В Красноярске нашли путь развития сибирской документалистики

В Красноярске нашли путь развития сибирской документалистики
Фото Елены Лалетиной

В последнее время на развитие документального кино выделяются значительные суммы. Финансируется создание фильмов и из региональных бюджетов, и из всевозможных фондов. Но качественные произведения появляются не так часто, как хотелось бы. Как отмечают критики, документалистику приходится возрождать по крупицам. Мастерство было утеряно за годы забвения этого вида искусства.

Кинородословная края

Развитие региональных студий станет отдельным направлением концепции развития российского кинематографа до 2030 года. Тема децентрализации этой культурной сферы в последние годы становится в России все более актуальной. Эксперты считают: это позволит регионам стать частью «большого кино». Каждый субъект выбирает собственную стратегию развития: бизнес-модель, творческую, синергию бизнеса и творчества или креативные кластеры.

Какие же стратегические решения будут эффективны в совершенствовании креативной индустрии Сибири? Ответ на этот вопросы попытались найти эксперты Российской креативной недели, которая проходила в Красноярске.

Значимость документального кино сегодня необычайно выросла. Ведь оно помогает создавать картину нашего времени. А фиксация событий – важный момент не только для современников, но и для будущих поколений.

Красноярский край —  регион с большой кинородословной. Первую документальную картину снял в 1913 году Михаил Чулков. Рассказ о приезде в наш город Фритьофа Нансена стал и повествованием о жизни Красноярска.

Расцвет документального кино в Красноярском крае пришелся на 1980-е годы. Тогда у нас открыли филиал Свердловской киностудии и стали снимать фильмы о животном мире, людях севера и таких масштабных событиях, как строительство Красноярской ГЭС, перекрытие Енисея, КАТЭК и т. п.

В те годы практически каждый месяц выходил альманах «Енисейский меридиан», который рассказывал о крае. Его крутили в кинотеатрах перед показами художественных картин. Собиралась довольно подробная хроника края.

Деньги есть, а фильмы?

«Енисейский меридиан» перестал выходить в 1986 году, а в 2008-м закрылся филиал Свердловской киностудии. Документальное кино не финансировалось из бюджета. Для кинематографистов настали тяжелые времена.

 В 2014 году в красноярском крае решили сделать творческий грант для документалистов. Режиссерам выделили три миллиона рублей. А три года назад сумму увеличили до 10 миллионов, — рассказывает заместитель губернатора Красноярского края Василий Нелюбин. – Каждый год проводим конкурс, в котором могут принять участие негосударственные телекомпании и предприниматели, – подать заявку и получить финансирование, добавив при этом до шести процентов своих средств. Кроме того, принимаем закон о государственной поддержке кинематографии в регионе. Он родился в декабре прошлого года, когда губернатор края Александр Усс подписал соглашение с агентством стратегических инициатив и ассоциацией продюсеров кино и телевидения.

Кстати, первые средства на фиксирование событий края пошли уже в начале 2022 года. В феврале возродились съемки киножурнала «Енисейский меридиан». Его, как и прежде, крутят перед игровым кино в городах и районах региона. Более того – стала развиваться молодая документалистика.

 Если раньше этот грант воспринимался мастодонтами-кинорежиссерами как форма их поддержки, то в последние два-три года в конкурсе стали участвовать молодые кинематографисты, — продолжает Василий Нелюбин. – Они делают прекрасное кино. Может быть, по глубинным смыслам есть над чем работать, но уже появился сплав опытных и молодых режиссеров – наглых в творчестве в хорошем смысле слова.

2022 год стал по-настоящему знаковым для развития документальных фильмов. В стране появился Фонд поддержки регионального кино. На развитие этого вида искусства по стране распределяется порядка 30 млрд рублей из госбюджета.

Мы провели конкурс «Россия: взгляд в будущее». Получили 334 заявки, отобрали 50 новелл, 10 альманахов, посвященных важным и интересным темам: люди труда, развитие Арктики, достижения в области науки, здравоохранения, спорта, — рассказывает заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа Дмитрий Якунин. – Некоторые мэтры считают, что документальное кино должно быть более интеллектуальным. А наше мнение: нужно и то, и другое.

У руководителей фонда большие амбиции: эти фильмы должны получить максимальный прокат. Но когда они согласуются с реальностью – непонятно.

У большинства команд документалистов нет опыта «добивать» юридические моменты при производстве фильма, — уточняет Якунин. – Такие картины не пропускаем.

Нужен зрительский отклик

В России проводится немало фестивалей документального кино.  И попасть на них достаточно просто: подавай заявку и присылай картину, соответствующую всем требованиям.  Но организаторы форумов не всегда совпадают с производителями в предпочтениях. Первые, например, требуют, чтобы картина была свежей – выпущенной в этом году и имеющей прокатный опыт, а документалисты хотят, чтобы кино вылежалось, приобрело вкус и аромат, как хорошее вино.

В последнее время на 30 процентов выросло производство документальных фильмов, — говорит красноярский продюсер, режиссер, основатель проекта SiberiaDOC Николай Бем. – Но для этого ленте очень важно сохранить классическую модель просмотра в кинотеатрах. Если документальное кино уйдет в стрим, мы не будем коллективно переживать его. Для документального кино важно сохранить веру в реальность происходящего на экране, чтобы зрители в нее погрузились. Но не все ленты, поддержанные государством, достойны показа с большого экрана. Они должны быть сделаны интересно визуально.

Вопрос качества работы — вечный. И сегодня фильмы молодых документалистов вызывают немало нареканий у мэтров этого жанра.

С самого начала у нас был фокус на художественное документальное кино, мы хотим найти автора, его голос, — поясняет Николай Бем. – А нам часто присылают работы, где указана цель фильма, какие задачи он решает. Молодых документалистов приучают, что фильм должен быть чему-то посвящен. Но хочется раскрыть – почему человек снимает этот фильма, какова его идея.

Эксперты считают, решит эту проблему как раз демонстрация с большого экрана и общее обсуждение кино со зрителями. Ведь автор должен знать реакцию публики на его произведение.

Именно так работает фестиваль SiberiaDOC, который уже несколько лет проходит в Красноярске. А в 2023 году он станет международным.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: В музее повести «Последний поклон» сохранились подлинные вещи бабушки писателя
Наверное, совсем немного найдется в России музеев, посвященных конкретному литературному произведению, если такие вообще есть. Но поклонникам главной книги о
Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь