В Красноярске 1 марта наступит Год синей деревянной Змеи по буддийскому календарю

В Красноярске 1 марта наступит Год синей деревянной Змеи по буддийскому календарю
Один из дуганов Иволгинского дацана в Бурятии. Фото: Елена Лалетина

В конце декабря минувшего года в магазинах бойко шла торговля «змеиными» сувенирами – шоколадками, кружками, статуэтками, игрушками. Мода на символику восточного Нового года появилась примерно три десятилетия назад. Но мало кто задумывался, что Год Змеи наступил в России вовсе не 1 января.

Государственный праздник

На огромном пространстве нашей страны живут народы, для которых это главный национальный праздник, и они отмечают его уже много столетий. В традиции и культуре наших народов праздник не совпадает с китайским (в этом году по лунному календарю Год синей Змеи стихии Дерево наступает 1 марта). В шести субъектах Российской Федерации это государственный праздник (выходной день). Причем с 2011 года он находится в списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

В Бурятии, Иркутской области и Забайкальском крае он называется Сагаалган (Цагаалха); в Туве – Шагаа; в Республике Алтай – Чага Байрам; в Калмыкии – Цаган Сар (в Монголии Цагаан Сар), что в переводе означает «Белый месяц». Учредил этот праздник в XIII веке великий хан Монгольской империи Хубилай (внук Чингисхана), он же 1-й император Китая из династии Юань. Белый месяц стал главным праздником всех монгольских народов, а в XVII веке и главным праздником северного буддизма. Монгольский лунно-солнечный календарь в системе Тэгш Буянту был разработан монгольским верховным жрецом и первым ламы-ин Гэгээном Лувсанданзанжалцаном (1639–1704). Начало Белого месяца каждый год меняется в пределах 23 января – 3 марта григорианского календаря.

Царское правительство к Сагаалгану относилось очень лояльно; в советские же времена были гонения на него как на религиозный пережиток. До 1946 года он был запрещен, все дацаны – буддийские храмы – были закрыты, большинство разрушены. Но в конце войны Сталин встретился с бурятскими ламами (после встречи с православными иерархами), и в Бурят-Монголии (так до 1958 года называлась Бурятия) разрешили построить дацан. Он был открыт 12 декабря 1945 года, а в феврале 1946 года там был проведен новогодний молебен – «Сагаалганай хурал».

В 1954 году после постановления ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» Сагаалган как «религиозную идеологию среди отсталых слоев населения» еще раз пытались запретить, но категорически против выступили руководители Бурят-Монголии, а в братской Монголии в период борьбы с культом личности маршала Чойбалсана праздник полностью восстановили в правах. Хрущева убедили, что вовсе это не религиозный, а самый что ни на есть народный праздник. Так оно и есть на самом деле. И в брежневские времена Сагаалган отмечали не только в двух имевшихся тогда дацанах (Иволгинском в Бурятии и Агинском в Читинской области), и не только верующие-буддисты, но и все население (в том числе русское) Забайкалья, включая коммунистических руководителей.

В 1990 году Верховный совет Республики Бурятия придал Сагаалгану статус официального народного праздника, затем это сделали и законодательные власти других регионов с монгольским или тюрко-буддийским населением.

Возраст с Белого месяца

Буддийский центр в Красноярске. Фото: Константин Рожков

Цагаан Сар – самый продолжительный праздник у этих народов: Белый месяц, или первая луна. Первые пятнадцать дней этой луны составляют непрерывный праздник, когда совершаются великие хуралы (молебствия) как по поводу новолетия, так и в воспоминание о победах, одержанных в течение этих 15 дней Буддой над противниками его учения.

Монгольские (как и многие азиатские) народы индивидуальных дней рождения не считали, возраст у всех начинался с Белого месяца. И сейчас еще можно встретить старого бурята или калмыка, который на вопрос, сколько ему лет, ответит: «Я родился в Год желтого земляного Кролика», то есть с 19.02.1939 по 07.02.1940. 12-летний цикл по животным и 10-летний по цвету и стихиям (дерево – огонь – металл – вода – земля) позволяют определить любой возраст и любую историческую дату.

