Мне не нравится, когда мой 9-летний сын ежедневно видит во дворе, на улице, на природе осоловелых парней, мужиков, девушек, не расстающихся с пивной бутылкой. А он видит. Я ему, конечно, объясняю, что это не есть гут. Но людей с этими бутылками вокруг так много, что боюсь: не утвердился бы он в мысли, будто окружающий мир – одна большая пивнушка.
Много новых примет XXI века можно увидеть, если ты немного наблюдателен. Например, девушки стали в последние годы раздеваться раньше. Правда. Я внимательно за этим слежу. Раньше – не в смысле на первом же свидании, а… в климатическом. Едва снег сойдет, температура поднимется чуть выше нуля, смотришь, они уже в мини по улицам рассекают. А мини по самый пуп. И в та-аких чулочках… Жаль, при коммунистах этого не было, я тогда был помоложе.
Водители стали вежливей, пешеходов на зебрах пропускают не только из-за угрозы штрафа.
Телевизор в продвинутых семьях уже не смотрят. В фейсбуках сидят.
В кафешках и пиццериях всегда многолюдно. Да и самих таких точек стало в разы больше: людям надоело убивать свободное время у плиты.
А есть одна такая примета, что и наблюдательности никакой не нужно. Она бросается в глаза, как либерал в супермаркете – на остатки пармезана.
Имя ей – культ пива. Пивасик овладел массами.
Нет, иная девушка может и в середине марта носить шубу в пол. Но девушек с пивком больше, чем тех, кто не скидывает шубу в марте.
Людей, которые по-прежнему добровольно сидят перед зомбоящиком (и что они там высматривают?), тоже еще хватает. Многие из них сидят опять же с пивом. Особенно те, кто любит сериалы. Или футбол. Или эти, как их… «камедиклабы». Их еще показывают?
Нет, пиво мы любили всегда. Еще в той жизни. Потому сортов тогда было всего два: «пиво есть» и «пива нет». За ним приходилось стоять в длинных очередях у ларьков на каких-нибудь задворках. Иногда и с легким мордобоем. А потом нести домой или в общагу вожделенную трехлитровочку с полиэтиленовой крышкой. Или две. А дома вобла припасена. Пиво свежее, случалось неразбавленное. Только из заводских танков. Срок хранения – дней пять. Тот вкус никогда не забыть. Пиво при коммунистах было настоящее, из ячменя, не то что нынче – консервы.
Что, уже брюзжу? Так мне и положено – шестой десяток разменял. Пора уже. Так что терпите.
* * *
Так вот, в «наше» время пиво пили в основном мужики. Парни-студенты. Иногда. Школьники – очень редко. Увлечение им не было повальным. Удавалось в магазине поймать – хорошо. А нет, так и бог с ним. Потому что тогда оно было просто напитком, а не стилем жизни. Женщины его почти не употребляли. Если она не алкоголичка, ну, пропустит стакан-другой в охотку. Но чтобы прекрасное создание хлестало его баллонами! Не наблюдалось такого.
Убейте меня, не помню я, чтобы в годы проклятого тоталитаризма милые девушки-подружки офисной наружности затаривались в ларьке пивасиком по самое не балуй. Такие молоденькие, хорошо одетые, щебечут. А дозы, как у забулдыг. Шесть литров на троих. И видно, что это уже привычка, в сортах ориентируются четко. Они собрались посидеть в девичьей компании. Без пива, видимо, разговор не склеится. Видели такую картину? Или как студенточки в парке на скамейке из банки его сосут? Или пацаны по улицам ходят с бутылками в руках? Отдых на природе, на пляже стал немыслим без пива для десятков тысяч красноярцев. Я не про тех, что катаются на о. Татышев на великах и роликах. Про других. Которые не катаются. Их больше.
Болельщики не представляют футбол без пива. 17-летние пацаны в соседних дворах каждый вечер таскают желтого змия из ларька в трехлитровых пластиковых «сосках» и распивают рядом с детскими качельками. Или у кого-нибудь на хате. Мужик-работяга ежедневно тащит полный пакет бутылочного домой после работы. Утром опухший.
Привычные эти картинки уже никого не шокируют.
Город оккупирован пивными ларьками. Выгодный, наверное, бизнес. В каждом спальном микрорайоне по периметру, да и внутри. Вокруг моего дома в Северном, в квадрате примерно 600 на 600 метров, утыканном многоэтажками, я насчитал их минимум шесть. Это именно то, чего народу больше всего не хватает? Или власть о дополнительных налогах радеет? В налогах, может, и выиграем. А в перспективе пивко это вылезет нам боком.
Хоккейных коробок бы столько. Или мини-сквериков.
И главное, везде оно у них «живое». Ага, живей не бывает. Прям выпьешь, а оно там с печенью разговаривает. Пивом сейчас зачастую зовется пенное пойло, которое множество мелких производителей давно бодяжат не из ячменя, а из концентрата. Это такая субстанция в канистрах, похожая на мазут. Там если и было что живое, его убили консервантами и химическими присадками.
Кстати, выросло уже целое поколение людей, которые уверены, что у пива именно такой вкус и должен быть. Как у того, что течет из крантика в ларьке. А то, что в бутылках со сроком хранения год, – вообще апофеоз химических технологий, пить это невозможно. Но пьют. Почему нет, если оно дешевле сока? Особенно когда со скидкой, по акции, 30 рублей бутылка. Настоящего многие и не пробовали. Оно встречается в городе, но поискать надо и стоит недешево.
* * *
Речь не о «пивном алкоголизме». Он не бывает пивным или винным. Есть просто алкоголизм. В литре пива 40–50 г чистого этила. Нормально для молодой девушки или парня, да? А если он привык пить по два литра зараз? Это уже 100 граммов спиртяги. Стакан водки. Многие такой дозой балуются пару раз в неделю, некоторые – ежедневно. Пиво – оно же не водка. Так, легкий слабоалкогольный напиток. Чисто посидеть, потрепаться. У взрослых мужиков «просто посидеть» после работы уже означает не накушаться беленькой до беспамятства, а надуться пивом. Литра по три на брата. Под «кальмаров» или рыбные снеки – развесную дрянь, пропитанную глутаматом натрия.
Удивляться нечему. Мы пожинаем плоды пивной революции девяностых – начала двухтысячных. Революция – она ведь делается один раз и быстро. А последствия, случается, на 70 лет растягиваются.
Помните, когда из каждого утюга звучали эти талантливые, за душу цепляющие слоганы? Оплаченные миллионами из толстых кошельков пивных олигархов. «А мужики-то не знали. Пиво с мужским характером. Надо чаще встречаться. Свободу настоящему мужику! Бар там, где ты…»
Так и хочется добавить: тогда уж и сортир – тоже.
Агрессивная реклама пива сделала свое дело. Сейчас она не столь агрессивна, ее убрали из телевизора. Но механизм был запущен, и очень грамотно. Лучшие умы привлекались. Культ пивопития как крутизны, мужественности, приятного отдыха, расслабухи, пацанского братства был создан. А сейчас потихоньку поддерживается чуть приглушенной рекламой. Она никуда не делась, просто поменяла носители и формы, переместилась в места продаж.
* * *
А ведь сколько драконовских законов – «окончательных», «радикальных», «беспощадных» – было принято за последние годы. Помнится, однажды все вздрогнули, когда Госдума приняла бесчеловечный закон, что теперь пиво нельзя пить на улицах и в местах массового отдыха. Милиция даже штрафы выписывала. Но недолго. Посмотрите, как он работает: пей не хочу!
В прошлом году вступила в действие поправка к закону о регулировании производства и оборота алкогольной продукции, согласно которой пиво с 1 января 2013 года нельзя продавать в магазинах площадью менее 50 «квадратов».
И что? Бумага и на этот раз все стерпела. Есть оно и в небольших ларьках. Сам не мерил, но там явно не 50.
Я не трезвенник, кружку-другую пропустить люблю. В пятницу, в заведении. Но только самого лучшего. Не из ларьков, которых в городе – как опарышей на конском трупе. Это настораживает: хорошего не бывает дешево и много. Но я не хочу, чтобы «безобидным» пивком тихо и незаметно спивалось пусть не целое поколение (не будем сгущать краски), но значительная его часть. Мне с ними еще жить.
Евгений Брюн, главный нарколог Минздравсоцразвития:
«Пиво, которое производится в России, надо пить с большой осторожностью, так как техрегламент в нашей стране позволяет делать его из того, что для этого напитка не совсем предназначено. В пиво добавляют сахаросодержащие продукты, дрожжи, рис, кукурузу и так далее. Так что не поймешь в точности, что вы пьете – брагу или пиво».
(«Вечерняя Москва», 12.08.2012)
Оно побеждает водку
«Россияне в этом году покупают меньше водки, но больше пива. Как сообщили в Центре разработки национальной алкогольной политики, розничная продажа водки в январе – мае этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого снизилась на 5,4 %, до 45,4 млн декалитров. В то же время продажи пива увеличились на 4,1 %, до 397,3 млн декалитров».