В 2023 году из регионального и федерального бюджетов на образование в Красноярском крае было выделено 1,2 млрд рублей. Это позволило построить новые школы, отремонтировать спортзалы, купить новую технику и оборудование для обучения. Впрочем, главной целью нацпроекта «Образование» являются не количественные достижения, а качественные изменения всей сферы. Если с каждым годом все бóльшее количество учеников будет оканчивать школу с четким осознанием и уверенностью в будущем, твердыми знаниями и полезными навыками, значит, задачи нацпроекта выполнены.
Новая среда – новые идеи
В текущем году в рамках нацпроекта «Образование» было введено в эксплуатацию сразу несколько объектов – образовательный центр в селе Тертеж Манского района, школа на сто учеников в селе Зотино Туруханского района. До конца года новые школы откроются в поселке Мотыгино, селах Нарва, Тертеж Манского района и эвенкийской Ванаваре. В селе Осиновый Мыс Богучанского района заработает пристройка к школе. Уже в следующем году школы появятся в селе Бартат, Сосновоборске и Красноярске.
Кроме того, в сельских учебных заведениях активно ремонтируют спортивные залы – в этом году планируется сдать девять таких объектов. Всего за последние семь лет было отремонтировано 110 спортзалов.
Особое внимание уделяется техническому оснащению – очевидно, что в XXI веке необходимо учить ребят с применением новых технологий. Выпускник любой, даже самой удаленной школы не должен удивляться при виде компьютера. Именно поэтому информатизация, доступность интернета – это основные задачи при модернизации школ.
В рамках программы «Цифровая образовательная среда» в этом году 41 школа в крае получила около трех тысяч ноутбуков и более 130 принтеров-сканеров. Теперь у ребят есть возможность заниматься по самым современным стандартам, обучаться программированию, искать в Сети информацию для своих школьных работ по самым разным предметам.
Билет в будущее
В современном образовании особенное место занимает тема новых технологий, развития креативного и критического мышления у учеников. В 66 школах 33 муниципалитетов Красноярского края уже созданы «Точки роста». В этих центрах образования ребята более глубоко изучают естественно-научные и технологические направления. Здесь есть оборудование и условия для программирования, изучения робототехники, проведения интересных экспериментов по физике, химии и биологии. Но самое главное – в «Точках роста» работают увлеченные педагоги, которые буквально заражают учеников интересом к своему предмету.
Совсем недавно в Зеленогорске на базе школы № 176 был открыт «Кванториум» – креативное пространство для будущих ученых, инженеров и естествоиспытателей. Центр оснащен передовыми научными лабораториями, станками, 3D-принтерами. Здесь могут заниматься не только ученики школы № 176, но и ребята из других общеобразовательных учреждений города. Открыты биологическое, физико-химическое и технологическое направления. И это не просто кружок по интересам или продленка для одаренных и креативных детей. Это место, где ребята могут заниматься наукой, техническим творчеством, создавая свои модели, делая собственные открытия. В конечном итоге такой подход должен помочь им выбрать дело всей жизни. Знания и навыки, которые дети получают здесь, действительно дают ученикам «Кванториума» весомое преимущество на рынке труда.
Отметим, в рамках нацпроекта «Образование» особое место уделяется профориентации. Так, для учащихся 6–11-х классов каждую неделю в обычных школах проводятся занятия «Россия – мои горизонты», позволяющие определиться с будущей специальностью, выбрать вуз или техникум для поступления.
В следующем году планируется открыть 72 «Точки роста», а также три детских технопарка «Кванториум», региональный центр выявления и поддержки талантливых детей и молодежи.
Требуются кадры
Не секрет, что в школах малых городов и отдаленных сел далеко не всегда полный комплект педагогов. Особенно кадровый дефицит касается математиков, физиков, преподавателей иностранного языка. Молодые выпускники не стремятся уезжать далеко от комфортных мегаполисов, да и начинать жизнь на новом месте всегда сложно.
Именно поэтому в крае с 2019 года действует программа «Земский учитель», и поучаствовать в ней могут не только молодые педагоги, соответствующие критериям. Переехать можно даже из другого региона – такие примеры в Красноярском крае уже есть.
В качестве подъемных специалисты получают миллион рублей, а местные власти выделяют жилплощадь в населенном пункте, где находится школа. Одно из основных условий программы – чтобы специалист отработал минимум пять лет на новом месте.
За время действия программы в регионе трудоустроены несколько десятков учителей – сейчас в 21 территории работают 34 учителя. К примеру, в этом году в глубинку отправились семь специалистов. Этого, безусловно, недостаточно, чтобы закрыть все потребности сельских школ. Губернатор Красноярского края Михаил Котюков на одном из заседаний в правительстве поручил усилить работу в этом направлении.