«Олег и Екатерина Ивченко, а также трое их несовершеннолетних детей благодарят Елену Лалетину и газету «Наш Красноярский край» за привлечение внимания к нашей проблеме в номере 12 от 16.02.2018 в статье «Право на тишину». Благодаря вашим усилиям разработан комплекс мер по снижению шума, который вернет в наш дом уют и тишину».
Такое письмо пришло в нашу редакцию через несколько дней после публикации. На решение проблемы, которая возникла более полугода назад в селе Пировское, потребовалось не так много времени.
Напомним, соблюдения своих прав на тишину жители улицы Гагарина села Пировское добивались более полугода. Олег Ивченко рассказывал: буквально в нескольких метрах от его дома работает деревообрабатывающее предприятие. Пила визжит круглосуточно. Предприниматель, которому принадлежит производство, на жалобы людей не реагирует. А к Новому году рядом с пилорамой открылось кафе, где происходит буйное веселье. Звуки подъезжающих автомобилей, музыка и крики пьяных гостей дополняют шум пилорамы и не дают спать всей улице Гагарина.
Люди чуть ли не каждую ночь вызывали полицию.
Протоколы о нарушении закона о тишине, составленные участковым, рассматривала административная комиссия Пировского сельсовета. Шумного предпринимателя даже оштрафовали пару раз. Но эти решения он с легкостью оспорил в суде, где приняли сторону нарушителя закона: уровень шума не установлен, да и административная комиссия неправильно составляла протоколы, не исследовала доказательства, не опрашивала свидетелей.
Не помогли Олегу Ивченко и обращения в Роспотребнадзор. Это ведомство лишь констатировало, что лесопилка построена без санитарно-защитной зоны, но уровень шума, издаваемого предприятием, измерить отказалось – нет оборудования. А кафе и вовсе не обнаружило, так как на здании не было вывески (!).
Ситуация изменилась после публикации в газете. Уже через 10 дней Олега Ивченко и шумного предпринимателя Александра Григорьева пригласили в администрацию.
– Проблема, над которой мы бились более полугода, решилась за несколько минут, – удивляется житель улицы Гагарина. – Григорьев нашел способ без особых затрат оградить нас от пилорамы и утихомирить гостей кафе.
В результате этой встречи Григорьев и Ивченко заключили мировое соглашение. Предприниматель пообещал оградить лесопилку высоким забором для поглощения шума, навести порядок в кафе: ограничить громкость музыки после 23 часов и выделить место для курения в стороне от жилых построек. Для фиксации всего, что происходит в кафе, Олег Ивченко установит на своем доме камеры видеонаблюдения.
В редакцию он позвонил на следующий день после подписания документа:
– Мы уже несколько дней высыпаемся, у нас тихо!
Проблема решена. Но газета «Наш Красноярский край» будет и дальше следить за ситуацией в селе Пировское. Мы сделали запросы в прокуратуру Красноярского края и в Управление Роспотребнадзора региона о проведении проверок. Обязательно расскажем об их результатах.
КАК УВЕЛИЧИТЬ КПД ЗАКОНА?
Статья «Право на тишину» получила отклик у читателей нашей газеты. В редакцию звонили жители Красноярска, которые столкнулись с похожей проблемой. Жительница дома № 18 на улице Матросова Виля Сердюк рассказала: вот уже полгода мучается от шума, издаваемого соседями сверху.
Идите в суд
– Мои соседи сделали ремонт, удалили деревянные полы и оборудовали наливные, бетонные. При этом шумоизоляцию не положили, – рассказывает Виля Аслямовна. – Сейчас не только у нас, но и у живущих этажом ниже слышно все, что происходит в квартире соседей, которые часто ругаются и при этом бьют посуду.
Пенсионерка пыталась поговорить с шумными соседями, но те на жалобы женщины не реагируют. В управляющей компании заявляют: мол, собственники квартир имеют право на ремонт.
– А что же нам делать, если сверху шум? Куда обращаться за защитой своих прав? – спрашивает Виля Аслямовна.
Закон «О тишине», который принят в Красноярском крае в 2013 году, до сих пор чуть ли не самый обсуждаемый. Как говорит председатель комитета по безопасности и защите прав граждан Законодательного собрания Анатолий Самков, к нему часто приходят жители с жалобами и предложениями по внесению в документ изменений. Право на спокойный отдых граждан – очень актуальная тема.
– Сегодня на личный прием пришла женщина с жалобой: живет на втором этаже, а под ее квартирой располагается банковская структура, где круглосуточно работает какой-то агрегат. Шум от него мешает жильцам дома. Пенсионерка прошла все инстанции, но ничего не добилась, – рассказывает Анатолий Самков. – Другой красноярец жалуется: более четырех лет не может договориться с соседом, который по ночам делает ремонт.
Депутат отмечает: люди не могут защитить свои права, потому что ответственные за эти вопросы надзорные ведомства недорабатывают. Например, согласно постановлению санитарного врача, которое вышло в 2010 году, для определения уровня шума гражданам рекомендуют обращаться в структуру Роспотребнадзора – Центр гигиены и эпидемиологии.
– Мы делали запрос в это ведомство. Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю нам ответило: у них такого положения нет. А ведь это очень серьезный вопрос. Будем разбираться.
Пока всем гражданам, кому портят жизнь шумные соседи, советуют обращаться в суд.
Привлечем полицию
Проблема шума в сельских поселениях стоит не менее остро, чем в городе, считает Анатолий Самков. Он проанализировал данные, предоставленные краевым агентством мировых судей (оно отслеживает работу административных комиссий в территориях). В 2017 году 40 процентов всех рассмотренных комиссиями нарушений – о шуме. Но в сельсоветах таких нарушений регистрируют немного. И не потому, что их нет.
– Просто административные комиссии работают некачественно, – считает депутат. – Из 540 поселений в 52 вообще нет таких комиссий, в 90 – не отвечают предъявляемым требованиям. Многие существуют формально – не составили ни одного протокола, не выписали ни одного штрафа.
Административные комиссии в сельсоветах допускают массу брака, отмечает Самков. Не могут протокол правильно составить, опросить, найти свидетелей (на что указывал и суд Пировского района). И вот тут на первый план выходит еще одна причина низкого КПД закона «О тишине»: полиция как федеральный орган не имеет полномочий работать по краевому закону. Да, сотрудники полиции могут приехать на вызов, унять шумного соседа, но протокол не составляют, ход делу не дают.
– При этом в отличие от полиции административная комиссия не может входить в жилища граждан, нарушивших закон, проверять у них документы, запрашивать данные для проверки личности.
Пять регионов России уже нашли выход из этой ситуации – заключили соглашения с Министерством внутренних дел: передали ему полномочия административных комиссий. Красноярский край в этот список пока не входит.
– Сейчас мы наделяем полномочиями составления протокола об административном правонарушении членов нашего правительства, чтобы затем они могли передать их МВД, – говорит депутат. – 15 марта этот законопроект рассмотрен в первом чтении, в апреле на сессии примем его во втором. Надеемся, в первом полугодии заключим соглашение с МВД. Это позволит более оперативно реагировать на нарушения закона «О тишине».