Век назад родился наш знаменитый земляк Владимир Иванович Долгих (1924–2020), советский и российский хозяйственный и партийный деятель, стоявший у истоков цветной металлургии края, один из «тяжеловесов» советской промышленности.
В Красноярске эту знаменательную дату отметили открытием двух мемориальных досок. Первую презентовали в Красцветмете, где Владимир Иванович начинал свою трудовую биографию и всего за девять лет прошел путь от мастера до главного инженера предприятия. Вторая появилась на доме в центре краевой столицы, где жил выдающийся металлург и государственник.
В день рождения Владимира Ивановича, 5 декабря, на территории Красцветмета собрались те, кто знал его лично, руководство и сотрудники предприятия, представители краевой власти и общественности, краеведы, журналисты. Приехал из Москвы и внук Владимир Георгиевич Долгих – интеллигентный и скромный молодой мужчина.
У мемориальной доски, до поры до времени закрытой белой тканью, люди, которым дорога память о нашем земляке, сказали о нем теплые слова.
Сегодня мы чествуем человека, который надолго оставил след не только в истории Красноярска и края, но и всей России. Его жизненный путь вместил войну и тяжелое ранение, партийно-хозяйственную работу и государственную деятельность. Владимир Иванович – человек интересной и захватывающей судьбы, он основатель многих славных дел в стране и крае. Вся его биография – это яркий пример служения Отечеству, – отметил заместитель министра промышленности и торговли региона Василий Чернов.
Генеральный директор Красцветмета Михаил Дягилев вспомнил, что при Владимире Ивановиче использовался такой профессиональный термин – «редкачи». Так на Красноярском аффинажном заводе инженеры, специалисты по редким и драгоценным металлам называли друг друга. Это были действительно редкие профессионалы, создававшие новые для страны технологии.
Осенью 1949 года Владимир Долгих, выпускник института и фронтовик, приехал на наше предприятие работать сменным мастером в цехе аффинажа платины и палладия. Он очень быстро погрузился в специфическую, интересную атмосферу завода того времени. И не только руководил людьми, но и занимался исследованиями. В те годы не было в СССР технологий такого уровня, которые позволяли бы выпускать в промышленном масштабе платиновые металлы, они только создавались. На заводе работала большая команда известных советских ученых-исследователей, таких как профессор Звягинцев и академик Башилов. Иван Яковлевич Башилов быстро приметил молодого инженера и пригласил его в команду по разработке технологии аффинажа родия. Потом Владимир Иванович прошел быстрый карьерный путь в Красцветмете, за девять лет став главным инженером завода – фактически вторым лицом на предприятии. Главное, что было у того поколения и чему мы должны у них учиться, – это целеустремленность. Желание и способность идти к цели в составе команды, что позволяло им добиваться результата. Эти люди очень хотели сделать то, чего ждала от них страна. И лично Владимир Иванович за свою долгую жизнь, богатую на события и успехи, сделал очень много. В память о его делах мы сегодня и открываем эту мемориальную доску, – сказал руководитель Красцветмета.
Покрывало упало, и собравшиеся увидели работу. На бронзовой доске – объемный портрет Героя. Две «Золотые звезды» на его груди. Кто-то из пришедших подчеркнул, что Владимир Иванович был одним из немногих руководителей партии, который получил эти награды не за «выслугу лет», а действительно за труд, за открытия, за неоценимый вклад в развитие отечественной индустрии.
Под портретом выбито золотыми буквами: «Долгих Владимир Иванович. Выдающийся государственный и общественный деятель. Дважды Герой Социалистического Труда. Почетный гражданин Красноярского края. В 1949–1958 годах работал в Красцветмете».
Простая, строгая и очень достойная работа. Ее автор – Константин Зинич, известный скульптор, член Союза художников России, почетный академик Российской академии художеств. Руководство завода сделало безошибочный выбор, поручив это дело именно ему, ведь художник был знаком с Владимиром Ивановичем.
