В Красноярском крае переработчики шин приостанавливают деятельность

В Красноярском крае переработчики шин приостанавливают деятельность
Фото: Руслан Рыбаков

В Красноярске два из трех существующих предприятий – переработчиков шин вынуждены приостановить свою деятельность. Компании, которые работают с отходами 1–4-го классов опасности, должны раз в три года пройти процедуру подтверждения лицензионного соответствия. Но сейчас введено новое требование – обязательное положительное заключение государственной экологической экспертизы. Как говорят переработчики, получать его слишком долго и слишком дорого. Кроме того, их оборудование и технология просто не вписываются в требования госэкспертизы.

А госэкспертиза где?

Одно из приостановивших свою деятельность предприятий занимается утилизацией шин с 2019 года. Их дробят механическим способом в крошку, которая очень востребована для работ по благоустройству. Мягкое резиновое покрытие на спортивных площадках и детских игровых кортах – это продукт переработчиков старых шин.

Такую резину бизнесмены принимают не только у красноярцев, но и у жителей районов края: у физических лиц бесплатно, у юридических по договорам за деньги.

– В будущем мы хотели расширять свою деятельность, но столкнулись с проблемой. С 1 марта все предприятия, занимающиеся переработкой, транспортировкой, обезвреживанием отходов 1–4-го классов опасности, должны пройти процедуру подтверждения лицензионного соответствия. Мы оценивали это положительно, потому что все утилизаторы должны подтвердить свои производственные мощности. А значит, с рынка уберут липовых переработчиков. Подали заявление в Росприроднадзор и получили ответ: для подтверждения лицензии требуется положительное заключение государственной экологической экспертизы, – рассказывает бухгалтер предприятия – утилизатора шин Татьяна Злобина.

Предприниматель в недоумении: в 2019 году, когда компания начинала свою деятельность, таких требований не предъявлялось. А потому и госэкспертизу утилизатор не проходил. Да и оборудование, и технология переработки шин настолько старые, что положительного заключения предпринимателям просто не получить.

– 80 процентов утилизаторов в стране столкнулись с такими же проблемами, как и мы, – сетует Татьяна Злобина. – Есть разъяснение, что государственная экологическая экспертиза требуется на технику, технологию или продукт, полученный в процессе работы, если они являются новыми. Наша технология – переработка шин механическим способом в резиновую крошку – была известна еще в советские времена, содержится в справочниках наиболее доступных технологий.

Тем не менее Росприроднадзор производителям лицензию не подтвердил и выдал заключение о приостановлении деятельности предприятия. Такая же судьба постигла и второго утилизатора в Красноярске. Руководитель третьего Иван Еременко лишь разводит руками:

– И нас ждет приостановка. Только в октябре. Мы лицензию получали позже, следовательно, и актуализировать ее будем уже осенью. Да и стоит ли маленькому предприятию проходить государственную экологическую экспертизу – большой вопрос. Ее стоимость съест весь бюджет, который можно было бы пустить на развитие.

Переработчики уже думали пойти в суд и оспорить решение Росприроднадзора, но судебные тяжбы могут тянуться целый год, и все это время производство будет простаивать. А это смерти подобно для маленьких предприятий.

– Будем выходить на центральный аппарат Росприроднадзора, договариваться, просить отсрочить подтверждение лицензии, – говорит Татьяна Злобина.

Головная боль экологов и регоператоров

Каждое из трех предприятий-утилизаторов в год перерабатывает около трех тысяч тонн шин. Вместе получается около 10 тысяч тонн. Эксперты говорят, это капля в море. В трехмиллионном Красноярском крае образуется в разы больше таких отходов. Правда, их количество до сих пор никто не подсчитал.

– Это не наша тема, мы занимаемся коммунальными отходами, – поясняет начальник отдела по созданию объектов инфраструктуры по обращению с отходами министерства экологии Красноярского края Артем Черных. – А сбор и переработка шин отданы на откуп предпринимателям. Местные власти должны создавать условия, чтобы бизнес развивался: помочь с приобретением оборудования, выделением земельного участка. Но инициатива идет от активных людей.

Впрочем, как говорит Артем Черных, министерство экологии тоже обеспокоено складывающейся ситуацией. Ведь отсутствие переработки шин ляжет тяжелым грузом на экологию Красноярского края. А захоранивать этот вид отходов не разрешает закон.

Региональный оператор по обращению с ТКО подтверждает: шины – постоянная головная боль, которая обостряется весной и осенью, когда автомобилисты «переобувают» свои машины. Резиновыми отходами заваливают площадки для крупногабаритного мусора, подкидывают в баки для ТКО. Не заметь регоператор такой «подарок» – и придется платить штраф на полигоне: 10 тысяч рублей за каждую покрышку.

– Думаю, нужно объявить мораторий на приостановление деятельности утилизаторов шин, – говорит Артем Черных. – Необходимо написать обращение законодателям и в центральный аппарат Росприроднадзора.

Есть ли выход?

Проблема рассматривалась на круглых столах и «Народного фронта» по Красноярскому краю, и в Общественной палате региона. Участники обсуждения очень хотели услышать мнение представителей Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора. Но в «Народный фронт» представители ведомства не явились, а в Общественной палате края в онлайн-режиме заместитель начальника отдела государственного экологического надзора Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Ольга Мишинкина сообщила: лично проверяла предприятия на наличие государственной экологической экспертизы, и только одно не смогло подтвердить лицензию из-за ее отсутствия. Правда, ведомство проверяло крупные предприятия, не занимающиеся утилизацией шин.

НКК отправил запрос в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора с просьбой разъяснить положения нового порядка прохождения подтверждения лицензии и государственной экологической экспертизы утилизаторами шин, но ответа так и не получил.

Юристы считают, что в сложившейся ситуации утилизаторам незахораниваемых отходов один путь – доказывать в суде, что технология дробления шины не новая и госэкспертизе не подлежит.

– Для этого можно привлекать технических специалистов, которые выдадут обоснованные заключения о применяемом процессе переработки. Искать доказательство, что технология уже есть в ГОСТах или разработаны техусловия на производство определенной продукции. Что вы применяете очень простое, не инновационное оборудование, – поясняет юрист, руководитель экологической группы Юлия Юрченко. – Нужно оценить свои шансы и проанализировать всю документацию.

В противном случае можно вообще лишиться лицензии.

НКК будет следить за ситуацией на рынке переработки шин.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
16 мая 2025
Главный путь в Арктику
В последние годы развитие арктических территорий становится одним из ключевых направлений государственной политики России. Арктика – это не только важнейший
Без рубрики
16 мая 2025
Вспомним поименно
Российские поисковики продолжают разыскивать пропавших без вести воинов Великой Отечественной войны и устанавливать их личности. В прошлом году силами поисковой
Без рубрики
16 мая 2025
Каждый свой день рождения отмечал только 9 мая
Много в последнее время дикого и чудовищного с точки зрения здравого смысла, исторической справедливости приходится выслушивать от западных политиков и