Необходимость донорства крови ни у кого, даже у самого несведущего в медицине человека, вопросов не вызывает. О чем тут можно говорить, если очередная донация – это, возможно, чья-то спасенная жизнь. Но когда речь идет о донорстве костного мозга, многие почему-то проходят мимо. Не понимая, что здесь вероятность совпадения – один к 10 000, и то в лучшем случае. Поэтому особенно важно, чтобы участвовало в этом как можно больше человек. Очередная акция «Огонь жизни», которая объединила все регионы страны, прошла и в Красноярске, чтобы в очередной раз напомнить о проблеме.
Стать донором просто
28 мая в городе состоялся один из этапов всероссийской эстафеты факела «Огонь жизни». Его провели ФМБА России совместно с благотворительным фондом «Импакт» и фондом поддержки социальных инициатив «Огонь жизни».
Цель – привлечь новых доноров в Федеральный регистр доноров костного мозга, а значит, подарить шанс на спасение пациентам с разными заболеваниями. На сегодняшний момент в нашем регистре более 450 тысяч потенциальных доноров – и этого мало. Для сравнения: в Германии с населением вдвоем меньше в регистре – 10 миллионов. В Израиле состоит каждый 10-й. Генотипов – огромное количество, при этом у донора и реципиента обязательно должен совпадать фрагмент генетического кода, который отвечает за тканевую совместимость. Донор сдает буквально несколько миллилитров крови на HLA-типирование и заносится в базу, по которой потом идет поиск.
Стать донором костного мозга очень просто: достаточно быть здоровым человеком, достигшим 18-летнего возраста, и уже можно вступать в регистр. Более детальное обследование будет проходить уже непосредственно в клинике, перед процедурой пересадки. Сама процедура не сильно отличается от аппаратного плазмафереза, но она более длительная, около трех часов: человек так же садится в удобное кресло, из его вены берут кровь, отделяются гемопоэтические стволовые клетки.
Мы формируем регистр доноров костного мозга не так давно, сейчас в нем находится около 3 000 жителей Красноярского края.
На «Госуслугах» есть даже специальный сервис, чтобы подать заявку в регистр. Нужны люди от 18 до 45 лет без тяжелых заболеваний, таких как ВИЧ, туберкулез, органические заболевания центральной нервной системы и т. д.
Можно вступить в регистр и за всю жизнь так и не дождаться звонка. Но жительнице Красноярска Владиславе Александрович повезло.
– Еще в 2016 году в одной из сетей медицинских клиник совместно с Национальным регистром была акция, которая в том числе проходила и в Красноярске, – вспоминает она. – Я сдала кровь, попала в регистр. Почти через три года мне перезвонили и сказали, что для меня нашелся реципиент. Для донации надо было вылететь в Санкт-Петербург. Я сразу согласилась. В моем случае процедура заняла четыре часа. Через полгода мне врачи написали, что пациент – это был молодой парень 16 лет – в ремиссии, все хорошо. Спустя пару лет после донации получила еще одно письмо – что он здоров, учится в университете. Конечно, я слышу спасибо в свой адрес неоднократно, но я считаю, что ничего героического в этом нет. Помочь может каждый из нас.
Перезапустить иммунную систему
Сейчас пользоваться зарубежными базами сложно: транспортные связи между многими странами нарушены, а компоненты крови могут храниться ограниченное количество времени. И шанс на то, что в зарубежном регистре будет найден донор, – меньше, чем в национальном. Этническая принадлежность тоже имеет значение. У нас огромная страна, где проживает более 200 национальностей, и если сейчас заболевает представитель какой-то малой народности, то спасти его очень сложно – у него нет «генетического близнеца» в регистре.
Многие считают, что донорство костного мозга обязательно связано с онкологическими заболеваниями, но это не так. Трансплантация бывает необходима при очень разных диагнозах.
– Да, на первом месте это злокачественные заболевания системы крови, к примеру рефракторныелейкозы, когда организм человека «не отвечает» на обычное лечение, – рассказывает Татьяна Кадричева, заведующая отделением трансплантации костного мозга Красноярского краевого клинического центра охраны материнства и детства. – Бывает, что лечение уже окончено, все благополучно и он выписывается из больницы, но потом возникает рецидив. И в большинстве таких случаев показана трансплантация. Кроме того, есть еще ряд заболеваний, которые не злокачественны, но там нужно полностью «перезапустить» иммунную систему или кроветворение – процесс образования, развития и созревания клеток крови – лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов. Есть, к примеру, люди с диагнозом «апластическая анемия», когда организм не способен вырабатывать клетки крови, и тут часто прибегают к трансплантации. Или же первичные иммунодефициты, по-другому – врожденные ошибки иммунитета. Есть еще группа аутоиммунных заболеваний, где тоже используется такой метод лечения, как трансплантация костного мозга. Конечно, чем больше доноров – тем больше шансов на спасение людей, потому что тут очень важен вопрос совместимости в так называемой системе человеческих лейкоцитарных антигенов (HLA-экосистема), донор может встретиться с вероятностью 1 к 10 000, а может и с вероятностью 1 к 100 000, в зависимости от того, насколько там уникальная комбинация антигенов.
К сожалению, бывают случаи, когда донора найти в регистре не получается.
В этом случае возможно применение еще одного вида трансплантации – гаплоидентичной, от родственного донора, который совместим только наполовину. Но и такой способ не всегда доступен. Тогда приходится обращаться в зарубежные регистры через крупные федеральные клиники. Но это и сложно, и очень дорого.
Нам очень важно формировать свой регистр доноров костного мозга, и у каждого из нас есть шанс спасти человека. Это не больно, не так уж сложно и не имеет никаких негативных последствий для здоровья.