В каникулы, после школы и вместо уроков

Дети в военное время постигали знания на полях и фермах

В каникулы, после школы и вместо уроков Дети в военное время постигали знания на полях и фермах

В начале войны, 2 июля 1941 года, Совет народных комиссаров (СНК) СССР принял постановление «О привлечении учащихся 7–10-х классов неполных средних и средних школ к сельхозработам».

А постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 сентября 1941 г. закрепило изучение школьниками 7–10-х классов сельскохозяйственных дисциплин.

Другой документ установил продолжительность рабочего дня для подростков на сельхозработах от шести до восьми часов. То есть времени собственно на учебу за партой почти не оставалось. Знания ученики получали на колхозных полях и животноводческих фермах.

От лошади до трактора

Военная реальность заставила ввести серьезную подготовку подростков к производ­ственному труду в сельском хозяйстве. Изучая в 7–10-х классах аграрную науку, к моменту выпуска подростки были готовы к работам в колхозах, МТС, совхозах. Наркомпрос РСФСР разработал специаль­ные программы, предусматривающие теорети­ческие и практические занятия по растениевод­ству и животноводству. Учащиеся 5-­х классов изучали приемы выращивания овощных культур, учени­ки 6­-х классов – агротехнику зерновых и тех­нических культур, кроме того, овладевали при­емами работы на несложных сельскохозяйст­венных машинах. Программа для семиклассников была уже более сложной. Она содержала следующий материал:

а) основы агротехники ведущих культур;

б) механизация возделывания сельскохозяй­ственных растений;

в) уход за рабочей лошадью и правила работы с ней;

г) ознакомление с уставом сельскохозяйствен­ной артели.

Учащиеся 9­-х классов учились органи­зации колхозного производства, а также рабо­те на сельскохозяйственных машинах. Программа предусматривала:

а) основы агротехники (с применением сель­скохозяйственных машин тракторной или конной тяги);

б) сельскохозяйственные машины и орудия по обработке почвы к посеву, уборке урожая, молотьбе и сортированию семян;

в) ознакомление с уставом сельскохозяйствен­ной артели.

Картофель фронтовикам от школьников станции Сон

СНК СССР и ЦК ВКП(б) весной 1942 г. при­няли постановление «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, со­вхозы и МТС трудоспособного населения го­родов и сельских местностей», которое разре­шало привлекать на сельскохозяйственные ра­боты 1942 г. и учащихся 6–10-х классов. Продолжительность рабочего дня составляла от 6 до 8 часов в зави­симости от возраста школьников и характера работы. В этот год был впервые установлен обя­зательный минимум трудодней для подростков (не менее 50). Выполнение этого объема при­равнивалось к году трудового стажа в колхозе. Осенью 1941 г. в уборочной кампании приняли участие более 200 тысяч школьников и 6 тысяч учителей Красноярского края. Тяжелые условия жизни детей в годы войны иллюстрируют воспоминания красноярца КсенофонтаЧиркова:

Когда началась война, мне было десять с половиной лет. Отца забрали на фронт 27 августа 1941 г. Я начал работать в колхозе. Начальную школу окончил с трудом, потому что был старшим в семье, которую надо было содержать.

Всеобщая мобилизация

Дети войны. Саянский район

Летом подростки работали по 12 часов в день и больше. Они поливали и пололи колхозные овощи. Ребятишки постарше помогали матерям на колхозной ферме, на пахоте и в заготовке дров на зиму, косили и сушили сено на покосах наравне со взрослыми, перевозили грузы на лошадях. В разгар уборочных работ детей могли увезти на несколько дней на так называемые культстаны. Здесь они жили и работали. И порой учеба на этом заканчивалась.

Как вспоминал уроженец села Гладково Саянского района Виктор Иванович Окуневич:

Многие тогда бросили учебу в школе, но я учился до 1944 г. Только потом оставил учебу и пошел работать в колхоз – нужно было помогать матери. Брался за любую работу: пас коней, возил сено, дрова. Летом боронил, пахал на лошадях. В поле приходилось жить.

Из воспоминаний жителя Лесосибирска Георгия Петровича Прощенко:

На момент начала войны мне едва исполнилось 12 лет. Наша многодетная семья жила тогда в Верхнем Агашуле Саянского района. В деревне была только начальная школа, а для отправки детей на учебу в райцентр, где была семилетка, не хватало средств. Поэтому, окончив четыре класса, я стал работать в колхозе «Красный саянец» на лесозаготовках. <…> Мы понимали, что от нашего труда очень многое зависит, что мы тоже делаем нужное для страны дело.

Война заставила сибиряков осваивать новые виды сельскохозяйственных культур. Фронту не меньше продуктов и патронов нужна была махорка. В Минусинском районе и раньше выращивали табак. А в Ермаковском производство махорки наладили в 1940-х. Старожилы района вспоминают: каждой семье выделяли делянку, на которой высаживали табак. Обрабатывали его мальчишки. Нанюхавшись на прополке этой культуры, пацаны падали между рядками. Отдышавшись, вновь принимались за дело.

Использованы материалы и фото книги «Красноярск – Берлин. 1941–1945 гг.», 2009г.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи