Во второй раз Минусинск стал площадкой для разговора о том, на что опирается страна в своем пространственном развитии. Второй форум «Опорные города России» собрал федеральных экспертов, представителей исполнительной и законодательной власти, научного и бизнес-сообщества, глав российских городов. Выбор Минусинска неслучаен: у города есть практики, которые интересны другим «опорникам». Здесь последовательно реализуются инвестиционные проекты, развивается сеть социальных учреждений, регулярно проходят заметные культурные события – все это формирует устойчивость и делает город удобным для жизни.
Акцент на конкретику
Если в прошлом году, на первом форуме, говорили о формировании и перспективах национального проекта, то нынешняя дискуссия была сосредоточена на внедрении, механизмах и измеримых результатах. Центральная цель неизменна: раскрыть потенциал ключевых населенных пунктов так, чтобы в них было комфортно жить, учиться, работать и растить детей.
Речь на форуме шла о создании условий для устойчивости местной экономики, развитии транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, о подготовке управленческих и инженерных кадров, формировании безопасной, современной городской среды. Отдельная линия – лучшие практики и перспективные проекты, которые уже можно тиражировать. Особое внимание уделили градостроительству и реализации национальных проектов, федеральной программе «Государство для людей», а также вовлечению молодежи в развитие территорий.
Ключевым событием форума стало пленарное заседание «Опорный населенный пункт: человек – общество – государство». Дискуссия на нем шла не только о стратегиях, но и о практических инструментах, которые позволяют ускорять проекты и добиваться эффекта на местах.
Заместитель министра экономического развития РФ Святослав Сорокин обозначил направления работы и горизонты планирования:
Сейчас в России 2 160 опорных населенных пунктов – это приоритет развития до 2030–2036 годов. Мы комбинируем федеральные меры поддержки и призываем регионы подключать свои ресурсы. Эти территории должны стать привлекательными для жизни и работы, стать драйверами развития окружающих районов, – отметил Святослав Сорокин.
Он же подчеркнул, что перечень опорных городов – не раз и навсегда закрытый список: субъекты вносят новые предложения, обосновывая их перспективными инвестиционными проектами и возможностью консолидировать федеральную поддержку.
Заместитель министра строительства РФ Константин Михайлик обратил внимание на необходимость «приземлять» договоренности:
– Важно, чтобы дискуссии не оставались просто разговорами. Например, прошлогодние инициативы в Минусинске уже дали конкретные результаты. Нужно слышать и учитывать мнение бизнеса и жителей, иначе программа станет просто отчетным документом, – сказал Константин Михайлик.

Фото: Александр Черных
Губернатор Михаил Котюков акцентировал: ключевым критерием любой трансформации является человек:
Что нужно сделать, чтобы у молодежи был интерес оставаться в родном городе либо возвращаться в родной город после выпуска из университета? Наша задача – масштабировать успешные практики, создавать точки притяжения и перспективы для самореализации. При этом нельзя допустить перекоса, когда все ресурсы концентрируются только в опорных пунктах, в ущерб другим территориям. Нам необходимо найти разумный баланс, синхронизировать задачи пространственного развития, нацпроектов и местных инициатив, – подчеркнул глава края.
От общих принципов – к решениям
После пленарной дискуссии участники продолжили работу в формате круглых столов – каждому была задана конкретная «болевая точка», требующая управленческого и инженерного решения.
• «Мой дом – моя опора»
Градостроительство, архитектура, жилищное строительство, переселение из ветхого и аварийного фонда, комплексное развитие территорий, благоустройство опорных городов. Здесь обсуждали, как ускорять подготовку проектно-сметной документации, синхронизировать инженерные сети с планировочными решениями кварталов и предусматривать «короткие цепочки» согласований.
• «Город для людей»
Деятельность органов местного самоуправления в формировании человекоцентричной культуры управления. Внедрение «жизненных ситуаций» как инструмента адресной работы с жителями, реинжиниринг муниципальных услуг, система сбора и анализа обратной связи. Отдельно – создание единого «окна» взаимодействия граждан с властью и отслеживание качества ответов.

• «Экономика малых городов»
Стимулы для роста мест приложения труда: индустриальные площадки, развитие малого предпринимательства и сферы услуг, меры поддержки и софинансирования проектов. Отдельный сюжет – может ли муниципалитет становиться полноценным партнером бизнеса в условиях новой системы территориального устройства.
• «Город, где хочется жить»
Привлечение квалифицированных кадров, формирование территориальной образовательной инфраструктуры, практика самоопределения городов через создание бренда. От доступности детских садов и кружков до современных общественных пространств – все это влияет на решение молодых специалистов остаться.

• «Муниципальные управленческие команды»
Влияние трансформации территориальной организации местного самоуправления на качество управления, требования к компетенциям глав и их команд, эффективные инструменты позиционирования и открытости власти. В центре внимания – новые управленческие навыки: проектное мышление, работа с данными, коммуникация и вовлечение жителей.
По итогам работы круглых столов участники сформулировали предложения по ускорению внедрения практик и повышению качества координации между уровнями власти, бизнесом и общественными институтами. Важно, что принцип «человек – общество – государство», вынесенный в название пленария, был сохранен и в практической дискуссии: каждый инструмент оценивали через призму удобства и безопасности для жителей.
Измеримый эффект
Участники форума сошлись во мнении: у каждой территории – своя траектория. Где-то драйвером выступают промышленность и логистика, где-то – туризм, спорт, креативные индустрии.
Но общий знаменатель один: нельзя терять накопленные компетенции и наработки, а взаимодействие власти, бизнеса и общества должно быть выстроено системно. Только так «опорные» действительно становятся опорой – для людей, экономики и соседних районов.
Глава региона подытожил значение таких встреч для края и всей сети опорных городов:
Минусинск демонстрирует гостям форума свои возможности, на месте мы обсуждаем планы, а через год показываем результаты и достижения. Кроме этого, решения прошлых лет уже вошли в национальные проекты и государственные программы, и мы намерены продолжать эту практику, – сказал Михаил Котюков.



