Октябрь на исходе. Не сегодня завтра аграрии сообщат о том, что уборочная кампания – 2023 в Красноярском крае завершена. По данным минсельхоза на 26 октября, зерновые и зернобобовые обмолочены на 99,9 процента от плановых показателей. Край будет с хлебом.
Ликвидный товар
На хранение отправлено 2 млн 689 тыс. тонн зерна. Немного меньше, чем в прошлом году, но год на год не приходится, а в целом за последние несколько лет тенденция роста налицо (см. инфографику). Средняя урожайность по краю – 28,6 центнера с гектара – здесь мы по-прежнему лидируем в Сибирском федеральном округе.
Полностью убран рапс на 211,2 тыс. гектара – собрано более 446 тыс. тонн семян этой востребованной масличной культуры. Пятый год Красноярский край первый в России по ее валовому производству.
Министр сельского хозяйства края Илья Васильев отметил, что темпы полевых работ в нынешнем году существенно выше, чем в прошлом. Этому способствовали погода и высокая готовность земледельцев к уборочной. На соответствие государственным стандартам качества обследовано 395 тыс. тонн пшеницы нового урожая. В этом объеме требованиям ГОСТа на продовольственное зерно отвечает 90,8 %, из них 71,4 % – пшеница третьего класса, обладающая наилучшими хлебопекарными свойствами.
Производство зерновых в крае растет, но каждый год, как только мы соберем и засыпем в закрома очередной урожай под три миллиона тонн (после доработки), аграрии жалуются, что его трудно продать.
Зерно, как бы трудно ни было со сбытом (а выгодно его продать действительно нелегко), – это товар ликвидный, биржевой. Как лес, нефть и золото. Оно не пропадает и уходит туда, куда ему положено. На выпечку хлеба, на переработку, на фураж. Около половины его вывозится за пределы края. Рядом огромный Китай с его аппетитами. Да и многие регионы России не могут похвастать такими урожаями. А где-то пшеница просто не растет. Хотя красноярский хлеб вывозится даже туда, где она отлично растет – например, в Южный федеральный округ. А это Кубань, Ростов-на-Дону… Значит, нужна им сибирская пшеничка.
Конкуренты поджимают
Так куда же девается красноярское зерно? Что делают из него, куда оно отправляется?
Внутреннее потребление края оценивается в 1 400 тыс. тонн. Остальное зерно реализуется за пределы региона. Сибирское зерно пользуется высоким спросом в субъектах РФ и за рубежом. В 2022–2023 сельскохозяйственном году зерновые и масличные культуры отгружены в 36 регионов Российской Федерации и в несколько стран (см. инфографику).
В 2023 году зерно перерабатывается в муку на 24 предприятиях, которые способны ежегодно производить ее 444,5 тыс. тонн. Но производим вдвое меньше.
Главные наши мельницы размещены в Минусинске и Минусинском районе (шесть предприятий мощностью 146,25 тыс. тонн в год), в Ачинске и Ачинском районе (три – более 111 тыс. тонн в год), в Назаровском районе (одно предприятие, 55,7 тыс. тонн). Также муку делают в Канске, в Абанском, Большемуртинском, Каратузском, Курагинском и других районах края. Всего в прошлом году ее у нас произвели 210,3 тыс. тонн.
Также из зерна у нас в крае делают широкий ассортимент круп: из гречихи, пшеницы (пшеничную, манную), ячменя (ячневую, перловую), овса (овсяные хлопья и крупу), гороха (дробленый горох). Их производством занимаются восемь предприятий с установленной мощностью 57,5 тыс. тонн в год. Загружены они еще меньше, чем мельницы, примерно на 30 процентов.
Предприятия мукомольно-крупяной отрасли края могут значительно увеличить выпуск продукции, полностью обеспечив потребности края в муке и крупе, но все дело в конкуренции на этом рынке. Она высока. Прежде всего нас поджимают производители Алтайского края.
Понятно, что в этих условиях местным производителям муки и крупы работать трудней – приходится завоевывать рынок качеством, ассортиментом, гибкими ценами. Но для нас-то, потребителей, конкуренция – это плюс. Большой выбор, возможность найти товар по карману.
Несмотря ни на что, красноярские аграрии держатся на завоеванных в последние годы позициях и укрепляют их. А много зерна не бывает. Хлеб – залог стабильности и уверенности в будущем. Зерно – база для развития других сельскохозяйственных и перерабатывающих отраслей. Слава богу, современным агротехнологиям и господдержке, прилавки ломятся от еды. В крае нет проблем с молоком, мясом и всем, что из них производят.
Нам бы еще наладить глубокую переработку зерна, начать производить из него продукцию с высокой добавленной стоимостью: крахмалы, глюкозно-фруктозные сиропы, глютен, этанол, биогаз, кормовые добавки и т. п. Такие планы у края тоже есть. Но пока здесь определенные трудности, связанные с политической ситуацией. Придет время, и этот рынок будет наш.
Благодарим министерство сельского хозяйства Красноярского края за помощь в подготовке материала