Это была Личность с большой буквы! Человек-глыба! – отчеканил скульптор. – Когда-то мы с Владимиром Ивановичем установили на 42-м километре Волоколамского шоссе памятник воинам-сибирякам, защищавшим Москву. Именно Долгих был инициатором и вдохновителем этой идеи. Он очень много говорил о производстве, рассказывал, где был руководителем, как работал. Помню его слова, его голос. Запомнилась его цитата, которую я увидел в Норильском музее: «Любое указание, посланное сверху, на месте нужно просмотреть, обдумать и принять свое решение». В то время надо было иметь большую смелость, чтобы так сказать… Много лет мы с ним сотрудничали, и так получилось, что мне выпало делать эту мемориальную доску. Надеюсь, она поможет сохранить в памяти людей образ этого великого человека. А придет время, красноярцы и памятник ему поставят, – выразил надежду художник. – Молодое поколение должно знать выдающихся людей, которые жили и работали для России.
Биография Владимира Ивановича Долгих очень характерна для человека, родившегося в Стране Советов. Но здесь обязательно надо подчеркнуть: не для всякого. А для человека умного, целеустремленного, порядочного и трудолюбивого.
Немало таких сибирских, рязанских, тамбовских парней, выходцев из маленьких русских деревень и поселков, которые не рождались с золотой ложкой во рту, зато умели трудиться с малолетства, сумели достичь сверкающих вершин. Они становились выдающимися производственниками, генералами, учеными, партийными и государственными деятелями… Большинство, как и наш герой, выросли из перешитых солдатских шинелей. После войны приезжали из глухих деревень в большие города с фанерными чемоданчиками. Жадно учились, стремились к неизведанному, мечтали не о собственном благополучии, а думали, как и чем могут помочь Родине… Именно таким человеком был Владимир Иванович Долгих.
Он родился 5 декабря 1924 года в селе Иланское Енисейской губернии.
Прямо из-за школьной парты в 1941 году добровольцем ушел на фронт. Участвовал в битве за Москву и в других сражениях первого этапа Великой Отечественной. В феврале 1943 года получил тяжелое ранение и после длительного лечения в 1944-м демобилизовался из армии.
В том же году поступил в Иркутский горно-металлургический институт на факультет цветных металлов. Окончил учебу с отличием. В 1949–1958 годах работал в Красцветмете, был начальником смены, начальником цехов, главным инженером.
Вот что писал в своих воспоминаниях бывший директор Красцветмета Борис Грайвер, друг и однокурсник Долгих:
Владимир Иванович запомнился коллегам как руководитель, исповедующий интеллектуальные принципы руководства. Сам, как человек творческий, он требовал и от других творческого отношения к делу. При нем возросла роль технического совета завода как органа коллективного управления техническим прогрессом. Повысилась эффективность инженерного труда и научных исследований.
Владимир Иванович оживил работу по техническому перевооружению производства. Под его руководством началась реконструкция гидрометаллургических переделов. Еще в должности начальника цеха он возглавлял практическую работу по переводу получения родия на новую, прогрессивную технологию, основанную на «методе высаливания». Был инициатором организации на заводе производства полупроводниковых материалов – кремния и германия.
С 1958 по 1962 год Владимир Иванович был главным инженером Норильского горно-металлургического комбината, а с 1962 по 1969 год руководил предприятием.
В 1965-м за выдающиеся заслуги в увеличении производства цветных металлов был награжден «Золотой звездой» Героя Социалистического Труда.
В конце апреля 1969 года Владимир Долгих стал первым секретарем Красноярского крайкома КПСС. Ему принадлежит большая заслуга в создании мощного экономического, оборонного, научного и культурного потенциала Красноярского края. Экономика края начала развиваться комплексно, ориентируясь на собственные возможности. Была разработана программа комплексного развития территории, в результате осуществления которой произошло освоение новых направлений: угольной промышленности, гидроэнергетики, металлургии, ряда других производств.
Был создан крупный металлургический комплекс: Красноярская ГЭС – Ачинский глиноземный комбинат – Красноярский алюминиевый завод – Красноярский металлургический завод. По аналогичной схеме полного цикла стала работать лесная отрасль края. Выросла продуктивность сельского хозяйства.
В 1972-м перешел в Центральный Комитет партии. Работал секретарем ЦК и завотделом тяжелой промышленности и энергетики – и вдохнул в эти отрасли новую жизнь, внедрил новые подходы и принципы. В 1982-м стал кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС. Был освобожден от должности секретаря ЦК и кандидата в члены Политбюро при Михаиле Горбачеве – в 1988 году.
