Спасение тридцати уникальных памятников архитектуры – безусловно, один из главных итогов минувшего юбилея Минусинска. К 200-летию города были выделены деньги на масштабные работы по реставрации зданий, часть из которых была построена еще в XIX веке. История каждого из них – целая страница в жизни южного города края.
Астрономия в музее
Одним из кульминационных событий празднования юбилея города стало официальное открытие второго корпуса Минусинского краеведческого музея имени Н. Мартьянова – реставрация здесь продолжалась восемь лет.
Построено оно было в 1901 году рядом с первым корпусом музея, который нуждался в помещении для библиотеки. На первом этаже размещались три зала – один из них читальный, на втором – женское приходское училище. Была еще комната для метеонаблюдений, которые вел в том числе и сам Мартьянов.
В 1902 году член французского Астрономического общества подарил музею телескоп стоимостью 2 620 рублей. Аппарат состоит из трубы с параболическими и отражательными зеркалами на чугунном вращающемся штативе. По словам сотрудников, несмотря на внушительный возраст, телескоп до сих пор в рабочем состоянии. В планах музея – использовать его и в наше время.
– Мы обустроили бельведер на крыше здания, поставили там диваны и собираемся проводить занятия по астрономии, – рассказала директор музея Светлана Борисова.
Но это не единственное новшество – в здании после реставрации появилось еще 16 выставочных залов.
Сибирский Зимний дворец
Незадолго до юбилея города были закончены работы, пожалуй, на одном из самых крупных объектов – Доме Вильнера. Сибирский малый Зимний дворец – такое неофициальное название он носит за свой масштаб, изобилие элементов декора.
Работы здесь длились едва ли не четверть века, постоянно приостанавливаясь по разным причинам.
Дом был построен купцом второй гильдии Гершем Вильнером, потомком еврея, сосланного на поселение в Сибирь. Он успешно занимался торговлей пушниной, был хорошо известен не только в России, но и в Лейпциге, Лондоне. На первом этаже дома находился магазин, чуть позже – кинотеатр и кафе «Де ля Пари». На втором – квартира для большой семьи Вильнера, «Сибирский банк». Во дворе были не только хозяйственные помещения, но и электростанция, дававшая электричество для центра города до конца 20-х годов. Позже надстроили третий этаж с огромными потолками почти в пять метров, предназначавшийся для реального училища и квартиры директора в пять комнат… После революции дом национализировали, отдали под различные учреждения – здесь недолгое время были и оружейные мастерские, и химическая лаборатория для изготовления взрывчатых веществ, и аптека. Сам Вильнер, по некоторым сведениям, вначале уехал в Харбин, а потом вернулся в Россию и умер во время блокады Ленинграда.
История реставрации тянулась с середины 90-х годов – учреждения выселили, но средств, чтобы восстановить огромное здание сразу и полностью, не было. Все изменилось буквально несколько лет назад.
Во время работ здание существенно перестроили: из «исторического» здесь остается фундамент и наружные стены. В соответствии с новыми требованиями со стороны двора появился лифт для маломобильных людей.
– За сто лет технологии очень сильно поменялись, и нужно было не только восстановить здание, но и сделать его максимально комфортным и современным, – рассказывает Сергей Чистяков, реставратор. – Нужно было провести вентиляцию, электросети. Чтобы спрятать коммуникации, пришлось сильно опустить уровень потолков в коридорах.
Благодаря сохранившимся фотографиям восстановили декор внутренних помещений, вручную изготавливая лепнину, заливая гипс в силиконовые формы.
Сейчас в доме – один из корпусов Минусинского колледжа культуры и искусств.
Во время празднования юбилея города наш корреспондент познакомилась с потомком семьи Вильнера, который поделился интересными историями о секретах дома. Подробнее об этом расскажем в следующих материалах.
Первый каменный дом
Буквально в нескольких метрах от музея – двухэтажный белый особняк, первый каменный жилой дом города. Принадлежал он купчихе Матрене Беловой, женщине, которая была известна своей деловой хваткой. Переехала она с мужем в Минусинск из Владимирской губернии в 30-х годах XIX века. Овдовев, Матрена Семеновна приняла все дела мужа. Кроме золотых приисков, она еще вела торговлю, причем не всегда добросовестно – и цены на товары завышала, и обсчитывала.
Однако в то время у нее была самая большая частная библиотека – около 350 книг, которые могли читать все желающие.
Дом, который сейчас имеет статус памятника архитектуры, был построен взамен деревянного, сгоревшего вместе с товаром. В дом вели два парадных входа с улицы и два рабочих со двора. Нижний этаж предназначался для трех магазинов. Было три подвала с кладовыми и винными погребами, на верхнем этаже жили сами хозяева, здесь было 10 комнат.
Несмотря на внешнее благополучие, счастливой жизнь Матрены Семеновны назвать сложно – дочь умерла от чахотки, сын играл в карты и оставлял большие долги, а потом и вовсе покончил жизнь самоубийством.
После смерти купчихи Беловой с 1872 года второй этаж ее дома занимало городское Благородное собрание. В последнее время в здании располагался медицинский колледж.
– Дом капитально отремонтировали, восстановили исторические оконные переплеты, такие, какими они были, – рассказывает Сергей Чистяков. – Но внутренние работы пока продолжаются.
Подарок драмтеатру
Один из знаковых объектов города – драматический театр, который считается одним из старейших в Сибири – он появился в 1882 году. Несмотря на востребованность у местных жителей, своего здания у театра долго не было – купили старую глинобитную казарму, плохо отапливаемую и не имеющую освещения.
Ссыльный революционер Феликс Яковлевич Кон предложил построить здание для добровольного пожарного общества – город, где большинство зданий были деревянными, часто горел. Второй этаж помещения заняла труппа театра.
Фойе освещалось керосиновыми лампами, а сцена – лампами и сальными свечами.
На старинных фотографиях можно увидеть, что на крыше здания установлена пожарная каланча – наверху постоянно находился дежурный и, как только видел дым, сразу же подавал сигнал. В 1912 году для пожарной части построили другое здание, а это отдали театру. Однако в 30-х годах оно почти полностью сгорело – восстановили его спустя почти десять лет. А в 2021 году изрядно обветшавшее закрыли на реставрацию. Рядом возвели второй корпус – подарок к 140-летию театра, – появилось место для мастерских, новый репетиционный зал, гримерные, вторая сцена для экспериментальных постановок.
В «исторической» части театра еще идут работы – к юбилею города ее доделать не успели. Предполагается, что старое здание сдадут в 2024 году.
– В процессе реставрации восстановили пожарную каланчу на крыше, – рассказывает Сергей Чистяков. – Она была спроектирована как смотровая площадка, и теоретически на нее может попасть любой желающий. Но в любом случае это должно быть согласовано со службой по охране государственных объектов культурного наследия и руководством театра.
ЗАГС в купеческом особняке
Соседний с сибирским Зимним дворцом дом когда-то принадлежал купцу Ивану Борисову, торговавшему мануфактурными и галантерейными товарами. Он стал еще одним архитектурным памятником, который дождался своего преображения. И новой функции – стал ЗАГСом.
– Инициативу поддержали и администрация, и сами жители, – рассказывает Сергей Чистяков. – Место подходящее – само по себе здание очень красивое, рядом парк, есть места для фотозон. Чем больше здесь у нас будет событий, тем больше будет оживать старая часть города. Наша цель – не просто выполнить реставрационные работы, но и сделать так, чтобы памятники стали частью уже современной истории города. Здание, даже если отремонтировано, но у него нет хозяина, и там никто не живет, начинает разрушаться.
Здесь привели в порядок фасад и кровлю, заменили коммуникации, установили подсветку. Во дворе появилась красивая фотозона.
Объект федерального значения
Дождался ремонта и известный Спасский собор – правда, работы были выполнены только снаружи. Обновили фасад, нанесли с помощью специальной технологии слой позолоты на купола. Внутри все осталось по-прежнему.
Это один из немногих объектов культурного наследия федерального значения. В 1812 году здесь был освящен южный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Главный придел во имя Нерукотворного образа Христа Спасителя освятили в 1814 году. Храм связан с именами декабристов: братья Беляевы пели здесь в церковном хоре, а братья Крюковы и Киреев – венчались и крестили своих детей. После революции храм закрыли, церковные ценности изъяли и устроили зерновой склад. В советское время даже была идея сделать здесь планетарий.
Но потом храм вернули верующим, а в здании напротив – памятнике, который также был отреставрирован к юбилею, появилась воскресная школа. Сейчас в здании бывшей типографии Метелкина, расположенном поблизости, должен открыться визит-центр Минусинской епархии.
Храм – кинотеатр – склад
Если бы не юбилей Минусинска, наверное, никогда бы не был спасен еще один храм города, судьба которого трагична. Построили его незадолго до революции.
Сохранились записи о его создании: «Жители южной окраины Минусинска, будучи отделены значительным расстоянием от своих приходских церквей, Спасской и Троицкой, и тяготясь малочисленностью храмов в Минусинске, начали подумывать о постройке собственного храма на так называемой Пятницкой площади, где до середины XIX века было кладбище. Среди жителей нашлись охотники с особым усердием послужить святому делу собиранием денежных средств…»
Величественный, построенный в необычном для Сибири восточно-византийском стиле, он был освящен в 1911 году во имя Вознесения Господня. Но уже в 20-х годах колокола были отданы для пожарной команды, а само помещение пытались приспособить вначале под кинотеатр «Октябрь», но акустика оказалась неподходящей, мешало гулкое эхо, потом разместили склад. Государство изъяло ценности – 28 фунтов 23 золотника серебра: ризы с икон, утварь для богослужения – потир, дискос, лжица, дарохранительница….
Но сейчас уже почти ничего не напоминает о том времени – на обезглавленный храм вернули купола, во дворе появилась маленькая часовня. В нижнем приделе демонтировали старую купель и установили новую.
– Как правило, часовни строились на месте захоронения священнослужителей, – говорит Сергей Чистяков. – Но проверить это нет никакой возможности. На месте часовни построили гараж, выкопали смотровую яму.
Возможно, этот храм станет впоследствии кафедральным собором Минусинской епархии.
Фото: Руслан Рыбаков, Сергей Чистяков, музей-мартьянова.рф