Наступает Сагаалган не в полночь, а с рассветом. Накануне в доме наводят порядок и избавляются от ненужных вещей. В Белый месяц принято поздравлять старших родственников, приходить к ним в гости и дарить подарки. Накрывают обильный праздничный стол. По традиции, подают обязательно «белую пищу»: молочные продукты, сыр, творог, сметану и, конечно, буузы – главное блюдо праздника. Когда-то позаимствовав в покоренном Китае баоцзы и усовершенствовав их, бурят-монгольские воины принесли это блюдо в другие страны Евразии – так появились хинкали, манты и прочие «пельменеобразные». Однако в буддийской легенде считается, что в Монголию их завезли тибетские монахи вместе с самим буддизмом.

Буддийские храмы обычно ярко украшены. Фото: Елена Лалетина

Сагаалган в определенном смысле и для Красноярского края является историческим праздником, поскольку территория юга Енисейской Сибири входила в состав монгольского государства в XIII–XIV веках, а до прихода русских находилась под контролем Алтын-ханов. В этих государствах Цагаан Сар являлся государственным праздником.

Сейчас в Красноярском крае проживают тысячи бурятов, калмыков, тувинцев, алтайцев; очень много студентов красноярских вузов, особенно в СФУ и Институте искусств им. Дм. Хворостовского (там, кстати, учились Даши Намдаков, Гэсэр Загбоев, Зорикто Доржиев, запечатлевшие в своем творчестве выдающиеся образцы праздничной символики Сагаалгана). Да и вообще много выходцев из этих регионов, особенно из Забайкалья, русских в первую очередь, которые традиционно отмечают праздник Белого месяца.

В Красноярске в микрорайоне Покровка возведен Буддийский центр. В крае зарегистрированы две буддийские общины: одна принадлежит Буддийской традиционной сангхе (резиденция главы – Пандито Хамбо-ламы находится в Иволгинском дацане Бурятии), вторая объединяет в основном буддистов-тувинцев и принадлежит «Объединению буддистов Тывы».

  • Начало Белого месяца в Красноярске первыми начнут отмечать тувинцы – 28 февраля в 17:00 начнется молебен в клубе Woman dreams (пр. Мира, 86, 2-й этаж).
  • 1 марта в 7:00 в Буддийском центре Алмазного пути (ул. Полярная, 152) состоится обряд Сан Салыры.
  • 1 марта с 13:00 начнется празднование Шагаа в Доме дружбы народов «Родина» (пр. им. газеты «Красноярский рабочий», 100в).
  • Бурятская, а точнее байкальская община начнет отмечать праздник в ночь на 1 марта, в 10:00 полномочный представитель Буддийской традиционной сангхи России в Красноярском крае Шакья-лама Алексей Цыбенов проведет общий торжественный хурал (молебен) во Дворце труда и согласия им. А. Н. Кузнецова (пр. Металлургов, 22). Затем во Дворце начнутся праздничные мероприятия – дегустация «белой пищи», традиционные состязания по разбиванию хребтовой кости быка или верблюда hээр шаалга, стрельбе из лука, национальной борьбе. А в 17:00 состоится праздничный концерт.

Поздравляем всех с началом светлого праздника Белого месяца! Амар мэндэ! Сагаалганар! Cагаан haраар! (что означает наилучшие пожелания в новом году).

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
20 декабря 2025
И работать, и детей воспитывать, и мечтать
Галина и Павел Васильченко считают: главное – слышать друг друга, понимать и уважать. Если бы не было этого, то, наверное,
Без рубрики
19 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 22 по 28 декабря
Понедельник. 22 декабря Вторник. 23 декабря Районные ёлки откроются в парке имени 1 Мая (Ленинский район), сквере Серебряный (Октябрьский район)
Без рубрики
19 декабря 2025
Не просто занятия, а терапия
Спорт играет важную роль в лечении зависимости. Тренировки помогают восстановить физическое и психологическое здоровье, а также сформировать новые привычки. Как
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности