Всю жизнь заслуженный учитель РСФСР Мария Тимофеевна Тимошенко отдала детям. В колбинской школе она преподает русский язык и литературу вот уже 44 года, а общий педагогический стаж превышает полвека.
После окончания Белгородского пединститута Мария Тимофеевна по распределению отправилась в далекую Сибирь. Ехали с группой таких же юных выпускников, как она сама. Друг перед другом храбрились, в вагоне звучали песни и шутки, но было откровенно страшно. Красноярский край представлялся неизведанным и холодным. Сегодня она с улыбкой вспоминает, как мать собирала в дорогу – дали целый мешок луку, чесноку и прочей снеди. Ведь в европейской части России бытовало мнение, что в этих местах туго с продуктами, а на земле невозможно ничего вырастить.
На деле все оказалось проще и лучше. К примеру, на разоренной войной Брянщине, откуда родом Мария Тимофеевна, даже в конце 60-х годов прошлого века хлеб получали по талонам. А тут всего было вдоволь – Сибирь испытывала настоящий экономический подъем. В глуши жизнь била ключом, сюда ехали лучшие специалисты – открывать новое, строить гидростанции, учить детей.
В орешинской средней школе, куда Марию определили, спросить совета было не у кого. Одна преподавала у всех старшеклассников. Первое время сильно переживала: будут ли воспринимать всерьез? Поймут ли материал? Сомнения терзали страшные. Она небольшого роста и многим своим ученикам едва доходила до плеча: сибирские парни к выпускным вырастали под два метра. Вспоминает, как готовилась к урокам. К примеру, «Война и мир» Толстого – произведение огромное. Тогда методической литературы в таком количестве, как сейчас, не существовало. Молодая учительница плакала ночами. Впрочем, выходя к доске, Мария Тимофеевна преображалась. Говорила себе: «Я педагог», – и никаких поблажек ни себе, ни ученикам. И ее слушали. В орешинской школе проработала девять лет.
Сегодня Мария Тимофеевна так же скрупулезно готовится к каждому занятию, старается следить за новыми методиками, направлениями в образовании. Ведь литература – тот предмет, который более других подвержен современным веяниям, реформациям. Приходится анализировать изменения, читать новых писателей, искать подходы к ученикам. Нынешнее поколение, считает педагог, не хуже и не лучше тех ее первых классов – они просто другие. Да, читают меньше, да, клиповое сознание, но тяга к познанию мира заложена в любом человеке.
– Я глубоко убеждена, что учитель перестает быть учителем, когда заканчивает учиться сам. Если иссякла тяга к новому, нужно уходить, – говорит Мария Тимофеевна.