В Минусинске обсудили будущее опорных городов

В Минусинске обсудили будущее опорных городов
Фото: Руслан Рыбаков

Во второй раз Минусинск стал площадкой для разговора о том, на что опирается страна в своем пространственном развитии. Второй форум «Опорные города России» собрал федеральных экспертов, представителей исполнительной и законодательной власти, научного и бизнес-сообщества, глав российских городов. Выбор Минусинска неслучаен: у города есть практики, которые интересны другим «опорникам». Здесь последовательно реализуются инвестиционные проекты, развивается сеть социальных учреждений, регулярно проходят заметные культурные события – все это формирует устойчивость и делает город удобным для жизни.

Акцент на конкретику

Если в прошлом году, на первом форуме, говорили о формировании и перспективах национального проекта, то нынешняя дискуссия была сосредоточена на внедрении, механизмах и измеримых результатах. Центральная цель неизменна: раскрыть потенциал ключевых населенных пунктов так, чтобы в них было комфортно жить, учиться, работать и растить детей.

Речь на форуме шла о создании условий для устойчивости местной экономики, развитии транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, о подготовке управленческих и инженерных кадров, формировании безопасной, современной городской среды. Отдельная линия – лучшие практики и перспективные проекты, которые уже можно тиражировать. Особое внимание уделили градостроительству и реализации национальных проектов, федеральной программе «Государство для людей», а также вовлечению молодежи в развитие территорий.

Ключевым событием форума стало пленарное заседание «Опорный населенный пункт: человек – общество – государство». Дискуссия на нем шла не только о стратегиях, но и о практических инструментах, которые позволяют ускорять проекты и добиваться эффекта на местах.

Заместитель министра экономического развития РФ Святослав Сорокин обозначил направления работы и горизонты планирования:

Сейчас в России 2 160 опорных населенных пунктов – это приоритет развития до 2030–2036 годов. Мы комбинируем федеральные меры поддержки и призываем регионы подключать свои ресурсы. Эти территории должны стать привлекательными для жизни и работы, стать драйверами развития окружающих районов, – отметил Святослав Сорокин.

Он же подчеркнул, что перечень опорных городов – не раз и навсегда закрытый список: субъекты вносят новые предложения, обосновывая их перспективными инвестиционными проектами и возможностью консолидировать федеральную поддержку.

Заместитель министра строительства РФ Константин Михайлик обратил внимание на необходимость «приземлять» договоренности:

– Важно, чтобы дискуссии не оставались просто разговорами. Например, прошлогодние инициативы в Минусинске уже дали конкретные результаты. Нужно слышать и учитывать мнение бизнеса и жителей, иначе программа станет просто отчетным документом, – сказал Константин Михайлик.

Фото: Александр Черных

Губернатор Михаил Котюков акцентировал: ключевым критерием любой трансформации является человек:

Что нужно сделать, чтобы у молодежи был интерес оставаться в родном городе либо возвращаться в родной город после выпуска из университета? Наша задача – масштабировать успешные практики, создавать точки притяжения и перспективы для самореализации. При этом нельзя допустить перекоса, когда все ресурсы концентрируются только в опорных пунктах, в ущерб другим территориям. Нам необходимо найти разумный баланс, синхронизировать задачи пространственного развития, нацпроектов и местных инициатив, – подчеркнул глава края.

От общих принципов – к решениям

После пленарной дискуссии участники продолжили работу в формате круглых столов – каждому была задана конкретная «болевая точка», требующая управленческого и инженерного решения.

• «Мой дом – моя опора»

Градостроительство, архитектура, жилищное строительство, переселение из ветхого и аварийного фонда, комплексное развитие территорий, благоустройство опорных городов. Здесь обсуждали, как ускорять подготовку проектно-сметной документации, синхронизировать инженерные сети с планировочными решениями кварталов и предусматривать «короткие цепочки» согласований.

«Город для людей»

Деятельность органов местного самоуправления в формировании человекоцентричной культуры управления. Внедрение «жизненных ситуаций» как инструмента адресной работы с жителями, реинжиниринг муниципальных услуг, система сбора и анализа обратной связи. Отдельно – создание единого «окна» взаимодействия граждан с властью и отслеживание качества ответов.

«Экономика малых городов»

Стимулы для роста мест приложения труда: индустриальные площадки, развитие малого предпринимательства и сферы услуг, меры поддержки и софинансирования проектов. Отдельный сюжет – может ли муниципалитет становиться полноценным партнером бизнеса в условиях новой системы территориального устройства.

«Город, где хочется жить»

Привлечение квалифицированных кадров, формирование территориальной образовательной инфраструктуры, практика самоопределения городов через создание бренда. От доступности детских садов и кружков до современных общественных пространств – все это влияет на решение молодых специалистов остаться.

«Муниципальные управленческие команды»

Влияние трансформации территориальной организации местного самоуправления на качество управления, требования к компетенциям глав и их команд, эффективные инструменты позиционирования и открытости власти. В центре внимания – новые управленческие навыки: проектное мышление, работа с данными, коммуникация и вовлечение жителей.

По итогам работы круглых столов участники сформулировали предложения по ускорению внедрения практик и повышению качества координации между уровнями власти, бизнесом и общественными институтами. Важно, что принцип «человек – общество – государство», вынесенный в название пленария, был сохранен и в практической дискуссии: каждый инструмент оценивали через призму удобства и безопасности для жителей.

Измеримый эффект

Участники форума сошлись во мнении: у каждой территории – своя траектория. Где-то драйвером выступают промышленность и логистика, где-то – туризм, спорт, креативные индустрии.

Но общий знаменатель один: нельзя терять накопленные компетенции и наработки, а взаимодействие власти, бизнеса и общества должно быть выстроено системно. Только так «опорные» действительно становятся опорой – для людей, экономики и соседних районов.

Глава региона подытожил значение таких встреч для края и всей сети опорных городов:

Минусинск демонстрирует гостям форума свои возможности, на месте мы обсуждаем планы, а через год показываем результаты и достижения. Кроме этого, решения прошлых лет уже вошли в национальные проекты и государственные программы, и мы намерены продолжать эту практику, – сказал Михаил Котюков.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности