Система оказания ранней помощи детям с особенностями развития в крае несколько лет назад была признана одной из лучших в стране. Ее рекомендовали для применения в других регионах. А с этого года забота о малышах с задержкой в развитии – часть национального проекта «Семья».
С самого нежного возраста
Момент, когда врачи сообщают о сложном диагнозе ребенка, наверное, не способен забыть ни один из родителей. Но после периода отчаяния и усилий по принятию новой реальности обязательно следует вопрос: куда можно обратиться за помощью?
На сегодняшний момент в крае в десятках учреждений социального обслуживания создана служба ранней помощи детям от рождения до трех лет. Там работают массажисты, реабилитологи, эрготерапевты.
Самая главная задача – выявить малышей с диагнозами и оказать им необходимую помощь в самом нежном возрасте, наиболее благоприятном для коррекции различных отклонений.
С 1 марта 2025 года ранняя помощь детям и их семьям является одним из основных направлений комплексной реабилитации и абилитации детей и выступает как начальное звено этой системы, – рассказала Ирина Пастухова, министр социальной политики Красноярского края. – На сегодняшний день на базе центров социального обслуживания Красноярского края действуют 42 службы ранней помощи, а комплексную помощь квалифицированных специалистов в рамках нацпроекта «Семья» ежегодно получают около 1 000 малышей и их родителей.
Особое значение работа специалистов службы ранней помощи для детей имеет в территориях края. Если малыш отстает в развитии, родителям зачастую просто некуда обратиться. До краевого центра – сотни километров, а разобраться, какое учреждение будет работать именно с их проблемой, – очень сложно.
В Идринском районе такая служба появилась в начале 2022 года. Междисциплинарная команда специалистов проводит обследование малыша по заявке родителей и, при наличии поводов для беспокойства, берет под свое наблюдение. Если место жительства – это отдаленная деревня, то используется дистанционный формат: специалист созванивается по видеосвязи с родителями, отвечает на их вопросы, дает необходимые рекомендации.
Обучением уже самих специалистов, координацией их работы занимается Красноярский центр лечебной педагогики. Его сотрудники несколько лет ведут обучение по программе «Организационные основы предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям». А общий стаж работы с детьми, отстающими в развитии, у самого учреждения – более четверти века.
Использование карточек и жестов
По словам специалистов, одна из основных проблем, с которыми обращаются родители особенных детей разного возраста – а в центре работают и со школьниками, – это нарушения речи.
Она может быть неразборчива настолько, что понять ребенка почти невозможно, либо вообще отсутствовать.
– Вследствие нарушения развития речи у детей проявляется нежелательное поведение, такое как крик, плач, агрессия, как единственные доступные реакции на раздражители, – поясняет Ольга Костина, специалист по ранней коммуникации региональной общественной организации «Красноярский центр лечебной педагогики».
Задача специалиста службы ранней помощи – вовремя выявить трудности, запустить процесс коррекции и постараться сделать все возможное к моменту поступления в дошкольные образовательные учреждения.
При появлении системы коммуникации проявления нежелательного поведения у ребенка снижаются на 80 %, ему не нужно больше кричать, чтобы получить предмет, он может попросить жестом или картинкой.
После исследования составляется программа ранней помощи для конкретного ребенка. Важно дать возможность использовать любой другой вид коммуникации, доступный ему и понятный другим людям. Иначе плач или агрессивное поведение при непонимании взрослыми или же истерики при нежелании что-либо делать никуда не исчезнут.
В Красноярском центре лечебной педагогики специалисты предлагают так называемые низкотехнологичные средства – коммуникативные рамки, таблицы, а также использование систем жестов. А есть еще высокотехнологичные средства – кнопки, коммуникативные планшеты, программы с синтезатором речи.
В рамках службы ранней помощи детям чаще всего предлагались коммуникативные кнопки для выражения эмоций, просьб, отказа или согласия. Успешно применяется и система PECS. Это использование специальных карточек, с помощью которых ребенок может составить простые предложения – к примеру, «я хочу…» или «дай …». С этой системой хорошо знакомы родители, воспитывающие детей с диагнозом «аутизм».
– Важно также обратить внимание на поддержку родителей неговорящих детей, – считает Ольга Костина. – Они нуждаются в информации, консультациях специалистов, социальной и психологической поддержке. На занятиях педагог консультирует родителей и показывает образцы взаимодействия или шаги для овладения конкретной системой общения, отвечает на все вопросы. Мамы и папы часто не знают, как подступиться к неговорящему ребенку: на индивидуальных сессиях педагог показывает стратегии присоединения и качественного общения как для ребенка, так и для взрослого.

Фото: архив Красноярского центра лечебной педагогики
За долгое время работы в красноярском центре на Воронова побывало немало ребятишек, родители которых были в полном отчаянии. Запомнилась сотрудникам история Добрыни. У мальчика диагностировали синдром Дауна, а в первые же месяцы жизни он перенес операцию на сердце.
Родители обратились в Красноярский центр лечебной педагогики, стали посещать занятия. С ними работала специалист службы ранней помощи Оксана Матвеева.
– Раньше мы тратили силы на страх и поиски, а она помогла направить энергию в развитие сына, – рассказал отец мальчика.
Не сразу, но постепенно совместная работа дала свои плоды: сегодня Добрыня – жизнерадостный школьник, который не только тренируется в бассейне, но и участвует в соревнованиях по плаванию, играет в шахматы с друзьями, собирает сложные конструкторы, занимается на фортепиано в Детской школе искусств.
– Добрыня доказал, что диагнозы – не преграда, а вызов, который можно преодолеть, – говорят его близкие. Конечно, с помощью педагогов, чей труд – работу с очень непростыми детьми – невозможно переоценить.
История Добрыни – яркий пример того, как своевременная поддержка может помочь ребенку максимально развить необходимые навыки и сделать его жизнь более полноценной.