В Красном Курыше под нож пустили высокоудойное стадо

В Красном Курыше под нож пустили высокоудойное стадо
Фото: Олег Кузьмин / архив gnkk.ru

«Мы рабочие ОАО «Новотаежное» деревни Хаерино. У нас закрывают фермы, вывозят высокоудойных коров на бойню. Уже вывезли скот с фермы № 1 из села Красный Курыш. А с понедельника с нашей фермы. Люди остаются без работы. У многих малолетние дети, кредиты. Скот вывозится без предупреждения. Объясните: что за политика громить хозяйства? До Канска 40 км, где нам работать? Как жить людям на селе? Не будет скота, не станут сеять, все зарастет». Такое письмо пришло в редакцию НКК из деревни Хаерино Канского района.

Прибыльное хозяйство

ОАО «Новотаежное» в Канском районе всегда считалось хозяйством передовым и высокоприбыльным. Мы побывали в нем в 2019 году. Тогда глава Канского района с особой теплотой отзывался об этом колхозе: здесь высокие надои, племенное животноводство, хорошие урожаи.

Руководил «Новотаежным» настоящий хозяин – Владимир Кочнев. Он почти 40 лет стоял у руля хозяйства, которое базировалось на трех усадьбах – в Красном Курыше, Пермяково и Хаерино – и стало градообразующим для этих населенных пунктов.

Владимир Михайлович рассказывал нам: начинать приходилось в перестроечные годы. Тяжело было. Сюда даже лихие люди заезжали, угрожали, требовали отдать им деревню. Но сельчане выстояли. Зарплату платить было нечем – отдавали натурпродуктом. И работников сохранили, и хозяйство. А за годы работы приумножили дойное стадо. Если в 1990-х в «Новотаежном» на фермах стояло две тысячи голов, в 2019-м насчитывалось пять тысяч. И все голштино-фризы (самая продуктивная порода молочного скота). Одна фуражная корова до семи тысяч литров молока дает. За телками и нетелями из Красного Курыша (центральная усадьба «Новотаежного») приезжали со всей России.

И вдруг такая ситуация.

Без работы

Работники ОАО «Новотаежное» рассказывают: вся история началась месяц назад. Вдруг стали вывозить скот из центрального отделения хозяйства – с ферм Красного Курыша. Было там три базы, содержалось около 500 голов дойных коров. Сейчас ферма пустая стоит, стада нет.

– Вывезли даже высокоудойных коров после отела, – рассказывает бывший зоотехник отделения в Хаерино Елена Шакель. – Они молоко дают, а их на бойню!

Часть коров сдали, часть на хаеринскую ферму перекинули. Людям пояснили: в Красном Курыше все пьют, работать некому. Доярки Хаерино взяли повышенные обязательства: при норме 56–60 голов обслуживают по 80. Нагрузка большая. Но работницы посчитали: лишь бы коровы доились.

– А потом у нас сразу сотню голов разом увезли. И мы за один день потеряли две тонны молока! – продолжает Елена Шакель.

Сельчане задумались: ладно молодняк сдают, но отправлять на бойню дойных коров, когда уже трава пошла, корм появился – безумие. Как говорят в «Новотаежном», зима эта выдалась тяжелой: скоту не хватило кормов, пришлось докупать. Но ведь выжили!

– А сейчас слушок пустили: никого на работу не берут, а кто хочет уволиться – отпускают без отработки. Доярки побежали кто куда позовет: страшно без работы остаться. Началась паника, – рассказывает жительница Хаерино. – За апрель сократили зарплату. Если раньше доярки по 28–30 тысяч получали в зависимости от надоенного молока, сейчас 18–20 тысяч. В приказе написали: «В связи с тяжелым финансовым положением». А что за положение такое – мы в долгах или кредитах? Начальство нам ничего не объясняет.

Неприятности в Хаерино

Люди в недоумении: может, это политика такая – закрыть фермы, оставить только агрохолдинги? В соседнем селе Мокруша тоже прибыльное хозяйство работало. И вот так же всех удойных коров вывезли на бойню, а ферму закрыли. Теперь мокрушинцы в Хаерино на работу ездят. Сюда же приезжают специалисты из Красного Курыша.

В ОАО «Новотаежное» пока работают два отделения фермы. Но доярки опасаются, что их постигнет та же участь, что и соседей. Куда тогда деваться? Другой работы в этом таежном углу нет, в соседние населенные пункты не уедешь – у всех дома, хозяйство.

И опасения небезосновательны. На этой неделе начались неприятности в Хаерино. Буквально за два дня вывезли 180 лошадей – все стадо. Оставили только 15 коней, чтобы пасти коров. Конюх, который проработал в хозяйстве 15 лет, остался не у дел. Люди вздыхают: жалко хозяйство.

Что хочет, то и воротит

В 2020 году у ОАО «Новотаежное» появился новый хозяин. В таежную глубинку приехал бизнесмен из Тюмени Илья Мамедханов. На родине предприниматель занимался торговлей нефтепродуктами, а тут увидел объявление о продаже прибыльного хозяйства в Красноярском крае и решил переквалифицироваться в сельхозпроизводители. Генеральным директором «Новотаежного» новый собственник назначил своего товарища из Тюмени Владимира Тарасова, который прежде возглавлял птицефабрику.

Работники фермы говорят, что прошедшие три года они жили хорошо – и удои были приличные, и зарплату платили, и в работе им не отказывали. Правда, Тарасов в Канском районе не задержался, уехал. Сейчас руководит хозяйством заместитель генерального директора Александр Буйда. Он и отдает приказы отправить скот на бойню.

Свою позицию в этой истории Александр Буйда обозначить не захотел. На вопросы НКК лишь посоветовал: пусть, мол, местные жители, которые так волнуются за коров, обращаются с вопросами в министерство сельского хозяйства, а если потеряли работу – идут в службу занятости.

Кстати, минсельхоз Красноярского края провел беседу с заместителем генерального директора «Новотаежного». Буйда пояснил: идет выбраковка. В целом планы по развитию хозяйства есть, фермы будут работать.

В остальном ведомство только разводит руками: сельхозпредприятие частное, государственная структура влиять на его работу не вправе. А хозяин – барин, что хочет, то и воротит. Жаль только, люди страдают от такого поворота в развитии успешного прежде хозяйства.

Будет жить?

В чьей собственности сейчас находится ОАО «Новотаежное», ни в одном реестре не значится. Правда, известно, что гендиректором остается Тарасов. Из этого можно сделать вывод, что и хозяин прежний. Илья Мамедханов в начале этого года в Тюмени попал во внимание правоохранительных органов за издевательство над бизнесменом при выбивании долгов за нефтепродукты. В отношении него возбуждено уголовное дело. От правосудия тюменец убежал за границу и сейчас в федеральном розыске. Ему, видимо, не до сельского хозяйства.

В Краснокурышинском сельсовете вопрос о «выбраковке» коров рассматривался на заседании сельского совета депутатов. Народные избранники пришли к выводу: ситуация непонятная. И тревожная.

Центральная усадьба вся осталась без работы, – говорит глава Краснокурышинского сельсовета Ольга Миронова. – Конечно, люди волнуются – как будет дальше. У нас только бюджетные учреждения на территории работают. Мы разговариваем с жителями, но как их успокоишь? Остаться без работы в наше время тяжко.

В Хаерино и Красном Курыше говорят: их письма в разные инстанции немного помогли. Если раньше руководство даже не заботилось о том, как проведут это лето коровы, сейчас взялось за ремонт летников, вышли на работу механизаторы – засевают поля. Есть надежда, что хотя бы оставшееся племенное стадо будет жить.

НКК следит за ситуацией в Красном Курыше. Мы обратились в прокуратуру Красноярского края с просьбой провести проверку деятельности руководства ОАО «Новотаежное» и защитить права сельчан, лишившихся работы.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня
Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание