зато через планшетники ученики могут зайти в библиотеку СФУ и скачать все, что нужно для занятий. «Вот какое продвинутое у нас училище!», – говорит Игорь Еремин, студент 4-го курса таймырского колледжа, один из тех, кто представляет его на краевом фестивале профессионального образования «ПРОФИ».
Игорь – долган по национальности. Как представитель коренных и малочисленных народов Севера, учится в колледже на бюджетном основании. Однако вовсе не эта льгота позволила ему стать одним из самых талантливых студентов колледжа. Современные методы обучения и «продвинутая» материальная база плюс собственные способности – все это позволяет Игорю строить планы на дальнейшее обучение в СФУ. И уж потом молодой человек собирается работать в одном из подразделений «Норникеля». К слову, металлургическая компания и колледж создали своего рода образовательный консорциум.
Подобного рода объединение бизнеса и учебных заведений сейчас редкость. Как правило, позволить себе такую роскошь могут крупные корпорации. Бизнес формирует заказ на специалистов, училища составляют определенную программу. А ведь это одна из форм, которая помогла бы выйти из кризиса, в котором долгое время пребывало профессиональное образование.
Впрочем, сейчас времена, когда в этой сфере не было ничего, кроме демотивированных преподавателей и учеников, которые больше нигде не нужны, давно позади. И наглядным тому доказательством стал краевой фестиваль профессионального образования «ПРОФИ», который уже в третий раз проходит в Красноярске. Тысячи школьников побывали на нем, чтобы определиться с будущей профессией.
Учебные заведения представили образовательные возможности, причем банальными стендами дело не ограничилось. Будущие кулинары и бармены показывали мастерство в одном павильоне, в другом – парикмахеры сооружали праздничные прически. В третьем – под управлением студентов вышагивали роботы.
– Профессиональное училище – уже давно не та «фазанка», с разбитыми партами и устаревшим оборудованием, к образу которой мы привыкли, – считает министр образования и науки Красноярского края Вячеслав Башев. – Сейчас в этой сфере интересные преподаватели, современные методы и оснащение, в общем, все, чтобы развить уровень профобразования.
Фестиваль профессионального образования посетил и губернатор Красноярского края Лев Кузнецов. Он подробно познакомился с выставкой, причем некоторые из стендов особенно заинтересовали главу региона. Лев Кузнецов задержался рядом с экспозицией одного из красноярских училищ, где профессии обучаются в том числе люди с ограниченными возможностями. С одним из таких студентов он переговорил особенно подробно и в итоге резюмировал: «Для учебного заведения работа с такой категорией – особая гражданская позиция. И государственные предприятия должны быть первыми в этом процессе».
К слову, дефицит рабочих специальностей на рынке сейчас настолько велик, что выпускники профессиональных училищ имеют все шансы найти себе достойную работу. Тем более этому способствует модернизация профессионального образования.
– Позитивный процесс стал возможным благодаря содействию крупнейших работодателей. Все больше рабочих готовятся под заказ конкретной компании, – отметил Лев Кузнецов. – Создаются крупные центры профессионального обучения, оснащенные современной техникой. Сейчас их в крае 6 и еще восемь откроются в ближайшее время. Причем один из них будет специализироваться на работе с ребятами с ограниченными возможностями. Рад, что отношение к рабочему человеку постепенно меняется, и этот фестиваль – яркий тому пример.
Поощрение лучших преподавателей – одна из форм, которая позволяет вывести профессиональное образование на новый уровень. Лучшим из лучших губернатор вручил дипломы и денежные сертификаты на крупные суммы.
В целом обучение рабочим профессиям в нашем регионе находится на таком уровне, что его позитивно оценивают и представители других территорий. Директор департамента по науке и образованию межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Евгений Сазонов считает: у нас есть чему учиться: «В Красноярском крае к реорганизации профессионального образования системный подход. Есть четкие экономические и социальные задачи, которые работают на развитие и бизнеса, и общества».