Но на пенсию не ушел – такие люди не могут жить только для себя. Владимир Иванович много занимался общественной деятельностью и возглавлял Красноярское землячество в Москве, был членом совета директоров ГМК «Норильский никель». С 2002 года Владимир Долгих бессменно руководил Московским городским советом ветеранов, а с 2008 года – Общественным советом города Москва.
Сибирский характер
Владимира Долгих, внука выдающегося партийного и государственного деятеля, мы попросили рассказать, каким его дед был дома, в быту, когда снимал галстук.
Мой дед научил меня всему – самой жизни. Мы жили вместе, когда я довольно рано остался без отца. Владимир Иванович был для меня главным наставником и источником житейской мудрости. Совсем «снять галстук» у него, конечно, не получалось даже дома – все же должности он занимал очень высокие, и все государственные задачи, мощные производственные решения и проблемы он не мог оставить за порогом квартиры, какие-то разговоры на эти темы неизбежно продолжались и дома. Но при этом он был человеком редких душевных качеств, хорошим семьянином, трепетно заботился о детях и внуках, интересовался нашей жизнью. Помню, в 90-е годы, когда бабушка у нас заболела и с ней кому-то надо было сидеть в больнице, он сам за рулем жигулей-девятки возил к ней дочерей, которые сменяли друг друга. Всегда был в курсе всех семейных вопросов, неурядиц. И мог снять какое-то напряжение с помощью своего влияния и авторитета. Он исповедовал принципы любви, созидания, доброты, порядочности, принципиальности. Дед был очень скромным человеком, несмотря на свою величину и большие регалии. Скромность эту он пытался и нам прививать. Объяснял, что человек должен заниматься собственным делом, определиться в этой жизни и доказать самому себе, на что способен. Я благодарен ему за то, что сибирский стержень его характера передался и нам, внукам…
«Произвел неизгладимое впечатление»
«С первых дней моей работы в цехе Владимир Иванович произвел на меня неизгладимое впечатление как человек, имеющий очень широкий диапазон знаний и опыта, умеющий трудиться по 18 часов в сутки и требовать того же у подчиненных, если это в интересах завода. Поставив перед собою задачу и убедившись в ее целесообразности, Владимир Иванович мог «опрокинуть горы» на пути к достижению поставленной цели и увлечь тем же подчиненных ему специалистов. Он имел магическую силу убеждать собеседника в правоте своих идей даже тогда, когда казалось первоначально, что он совершенно не прав, – видимо, он просто умел предусматривать, рассчитывать результаты на много ходов вперед.
Обладая феноменальной памятью, он всегда очень внимательно выслушивал своего собеседника, не спуская с него глаз, не перебивая его. Владимир Иванович практиковал обсуждать все возникшие проблемы в возможно более широком кругу компетентных специалистов, предоставляя возможность высказать свою точку зрения каждому. Поблагодарив всех участников совещания, он распускал их, а затем принимал решение, часто не совпадающее с точкой зрения большинства участников совещания, но, как показала практика, обычно самое верное.
Владимира Ивановича можно было часто видеть в цехе в любое время суток – и в 2 часа ночи, и в 22 часа вечера, если этого требовали интересы производства, заглядывал в каждый котел, требовал у начальника смены полной информации о состоянии дел в данный момент. Поэтому, приходя на работу в вечерние или ночные часы, мы сразу спрашивали: «В цехе ли В. И.?»
Владимир Иванович сам проводил в цехе большую воспитательную работу, если кто-то, бывало, провинится, особенно практиковал такие воспитательные меры по отношению к персоналу цеха, когда тот нечетко выполнял свои обязанности и задания. Это был скрупулезный «допрос» провинившихся, объяснения, к каким последствиям могла привести недисциплинированность, будь то коллективная или чья-то личная.
Беседы эти были очень продолжительны, но очень редкими оказывались случаи, когда бы Владимир Иванович применял к провинившемуся меры дисциплинарной или материальной ответственности. У него очень было развито чувство такта, он был очень внимателен и уважителен к людям».
Из воспоминаний Петра Яковлевича Смелянского, бывшего начальника цеха науки № 19 Красцветмета