В красной зоне, из которой пора выбираться

В красной зоне, из которой пора выбираться

Во время Красноярского экономического форума произошло событие, фактически незамеченное большинством горожан и вместе с тем важное для всех. Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Андрей Чибис оценил благоустройство Красноярска и проинспектировал дома нескольких районов, где был проведен капремонт.

Инновации и лавочки

В новом квартале Северного ураганный ветер поднимает пыльную бурю – по воздуху летят пакеты и строительный мусор. Эту территорию Андрею Владимировичу, который курирует в министерстве все, что связано с ЖКХ, в том числе капремонт, должны презентовать как образцово-показательную.

– Как у вас все обслуживается? – приехавшего заместителя министра, похоже, внешний вид впечатляет не особо. Да и трудно впечатлиться, когда все вокруг заносит пылью – погода явно не на нашей стороне.

Обслуживается комплекс по высшему разряду: данные приборов учета подаются в единый центр управляющей компании автоматически, за счет энергосбережения и снижения теплопотерь жильцы платят в среднем на 15 % меньше, чем в среднем в городе. Заместитель министра, похоже, остается доволен увиденным.

Следующая точка – тоже образцово-показательная. Набережная Енисея в районе речного вокзала – небольшой островок цивилизации, вытеснивший шашлычные и кальянные. На набережной новые лавочки, на которых, несмотря на ураганный ветер, отдыхают пенсионерки.

– Как вам новая набережная? – спрашивает Андрей Чибис.

– Нравится, – говорит одна из бабушек. – Мы и раньше здесь гуляли, но теперь с удовольствием.

Лавочки – особая гордость проектировщиков: из лиственницы, есть даже для любителей одиночных прогулок – одноместные. Берег укреплен камнями в габионной сетке, вместо газонов – кустарники. Пока чиновники оценивают общественное пространство, на заднем плане семья с детьми катается на роликах и сигвее. Лица радостные – дорожное покрытие с прорезиненными вставками на самом деле идеально ровное. Пожалуй, такое – единственное в городе. Автор проекта, говорят, разрабатывал дизайн крымской набережной – наверное, потому и кажется, что мы немного не в Красноярске.

– Что у нас дальше? Дайте мне список домов, сейчас выберу, – обращается к сопровождающим федеральный чиновник.

Список на нескольких листах, хотя должен быть намного длиннее. Раза в четыре. Капитальный ремонт для нашего края – самая неприятная тема, в стране мы на позорном последнем месте по его проведению.

«Это позор!»

Выбор падает на дом неподалеку – на Дубровинского, в 2016-м там меняли крышу. Под шквалистым ветром замминистра доходит до подъезда типовой хрущевки и останавливается перед запертой дверью.

– Как бы нам попасть? – вопрос Андрея Чибиса повисает в воздухе. Кто-то начинает куда-то звонить, дверь открывают, и чиновник устремляется наверх, к чердачной лестнице. За ним покорной вереницей плетутся ответственные за капремонт. Никто и глазом моргнуть не успевает, а замминистра уже скрывается на чердаке. Для него это привычное дело, минимум раз в неделю Чибис ездит по регионам, проверяет, как идет капремонт.

– Хорошо крыша сделана, вопросов нет. Вот только почему люк на крышу открыт? Теперь выберем адрес дома, у которого ремонтировали фасад.

Мы оказываемся уже на улице Диктатуры Пролетариата. Два первых этажа заштукатурены и залиты серой краской. Неказисто, кое-как, где-то с явными ляпами. Настроение замминистра стремительно портится. Такие работы особенно важны, потому что задача «синхронизировать» капремонт и благоустройство окружающей среды сейчас в приоритете. Мрачнее тучи, Андрей Чибис ведет сопровождающих во двор дома. Там на первый взгляд все немного приличнее, уж во всяком случае работы сделаны аккуратней.

– А вам нравится, как ремонт сделали? – спрашивает он у вышедшей из подъезда пенсионерки.

– Ну… Ну да.

– А цвет вам такой нравится?

– А кто ж нас спрашивал, в какой красить? – пенсионерка разводит руками и отправляется по своим делам.

Сзади раздаются реплики ответственных людей, что «цвет согласован городской архитектурой», что «на собрании собственникам все показывали, и всем понравилось».

– Если фасад ремонтировался, то это должно преобразить улицу, – негодует чиновник. В XXI веке мы с вами не вправе такие фасады делать, особенно на улице. Ты идешь мимо этого фасада – и такое ощущение, что… таким-то местом это делали. Получается, деньги потрачены зря. К цветовой гамме большой вопрос. Почему серый?

Вопрос остается без ответа. Следующей точкой выбрана улица Вавилова, слышны слабые возгласы – далеко ехать, но решение уже принято. На Вавилова, кажется, нас ждали – у подъезда замминистра встречает актив дома.

– Батареи никуда не годятся! Старые чугунные 50 лет стояли и грели так хорошо, – начинает одна пенсионерка.

– Я даже слышать ничего не могу про капитальный ремонт, – подхватывает другая. – Нас ввели в заблуждение, ничего не показали, не рассказали. А потом раз – все наше драгоценное сняли, батареи бы еще 50 лет простояли…

– Показывайте, чем вы недовольны, – и Андрея Чибиса увлекают в подъезд, где среди лиан проводов он обнаруживает новую батарею… под самым потолком. С чем связано это нововведение, никто толком объяснить не может. Жители рассказывают, как зимой сидели без тепла, когда меняли батареи, что сейчас полдома замерзают, что они, в общем-то, и не хотели такого ремонта, все и так устраивало. Подъезд не выглядит отремонтированным. Кто-то спрашивает: «На счету были два миллиона, и где они сейчас?» Замминистра сереет лицом и с обещанием «во всем разобраться» выходит из дома.

«Каждым фасадом надо гордиться»

Последним пунктом программы становится двор на Северо-Енисейской: здесь управляющая компания в рамках проекта «Городская среда» поставила игровой комплекс, обновила лавочки и дорожки. Работы обошлись в 3,5 млн, жители сами дополнительно внесли 250 тысяч рублей.

– Красноярский край хорошо справляется с благоустройством, – резюмирует проверку Андрей Чибис. – Регион на хорошем счету по реализации городских проектов, набережная Енисея попала в список лучших практик, которые вместе с экспертами были отобраны по результатам 2017 года. И вот такое отношение к своему городу нужно применить в части капитального ремонта. Если ремонтируем фасад, то так, чтобы этим можно было гордиться. А мы со стороны министерства будем всячески помогать, чтобы в области капремонта Красноярский край вышел из красной зоны.

Красная зона – это полная неэффективность: план ремонта занижен – модернизировать нужно намного больше домов, и даже он не выполняется. При этом деньги народ сдает, и они мертвым грузом лежат на счетах. Это нарушение нормы закона: все средства, за исключением 15 % от общей суммы, в текущем году должны идти в дело. И самое обидное: если в прошлом году в этой красной зоне было 10 субъектов РФ, то теперь мы остались в гордом одиночестве – только Красноярскому краю не удается наладить этот механизм.

Вот и получается, что парадное лицо нашего города и края выглядит неплохо: мы начали облагораживать общественные пространства, пришли во дворы и скверы. А вот изнанка – подъезды, крыши и подвалы – делается кое-как. Самое обидное, что людям не объясняют, что и как у них будут менять. Разговоры с активными пенсионерками это подтверждают. По итогам инспекции заместитель министра провел собрание. Теперь у края будет антикризисная программа по капремонту. Хорошо бы, чтобы через год итоги выездной проверки были совсем другими.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи