В начале войны, 2 июля 1941 года, Совет народных комиссаров (СНК) СССР принял постановление «О привлечении учащихся 7–10-х классов неполных средних и средних школ к сельхозработам».
А постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 сентября 1941 г. закрепило изучение школьниками 7–10-х классов сельскохозяйственных дисциплин.
Другой документ установил продолжительность рабочего дня для подростков на сельхозработах от шести до восьми часов. То есть времени собственно на учебу за партой почти не оставалось. Знания ученики получали на колхозных полях и животноводческих фермах.
От лошади до трактора
Военная реальность заставила ввести серьезную подготовку подростков к производственному труду в сельском хозяйстве. Изучая в 7–10-х классах аграрную науку, к моменту выпуска подростки были готовы к работам в колхозах, МТС, совхозах. Наркомпрос РСФСР разработал специальные программы, предусматривающие теоретические и практические занятия по растениеводству и животноводству. Учащиеся 5-х классов изучали приемы выращивания овощных культур, ученики 6-х классов – агротехнику зерновых и технических культур, кроме того, овладевали приемами работы на несложных сельскохозяйственных машинах. Программа для семиклассников была уже более сложной. Она содержала следующий материал:
а) основы агротехники ведущих культур;
б) механизация возделывания сельскохозяйственных растений;
в) уход за рабочей лошадью и правила работы с ней;
г) ознакомление с уставом сельскохозяйственной артели.
Учащиеся 9-х классов учились организации колхозного производства, а также работе на сельскохозяйственных машинах. Программа предусматривала:
а) основы агротехники (с применением сельскохозяйственных машин тракторной или конной тяги);
б) сельскохозяйственные машины и орудия по обработке почвы к посеву, уборке урожая, молотьбе и сортированию семян;
в) ознакомление с уставом сельскохозяйственной артели.
СНК СССР и ЦК ВКП(б) весной 1942 г. приняли постановление «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей», которое разрешало привлекать на сельскохозяйственные работы 1942 г. и учащихся 6–10-х классов. Продолжительность рабочего дня составляла от 6 до 8 часов в зависимости от возраста школьников и характера работы. В этот год был впервые установлен обязательный минимум трудодней для подростков (не менее 50). Выполнение этого объема приравнивалось к году трудового стажа в колхозе. Осенью 1941 г. в уборочной кампании приняли участие более 200 тысяч школьников и 6 тысяч учителей Красноярского края. Тяжелые условия жизни детей в годы войны иллюстрируют воспоминания красноярца КсенофонтаЧиркова:
Когда началась война, мне было десять с половиной лет. Отца забрали на фронт 27 августа 1941 г. Я начал работать в колхозе. Начальную школу окончил с трудом, потому что был старшим в семье, которую надо было содержать.
Всеобщая мобилизация
Летом подростки работали по 12 часов в день и больше. Они поливали и пололи колхозные овощи. Ребятишки постарше помогали матерям на колхозной ферме, на пахоте и в заготовке дров на зиму, косили и сушили сено на покосах наравне со взрослыми, перевозили грузы на лошадях. В разгар уборочных работ детей могли увезти на несколько дней на так называемые культстаны. Здесь они жили и работали. И порой учеба на этом заканчивалась.
Как вспоминал уроженец села Гладково Саянского района Виктор Иванович Окуневич:
Многие тогда бросили учебу в школе, но я учился до 1944 г. Только потом оставил учебу и пошел работать в колхоз – нужно было помогать матери. Брался за любую работу: пас коней, возил сено, дрова. Летом боронил, пахал на лошадях. В поле приходилось жить.
Из воспоминаний жителя Лесосибирска Георгия Петровича Прощенко:
На момент начала войны мне едва исполнилось 12 лет. Наша многодетная семья жила тогда в Верхнем Агашуле Саянского района. В деревне была только начальная школа, а для отправки детей на учебу в райцентр, где была семилетка, не хватало средств. Поэтому, окончив четыре класса, я стал работать в колхозе «Красный саянец» на лесозаготовках. <…> Мы понимали, что от нашего труда очень многое зависит, что мы тоже делаем нужное для страны дело.
Война заставила сибиряков осваивать новые виды сельскохозяйственных культур. Фронту не меньше продуктов и патронов нужна была махорка. В Минусинском районе и раньше выращивали табак. А в Ермаковском производство махорки наладили в 1940-х. Старожилы района вспоминают: каждой семье выделяли делянку, на которой высаживали табак. Обрабатывали его мальчишки. Нанюхавшись на прополке этой культуры, пацаны падали между рядками. Отдышавшись, вновь принимались за дело.
Использованы материалы и фото книги «Красноярск – Берлин. 1941–1945 гг.», 2009г.