В масштабах мегаполиса

В масштабах мегаполиса
Фото admkrsk.ru

 Два года назад Сергей Еремин вступил в должность руководителя столицы края. На традиционной встрече с журналистами по этому поводу каждому вручили пять листов убористого текста: что сделано. Однако разговор повернул совершенно в иное русло. Да, изменений много, они видны каждому горожанину. Куда более интересным оказалось другое: каким будет Красноярск через год, пять, десять лет? И какие чувства испытывает мэр к городу, в котором родился?

Фан-клуб по интересам

– Сергей Васильевич, давайте вернемся в прошлое. Зачем вам вообще это было нужно – соглашаться занять пост главы города-миллионника? Вы же наверняка понимали, насколько тяжела такая ноша.

– Если откровенно… В самом начале волосы у меня стояли дыбом (смеется). Я представлял контуры, но не догадывался о масштабах. До этого я был региональным министром и думал, что мне все понятно. Я глубоко заблуждался. В профессиональном плане, в плане самосознания у меня произошла полная перестройка, своего рода «нейронный взрыв».

Представляете, полтора года до универсиады, сроки по многим объектам сдвинуты – во все это нужно было погружаться и срочно что-то делать. Однако когда есть вызов, поставленная задача и поддержка – происходит внутренняя мобилизация. И несмотря на тот сложный период, все-таки я благодарен многим вещам.

– Каким именно?

– Красноярск для меня остается учителем. Каждый день. Хотя многие процессы уже чувствуешь интуитивно. Не надо садиться и час изучать тему. Но все равно каждый день – новое, новое, новое… Общество становится более сегментированным по интересам. И надо сделать так, чтобы каждый красноярец имел возможность себя здесь проявить, стать сопричастным к городу, воспринимать его как нечто свое. Мы стремимся к тому, чтобы у каждого нашего жителя он ассоциировался с определенным любимым местом, побуждал выйти из квартиры на улицу. Скажу образно: Красноярск должен стать своего рода фан-клубом по самым разным интересам.

Вместе находить ответы

 

– Вы говорите, что учитесь у города. А люди зачастую ждут противоположного: придет мэр и сам научит, поможет, «гвоздь забьет».

– В принципе каждый день 24 часа в сутки мы этим и занимаемся. Эта работа ведется, и она понятна. Говоря о городе как учителе, я имею в виду другое: нас 1 миллион 100 тысяч человек. Мы разные, и надо вместе находить ответы на вопросы, которые волнуют горожан. Один я этого сделать просто не смогу.

– Говоря о развитии Красноярска, вы не раз употребляли термин «столичность». Что конкретно имели в виду?

– В течение первого года работы в должности главы – чистоту, опрятность, интеллигентность, узнаваемость краевого центра.

– А сейчас?

– Сейчас я смотрю дальше: столица – это сто лиц. И только в этом основное содержание: люди. Город должен активнее жить. Например, проект «Красноярск рукотворный». Красноярцы все лето на различных городских локациях занимались – кто йогой, кто стихи читал, кто песни пел. Около 80 мероприятий было проведено. Это же здорово. Даже если человек постеснялся что-то исполнить – он был рядом, он увидел. Это городская эмоция, это город так живет. Каждый может сформировать вокруг себя центр притяжения – это я считаю главной ценностью, которая дальше должна развиваться.

И, конечно, благоустройство. Нам как городским властям нужно показывать пример. Иначе требовать чистоты и порядка от бизнеса и простых горожан с моральной точки зрения неэтично. Это большой воспитательный процесс. И чем больше людей в него будет вовлечено, тем меньше придется тратить денег, времени и ресурсов на поддержание порядка. Ведь если человек сам убрал, подмел – у него появится другое отношение, появится сопричастность.

Человеческое пространство

 

– Давайте тогда тему порядка перенесем на дороги. Почему-то его наведение чаще рассматривают через призму автомобилистов. Но есть еще общественный транспорт, пешеходы…

– Да, у нас всегда приоритет отдавался машинам. Автомобиль – и царь, и бог. Мне кажется, для миллионного города такой подход – неправильный. Сейчас приоритеты сдвигаются в сторону общественного транспорта – об этом говорят те же выделенные полосы. И когда я стою в пробке, а меня обгоняют автобусы, я внутренне радуюсь.

