Врачи хранили молчание около двух месяцев и поделились радостной новостью буквально на днях: сейчас уже можно сказать, что шестилетняя пациентка со злокачественным заболеванием крови (острый лейкоз) достигла полной ремиссии. Прошла успешно первая аллогенная трансплантация костного мозга, проведенная в Красноярске. Ранее самым восточным городом, где выполнялись подобные операции, был Екатеринбург.
От мелочей зависит многое
Аллогенная трансплантация – это пересадка костного мозга от донора. Очень сложное вмешательство, со многими рисками, включает предоперационную химиотерапию, когда убиваются собственные кроветворная и иммунная системы, сам процесс трансплантации и последующий восстановительный период.
В семье девочки не нашли полностью совместимого донора, и пришлось обращаться в федеральный регистр.
Чтобы такое вмешательство стало возможным в Красноярском краевом клиническом центре охраны материнства и детства, несколько лет назад появилось специальное отделение, которое оснастили оборудованием. Врачи – гематологи, трансфузиологи – и медсестры проходили обучение в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева и других клиниках, где выполняются подобные вмешательства.
Сотрудница московского центра, врач-гематолог Мария Климентова была приглашена на операцию.
– Я приехала, чтобы оценить, как себя чувствует пациент, нет ли токсических проявлений, и просто ответить на технические вопросы, которые появлялись в моменте, – пояснила она. – Трансплантация – очень сложная технология, и просто так на бумажке она не передается от одного центра или доктора к другому, здесь есть очень много подводных камней, мелочей, от которых зависит очень многое.
Успешные трансплантации
Сейчас в отделении, которое было создано не так давно, лечение проходят пять пациентов. В августе планируется провести еще одну аллогенную трансплантацию костного мозга. Ранее в этом году провели успешно две аутологичные трансплантации (когда используются собственные клетки) у пациентов с лимфомами.
– Две аутологичные трансплантации мы провели уже самостоятельно, без помощи коллег из федеральных клиник, – отметила Эльмира Ахмедова, заместитель главного врача по медицинской части по детству. – Забор собственных клеток накануне также проводили самостоятельно. Процедуру трансплантации оба ребенка перенесли удовлетворительно. Один из пациентов уже выписан из отделения под наше наблюдение, за вторым пока продолжаем наблюдение непосредственно в нашем отделении.
Такие операции – большое достижение для медицины нашего края: ранее нуждавшихся в трансплантации костного мозга пациентов приходилось направлять в федеральные клиники Москвы, Санкт-Петербурга. И далеко не у всех семей находились средства – благотворительные фонды собирали деньги на перелет ребенка и его сопровождающего, а после трансплантации нужно еще какое-то время оставаться под наблюдением, в отдельных случаях на несколько месяцев.
Как стать донором
Шестилетней пациентке повезло – совместимый донор был найден в федеральной базе. Это большая удача, потому что вероятность совпадения в лучшем случае 1 к 10 тысячам.
Порой приходится искать подходящих доноров за рубежом, а это сейчас очень непросто и недешево. Поэтому важно пополнять собственную базу доноров. Достаточно сдать кровь для генетического HLA-анализа в Красноярском краевом центре крови или в ФМБА, записаться можно через портал «Госуслуги». Донор не должен иметь серьезных заболеваний – таких как ВИЧ, сифилис и т. д. – и быть в возрасте от 18 до 45 лет.
В планах нейрохирургов края более сложные операции
Еще одна уникальная операция была выполнена в Красноярской краевой больнице. Чтобы провести ее, пригласили профессора из Москвы. Выполненное вмешательство – единственный шанс для 29-летней девушки из Братска на нормальную жизнь, с полуторагодовалого возраста она мучается из-за неконтролируемых приступов эпилепсии, и никакие лекарства ей не помогали.
Судороги, потеря сознания могли случаться буквально в любой момент, поэтому постоянно требовалось присутствие близких. Врачи из соседнего региона дважды решались на операцию, но эффекта не было. Подобранные таблетки не помогали – часто приходилось вызывать скорую помощь, чтобы купировать эпилептические приступы.
Операцию выполнил доктор медицинских наук, заведующий центром нейрохирургии им. Н. И. Пирогова, профессор Андрей Зуев из Москвы:
– Пациентка была очень сложной. Ранее были попытки удалить участок мозга, который вызывает эпилепсию, и они не привели к должному успеху. К счастью, нам удалось это сделать без каких-либо проблем, я надеюсь, что приступов у больной больше не будет.
Для обычного человека звучит жутковато – удаление участка мозга. Какие перспективы в дальнейшем?
Но, по словам специалистов, проблема давняя, и участок мозга уже не работал, но вызывал эпилепсию. Чтобы все сделать максимально безопасно, во время операции был использован нейромониторинг. Это электрофизиологический метод контроля, который используют во время операций, сопряженных с высоким риском повреждения нервных волокон.

Нейрофизиолог на протяжении всей операции следит за тем, чтобы не были задеты жизненно важные структуры мозга. Фото: medgorod.ru
Сегодня профессиональный уровень красноярских нейрохирургов позволяет проводить лечение тяжелых и фармакорезистентных форм эпилепсии на территории края, не направляя больных в федеральные клиники. Для этого есть и диагностическое оборудование, и медицинская техника для видеомониторинга, которые необходимы и на этапе подготовки к операции, и во время хирургического вмешательства.
Как рассказал Павел Шнякин, главный внештатный нейрохирург министерства здравоохранения Красноярского края, наши медики настолько сложные операции пока не проводят, но все впереди:
– Мы выполняем пока более простые операции, тоже резекционные, при височной эпилепсии. Но на перспективу, возможно, через пару лет и мы перейдем к таким операциям.



