В канун профессионального праздника – Дня нефтяника – и юбилея предприятия генеральный директор КНП Борис ЗОЛОТАРЕВ провел встречу с краевыми журналистами в необычном формате. Утро, так называемый бизнес-завтрак. На столе кофе, конфеты, пирожные. Это как раз тот удобный случай, когда о серьезном ты говоришь без сбивки на официоз. А за цифрами и крупными проектами чувствуешь биение пульса предприятия, верой и правдой служащего красноярцам от льдов Заполярья до хребтов Саян.
24 на 7
– Борис Николаевич, мы с вами пьем кофе в 10 часов. А вы вообще успеваете позавтракать? Насколько у вас сложное утро?
– На самом деле совершенно не сложное. Иногда думаю, что во мне уже живет робот (смеется). Дело в том, что я руковожу предприятием, которое работает в формате 24/7. То есть 24 часа в сутки семь дней в неделю. Естественно, такой график требует постоянного внимания. У нас есть созданная мною группа руководителей, которая участвует в ежедневной, ежечасной, ежеминутной системе управления предприятием, так и называется – «Онлайн-мониторинг 24/7».
Так что все очень просто: в 5:50 – подъем. Сразу надо посмотреть, что произошло ночью. Можете себе представить: у нас 953 человека работают в круглосуточном режиме от Игарки до Минусинска? И каждый, кто участвует в обеспечении 24-часовой работы предприятия, докладывает, информирует, сообщает. И я об этом, естественно, должен знать. Затем сборы, небольшой завтрак. В 7:30 я уже в офисе.
– То есть раньше всех? Почему?
– Я прошел путь от рабочего до директора завода еще в советские времена. Видимо, еще тогда в меня это впиталось: руководитель должен прийти на работу первым, сразу погрузиться в дела, выделить главное и определиться с дальнейшими действиями, чтобы грамотно управлять своими заместителями, менеджерами, всеми работниками компании.
– То есть дебаты о четырехдневной рабочей неделе – это не про вас?
– Точно. В выходные руководители, конечно, в офисе проводят меньше времени. Но всегда находятся на связи – в мессенджерах, почтовых электронных сервисах. Мы вообще не офисные работники – учитывая рассредоточенность предприятия по всему краю.
– Давайте тогда начнем деловой разговор с этого. Сколько заправочных станций в КНП сейчас, и планируется ли расширение сети?
– В 1948 году наше предприятие насчитывало три АЗС. Сегодня их 177. И более 20 миллионов посещений ежегодно! Вы только представьте: 20 миллионов раз к нам пришли люди и воспользовались нашими услугами. Плюс 14 нефтебаз общим объемом хранения более 360 тысяч тонн. Не буду хвастать, но все же считаю, что мы востребованы, и наши услуги, которые мы оказываем, полезны для населения.
– В развитие темы – КНП реализует проект по созданию на АЗС комфортной среды. То есть не просто заправка, а сопутствующая ей инфраструктура. Магазины, кафе, туалеты. Везде ли так будет?
– Открою один секрет из жизни. Я, наверное, единственный из работающих сегодня в компании руководителей, кто прошел стажировку в Европе. В 1999 году я полгода работал в Венгрии, изучал опыт продажи нефтепродуктов на АЗС. После чего инициировал реализацию проекта по созданию сети «25 часов» в Красноярске, будучи вице-президентом одной из нефтяных компаний. Знал бы тогда, что буду руководить КНП… (смеется).
Мы находимся в бизнесе, а значит, должны быть привлекательными, чтобы автомобилисты пользовались нашими услугами постоянно. Мы над этим работаем. В первую очередь приводим в порядок внешний вид заправок. Судят ведь сначала по одежке, а если мы выглядим хорошо – это первый шаг, чтобы понравиться красноярцам и гостям региона.
Далее. Мы должны обеспечивать постоянное качество нефтепродуктов, которые поставляем. Для этого у нас есть свои лаборатории, которые ведут мониторинг и контроль, начиная от приемки топлива и до его отгрузки потребителям. Я не преувеличиваю – каждая капля бензина проверяется на соответствие ГОСТу.
Третье – организация на АЗС других видов услуг, помимо собственно заправки. Это, к примеру, реализация так называемых сопутствующих товаров. В Европе уровень таких продаж на АЗС достигает 50 процентов от общей выручки. У нас эта доля пока не столь значительна, но она растет. Сегодня у нас 52 магазина, в этом году планируем открыть еще 10. Будем добавлять такие точки каждый год.
Кроме того, на многих станциях появилась возможность перекусить. Мы для себя поставили задачу выйти на большой проект придорожного сервиса по типу европейских автогрилей – магазинов с качественным питанием. У нас пока это направление недостаточно развито.
Еще из нового, что мы в этом году начали внедрять: предоставление точек доступа к интернету на территории наших АЗС, IP-телефонии. В удаленных территориях это крайне актуально. Плюс работаем над тем, как повысить безопасность сотрудников и клиентов. Реализуем проект видеонаблюдения – на каждой АЗС устанавливается до 15 видеокамер. Данные хранятся в «облаке», в случае необходимости предоставляем информацию правоохранительным органам.
А вообще все начинается с формы одежды, обучения наших операторов. Мелочей здесь не существует. Что бы ни случилось дома, наш оператор должен хорошо выглядеть, улыбаться, приветствовать гостей. Вот вспомнил, как мы начинали на АЗС продавать кофе. Это, кстати, самый рентабельный товар на заправках во всем мире, везде. Так вот, вопрос клиенту всегда был такой: «Кофе будете?» Сейчас совершенно иной подход: «Могу ли я вам предложить чашечку кофе? Латте или капучино?» Мы учим операторов правилам общения с клиентами – это очень важно, ведь это сервис.
Жилой комплекс и бассейн
– Еще один проект, который реализует КНП, связан с переносом нефтебазы за черту Красноярска. Он действительно состоится? Есть ли понимание по срокам?
– Здесь надо напомнить читателям: решение о ее строительстве было принято в 1929 году, когда города на правом берегу Енисея и в помине не было. Нефтебаза просуществовала 90 лет, модернизировалась, улучшалась. Но пришло время решать: а что дальше? Это все-таки набережная Енисея. Она должна приносить радость горожанам. И года три назад мы начали подготовку к ее закрытию. Параллельно завершили два проекта модернизации имеющихся нефтебаз – Заозерновской и Назаровской, куда будут перенесены мощности. Недавно на заседании президиума правительства края я заявил с полной ответственностью: нефтебаза в Красноярске будет закрыта в декабре 2019 года. Сегодня из 54 тысяч кубометров нефтепродуктов, хранящихся на нефтебазе, львиная доля ГСМ уже вывезена. Этот процесс продолжается. Он непростой, все-таки нефтебаза – это особый производственный объект. И нужно сделать все так, чтобы здесь не осталось ни капли топлива.
– Что будет на этом месте?
– По предварительным консультациям с акционерами, тут может появиться жилой микрорайон площадью 350 тысяч квадратных метров. Плюс школа и, возможно, плавательный бассейн. Надеюсь, в следующем году проект начнет реализовываться.
Нужно быть лучшими
– В разговоре вы упомянули еще одну сеть АЗС. В этой связи вопрос о конкуренции: что она для вас значит?
– Прогресс. Всегда. Конечно, если бы я знал, что буду руководить КНП, я бы «25 часов» в Красноярске не построил (смеется). Но прошу обратить внимание: 20 лет прошло. И я с уважением отношусь к тому своему проекту, который и сегодня выглядит достойно.
Когда КНП присутствовал на рынке единолично, думать о конкуренции не приходилось. Сейчас же появились такие крупные игроки, как «Роснефть», «Газпромнефть». Тот, кто позже входит в рынок, имеет на вооружении прогрессивные технологии, новые представления, новое понимание.
А если предприятию 85 лет, у него имущество, которое нуждается в переделке, – не все так быстро и просто получается. Требуются немалые средства. По мере возможностей мы модернизируем предприятие для того, чтобы быть конкурентоспособными. Кроме того, конкуренция ведь заключается не только в обновлении самой АЗС, но и в тех услугах, которыми она наполнена. Чтобы выиграть в этой борьбе, нужно быть лучшими.
Если не мы, то кто?
– Вы ровесники края, которому в этом году тоже исполняется 85 лет…
– Да, и гордимся этим.
– Так вот, все это время на КНП лежал и лежит большой груз социальной ответственности. Как вам удается справляться с такой серьезной задачей?
– Вопрос порой стоит таким образом: если не мы, то кто? Вот нужно везти нефтепродукты на Диксон. Объявлен конкурс – на него никто не заявляется. Слишком сложно. А мы выставляем заявку, потому что понимаем: по-другому просто нельзя. Иначе как самолеты в Арктике будут летать, как будут жить люди?
Речь порой идет о нулевой рентабельности, но мы идем и работаем, понимая, что от нас зависит жизнь северян. Находить баланс между доходностью предприятия и выполнением социальных обязательств. У нас есть АЗС, которые присутствуют в территориях в единственном числе. Например, в Игарке. Там других сетей автозаправок в принципе нет. В этом случае прибыльная АЗС или не прибыльная – роли не играет. Мы никогда оттуда не уйдем, понимая, что очень нужны жителям заполярного города.
Вклад в общее дело
– В КНП вы трудитесь уже три года. Что вас в хорошем смысле слова «зацепило»?
– То, что я ни разу не слышал от сотрудников КНП слов: «Нам здесь не нравится». Если люди уходят, то по объективным причинам – переезд, смена направления деятельности. Наш флагман по трудовому стажу – главный инженер предприятия Леонид Абрамович Фельдман. В свои 72 года он 52 работает в КНП! Его биография – пример для многих, и у нас есть директоры филиалов со стажем 15, 20 лет. Это здорово.
Я очень большое внимание уделяю обучению персонала и в этом вижу залог успеха. Иначе притупляется понимание того, что нужно делать, особенно если руководитель занимает свою должность достаточно долгий промежуток времени. Мы «встряхиваем» коллектив, организуем переподготовку с обязательными зачетами, проводим различного рода семинары, погружения, тренинги и так далее.
Сейчас у нас разрабатывается программа по обучению менеджмента, которая позволит оценить вклад каждого в общее дело. Есть большая программа по обучению операторов. 953 человека находятся в постоянном контакте с клиентами. И для нас очень важно, чтобы они были грамотны, квалифицированны, чтобы качество наших услуг соответствовало рынку.
Общий праздник
– На какие бонусы сегодня могут рассчитывать постоянные клиенты КНП?
– У нас более 100 тысяч держателей дисконтных карт КНП, которые получают скидки на топливо. К тому же мы часто проводим всевозможные акции, в рамках которых можно заправить автомобиль с хорошей экономией. Следите за акциями в наших социальных сетях!
Правила игры
– Расскажите о ценовой политике компании. От чего зависит стоимость топлива?
– Интересный вопрос. И обширный. Несомненно, он волнует каждого потребителя.
Во-первых, существует понятие мировых цен на нефть, которые не в полной мере, но все-таки влияют на стоимость нефтепродуктов на территории России, нашего края. Во-вторых, цена зависит от политики, которую ведут компании, добывающие нефть. Они могут вывозить продукт, он окажется в дефиците, цена, соответственно, вырастет. И наоборот.
Сегодня КНП не пользуется услугами посредников. Мы покупаем нефтепродукты на бирже и у компаний-переработчиков – таких, как «Газпромнефть» и «Роснефть», но все же главный ориентир – биржа. А это каждый день разная цена.
Например, с 1 января 2019 года рост биржевой цены АИ-92 в среднем составил 10,8 %, однако КНП за этот период смог снизить цену в рознице на 2,5 %. Понимаете, есть свои хитрости игры на бирже – возможность в определенные дни «перехватить» топливо подешевле и так далее. Конечно, предел снижения цены имеет границы, мы не можем работать в убыток.
– Вы затронули тему северного завоза. Отгрузка уже завершена?
– 90 % топлива уже завезено на Север. Мы обеспечили запасами ГСМ Эвенкию, Хатангу. Отгружено топливо на Диксон. С поставками все идет строго по графику. Для КНП северный завоз – это стратегически важная социальная задача, от выполнения которой в прямом смысле зависит жизнь людей и предприятий в условиях Крайнего Севера
Взгляд в завтрашний день
– Каким вы видите КНП через два-три года? Достигла ли компания пика своего развития?
– Конечно, нет. Если мы не будем думать о завтрашнем дне, сегодняшний нас просто уничтожит. Нужно стремиться быть лучшими, завоевывать новые рынки. Наше стратегическое направление сегодня – развитие розничной сети. В КНП 177 АЗС – мы ставим перед собой планку в 200.
Хотим возвратиться в Хакасию и Республику Тыва, как это было в советские времена. Вы наверняка слышали о строительстве железной дороги Кызыл – Курагино. Соответственно, будет возникать потребность в нефтепродуктах. Так вот, мы ближе всех к Тыве с точки зрения хранения и перевалки топлива. У нас нефтебазы в Курагино, Минусинске.
Кроме того, обязательно продолжим движение в районы, города и поселки нашего края – туда, где есть потребность, где наша услуга востребована.
И, конечно, забота о сотрудниках. К концу года планируем внедрить программу добровольного медицинского страхования за счет предприятия для всех, кто трудится в КНП. Очень хорошее подспорье для здоровья.
Все это – наши ближайшие цели. И на них мы останавливаться не намерены!
Фото Олега КУЗЬМИНА, пресс-службы КНП