В игру вступает молодой учитель, или Чему пока не учат в вузах

В игру вступает молодой учитель, или Чему пока не учат в вузах


В крае разрабатывается концепция развития кадрового потенциала региональной системы образования. Если коротко – и в сельские, и в городские школы должен прийти учитель нового типа. Таковы современные требования: педагогу уже недостаточно быть просто хорошим предметником. Ему нужно понимать происходящие вокруг него процессы, правильно их оценивать, исследовать, самосовершенствоваться. Преподавая урок, мотивировать учеников к мышлению. И ставка здесь делается именно на молодых специалистов.

С чем «едят» метапредмет

В новой версии федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) впервые сказано о необходимости достижения так называемого метапредметного результата обучения в средней школе. О чем, собственно, идет речь?

Возьмем для примера урок математики. Сейчас обучение этому предмету, как правило, сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, в нужном месте применяя нужный алгоритм. Развитие мышления при таком подходе происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки. Развивается память, но не мышление. Использование же технологии метапредмета дает возможность включить его у учеников.

Красноярский институт повышения квалификацииСуть подхода: педагог создает особые условия, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. Работа с содержанием метапредмета позволяет формировать способы (модели) постановки и решения задач, которые пригодятся и за границами урока математики, и вне школы. Ученик может опираться на приобретенный опыт при изучении других предметов, например, физики. Приемы работы с моделями в дальнейшем наверняка будут востребованы во многих профессиях, связанных с экономикой, технологией.

Или рассмотрим другой урок – литературы. К сожалению, ее изучение зачастую ограничивается анализом художественных особенностей произведений. Использование же метапредметной технологии на уроке дает возможность, разбирая роман или поэму, выделять основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода…

Сейчас дети, приходя в школу, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7–8-го классов. Чем старше ребенок, тем меньше мотивация. Ценность обучения теряется, и смыслов, которые заставляли бы его учиться, массовая школа пока не предъявила. Теперь посмотрим, что делают метапредметы. Они будоражат мышление, пытаются говорить о том, о чем современная школа рассуждать не умеет, – о жизни и ее ценностях. Причем делают это не назидательно. Работают с перспективой ребенка всерьез, а не просто в русле советов.

Метапредметы нужны и с точки зрения развития мышления, профессионализма самого педагога. Специалисты считают, что для освоения подобных технологий учителям потребуется от трех до пяти лет. Однако проблема в том, что в вузах этому никто не учит.

Первые ласточки

– Тема профессионального развития педагога является одной из самых важных в обсуждении вопросов изменения системы образования, – говорит координатор проекта по работе с молодыми педагогами Красноярского института повышения квалификации (ИПК) Наталья Логинова. – Если раньше учитель по факту выступал транслятором знаний, то сейчас он должен стать координатором информационных потоков, мотиватором, экспертом, то есть так строить занятия, чтобы у детей появлялись свои вопросы и с помощью учителя они искали на них ответы. Современная школа и ФГОС второго поколения требуют от учителя владения метапредметными компетентностями, но как научить тому, чем сам не владеешь?

Ответом на вызовы времени стал проект молодежных профессиональных педагогических игр. Его авторами выступили сами молодые учителя, краевой ИПК, институт психологии практик развития. Идею поддержало краевое министерство образования и науки, свое партнерское плечо подставила красноярская гимназия № 1 «Универс». В 2011 году проект прошел обкатку на смене молодых педагогов в летнем лагере ТИМ «Бирюса».

– Перед нами стояла задача создать такую систему состязаний, которая позволила бы стимулировать профессиональное развитие молодых педагогов края, – говорит один из авторов проекта, руководитель центра психологии и педагогики развития гимназии «Универс» Елена Козырева. – Основное отличие нашей идеи от уже существующих конкурсов заключается в формировании постоянно действующего рейтинга участников, учитывающего уровни владения метапредметными компетентностями: критическим мышлением, режиссурой и сценированием педагогического действия, учебной мотивацией, командным способом действия и другими.

Итогом «пилота» стало создание общественной организации – ассоциации молодых педагогов Красноярья, первых ласточек нового поколения учителей. Именно они включились в организацию и проведение массовых профессионально-квалификационных состязаний для своих коллег.

Проект стартовал весьма уверенно и быстро набрал обороты: в 2011/2012 учебном году в играх участвовали 165 учителей, в 2012/2013-м – уже 349. Авторы идеи уверены: то, что проект оказался востребованным педагогической молодежью, очень своевременно и важно. Сейчас доля молодых кадров в учительском корпусе края составляет около 6 %. Около 70 % выпускников педагогических вузов увольняются после первого же года работы. Игры и знания, полученные во время их проведения, позволяют по-новому ощутить вкус профессии учителя: она уже не представляется столь монотонной и рутинной, открывает горизонты для творческого развития.

Инициативы красноярцев не остались незамеченными. По результатам мониторинга, проведенного институтом образования Высшей школы экономики, проект «Молодежные педагогические игры» будет рекомендован Министерством образования и науки РФ для поддержки и дальнейшего распространения в регионах страны.

Интерны от педагогики

– За счет участия в играх у молодых педагогов актуализируется тема метапредметных компетентностей и появляется ощущение дефицита в этой области, – продолжает Наталья Логинова. – Ликвидировать его только тренировками и играми в полной мере невозможно.

Поэтому следующим шагом в развитии идеи работы с молодыми учителями стал проект «Педагогическая интернатура», который должен стартовать в предстоящем учебном году.

учителя учатсяИдея интернатуры заключается в создании института, в котором происходит «вхождение в должность» молодого специалиста, наследование и воспроизводство лучших образцов деятельности, включение метапредметных компетентностей, а также развитие творческих педагогических инициатив.

Основным элементом интернатуры должна стать индивидуальная карта развития интерна, которая корректируется по мере его «движения». Появится блок работы в территориях – например, тренировки через работу со студентами педагогических колледжей. Для студентов крайне важно видеть образ своего ближайшего профессионального будущего в виде молодого, энергичного и увлеченного молодого человека.

Обязательным будет блок, связанный с рефлексией интерна своей деятельности. Рефлексия и культурное просвещение позволяют не только понимать, как участники наращивают свои умения, но и отвечать на вопрос, что они привнесут в свою работу, в свою школу, в свой муниципалитет. Завершение «Педагогической интернатуры» оформляется в виде итоговой работы, которая имеет прямое отношение к изменению практики работы участника.

Так создается система, задающая перспективу развития самой профессии. Она позволит молодым людям научиться ставить перед собой такие задачи, которые предыдущим поколением учителей еще не ставились. И если вы являетесь одним из них, присоединяйтесь к сообществу педагогической инициативной молодежи Красноярья: группа «ВКонтакте».

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

20 января 2022
Cюрпризы и премьеры «Золотого сезона»
Конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» — добрая традиция для театральных коллективов из Сибири и Дальнего Востока. Кажется, будто
Уроки Года науки
О том, каким был Год науки и технологий для красноярских ученых, над чем они сегодня работают и что их волнует,
18 января 2022
Пекин-2022: их уже одиннадцать
Еще 9 красноярцев из разряда кандидатов официально перешли в члены сборной ОКР, кто поедет на Олимпиаду-2022. Самое многочисленное пополнение пришло после