Дальше – пешеходные зоны. Пусть пока не в идеале, но и в этом направлении понемногу начинаем создавать приоритеты. Мы прекрасно понимаем, что пешеходные улочки нам нужны. Чтобы человек там отдыхал от суеты мегаполиса, не боялся, что кто-то ему посигналит в спину. Должны быть элементы городской среды, где можно стать самим собой.

Логика уже выстраивается. Возьмем общественное пространство в центре Красноярска – улицу Дзержинского. Сделали фрагмент улицы пешеходным. А там, через подземный переход, выход к парку. Далее – к улице Горького, где сейчас формируется Исторический квартал. А это тоже пешеходная зона. Можно будет гулять, ни разу не пересекаясь с автомобилем.

То же самое на Стрелке, в сквере Победителей, далее у скверика с памятником Дмитрию Хворостовскому. Перешли по подземному переходу – попадаем на площадь Мира. Она тоже закрыта для машин. С нее на остров Татышев можно выйти, там гулять. Все, словно бусинки, нанизывается и следует друг за другом. Есть поручение губернатора восстановить пешеходный мост через улицу Карла Маркса – он свяжет эти места с набережной. Получится обособленная пешеходная зона, пространство для горожан. Одним словом, балансировка приоритетов в упомянутых вами трех направлениях точно присутствует. Только на один сегмент ставить не будем ни в коем случае.

Еще одна острая тема – застройка домами, в народе прозванными «человейниками». Здесь можно навести порядок?

– Да, многие элементы нашего эксклюзивного красноярского ландшафта уже погублены. Согласен, в городе-миллионнике высотные дома должны быть. На них есть спрос, это нормально. Но не «китайские» же огромные «стены» по 5–6 тысяч жителей в одном доме! Город должен застраиваться гуманно. Дискуссии с застройщиками по поводу ограничения этажности по-прежнему ведутся. Будем этим заниматься, в том числе проектами планировки и так далее.

Приятные дополнения

– Недавно знакомые вернулись из Канады. Так вот, по их словам, Красноярск в сравнении с той же Оттавой – настоящая гастрономическая столица, со своими ресторанчиками, кафе. А к чему еще мог бы у нас приложиться малый и средний бизнес?

– Есть такая интересная тема: фермерские агрогородки. Их надо формировать во всех районах города. И сразу в нормальном, цивилизованном виде, с зонами фуд-корта. Развивать и дальше сеть кафе и закусочных, о которых вы сказали, – в том числе с привязкой к пешеходным зонам. Далее – торговля печатной продукцией, мороженым, кофе – все это создает атмосферу приятного дополнения городского пространства. Или возьмем автобусные остановки. Мы их привели к единообразию, но они какие-то безжизненные. Их можно наполнить теми же опциями.

Есть еще одна не до конца раскрытая тема – бассейны. Их в Красноярске мало. Для бизнеса это поистине золотое дно – бассейн будет всегда пользоваться популярностью, в любое время года. Думаем, как организовать их в Солнечном, Северном.

Двери, открытые миру

 

– Предстоящее 400-летие Красноярска – огромный шанс для города, чтобы сделать еще один рывок вперед. Назовите три самые главные проблемы, которые нужно обязательно решить к этому сроку.

– Благоустроительная повестка должна присутствовать по-прежнему. Наличие визуального образа города, в том числе светового. Дизайн-коды, добавление новых парков, скверов. С логичным переходом от одного к другому. Это будет продолжаться.

Вторая тема – надо серьезно заниматься новыми пространствами с акцентом на историческое наследие. Это районы Качи, Николаевки, нефтебазы, территория бывшего комбайнового завода. Именно они должны формировать облик Красноярска XXI века.

И еще один формат – наша международная повестка. Красноярск преобразился, распахнув свои двери миру во время зимней универсиады. Мы поняли, что можем работать на таком высоком уровне. Значит, надо себя и дальше позиционировать, делать все для того, чтобы мы были городом не просто национального, а планетарного значения.

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного