Зима этого года выдалась одной из самых теплых за всю историю метеонаблюдений в крае. Отсутствие крещенских морозов, дождь в первой декаде февраля обыватели связывают с глобальным потеплением. Синоптики признают – аномалия налицо, однако ничего критичного в этом не видят. В ближайшей перспективе Сибирь не превратится в тропики, хотя негативные последствия от плюсовых температур все-таки есть.
Во всем «виновата» Атлантика
Погодные аномалии начались в крае с первых дней зимы. В начале декабря в Красноярске столбик термометра днем показывал плюсовые значения, а в Эвенкии не было привычных 40-градусных морозов. Оттепель длилась более недели, что для наших широт редкость. Среднемесячная температура января в Красноярске также была выше нормы и составила минус 8,4 градуса. Гораздо теплее было и в северных территориях. Тем не менее, главный синоптик Красноярского гидрометцентра Владимир Еремин констатирует – температурные рекорды не побиты:
– Январь обычно самый холодный месяц – по нему судят о всей зиме в целом. Рекорд в Красноярске был установлен в 2002 году – тогда средняя температура составляла около минус пяти градусов. Минувший январь по «теплоте» находится на пятом-шестом месте. Всего же за историю метеонаблюдений с 1915 года в крае было около 15 таких аномалий. Так что в этом году ничего из ряда вон выходящего не произошло.
Кстати, недавний февральский дождь и пять с плюсом также не дотянули до максимальных величин. В истории региона бывали периоды, когда термометр в это время показывал около девяти градусов тепла.
А вот соседним регионам удалось обновить рекорды. По данным Западно-Сибирского управления гидрометслужбы, 8–9 февраля практически все территории Западной Сибири достигли максимальных для этого времени года температур. В Новосибирске термометр показывал почти пять градусов тепла, в Кемеровской области – выше девяти, в Алтайском крае – более 12 градусов, в Горном Алтае – 13,3 градуса. Удивил уровень осадков в Томске – восьмого февраля тут выпало 12 миллиметров (прошлый рекорд равнялся семи миллиметрам). Синоптики отмечают, что предыдущие рекорды были установлены не так давно – четыре-пять лет назад.
В целом по России специалисты уже называют уходящую зиму экстремальной. Научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд рассказал, что нынешний период тепла для страны является наиболее продолжительным за всю историю наблюдений, хотя максимально высокие температуры были зафиксированы в 2006–2007 годах и остаются непобитыми.
По мнению некоторых аналитиков, такие колебания могут свидетельствовать о пресловутом глобальном потеплении. Сотрудник Института биофизики СО РАН Дмитрий Емельянов сообщил, что некоторое повышение температур фиксируется еще с начала 70-х годов XX века – оно уже достигло пика и в ближайшей перспективе должно пойти на спад.
Аномальное тепло объясняется хорошо прогретой Атлантикой, с которой в Евразию нагоняется теплый воздух. Еще одна из причин, озвученная метеорологами, – это отсутствие мощной зоны высокого давления, так называемого, сибирского максимума. Обыкновенно она формируется в начале зимы над Западной и Восточной Сибирью. Из-за ее отсутствия весь холод идет не над Сибирью, а над Канадой и Аляской.
Пока у красноярских синоптиков нет прогнозов на весну. Однако конец зимы очевидно будет теплым. В ближайшие выходные прогнозируется очередное потепление.
Дырявый шельф
Так ли страшно потепление, к каким последствиям может привести в долгосрочной перспективе? На взгляд обывателя, от плюсовых температур только польза? К примеру, морозные дни в Красноярске, как правило, безветренны – в это время чаще объявляется режим «черного» неба. Когда тепло, обычно дует ветер и выбросы рассеиваются. Как доказательство, в эту зиму неблагоприятные метеорологические условия в краевом центре фиксировались не так часто, как в прошлом году.
На деле не все так просто. Изменение климата несет и негативные последствия и больнее всего сказывается на Арктике. Таяние вечной мерзлоты, вызванное потеплением, в перспективе может привести к ослаблению фундаментов зданий, построенных в этой местности, опор технических сооружений, в том числе нефтепроводов. В Красноярском крае таких населенных пунктов достаточно – среди самых крупных Норильск, Дудинка, Игарка.
В прошлом году глава Российской академии наук Александр Сергеев «напугал» тем, что нарушение структуры почвы за полярным кругом может приводить к грандиозным выбросам метана, которые в свою очередь грозят катастрофическими последствиями для всей планеты. Ученые уже фиксируют выходы этого газа на поверхность – одна из международных экспедиций на российском исследовательском судне засекла супервыброс в водах Восточной Арктики. Катаклизм привел к десятикратному увеличению концентрации метана.
«Мы открыли ряд новых эффектов – обнаружили точечные выбросы метана там, где их не должно было быть. Они оказались на порядок сильнее тех, что мы наблюдали последние 15 лет в других местах. Расходы газового факела поперечником 10 метров – до тысячи кубометров метана в сутки», – цитирует РИА Новости профессора Международного арктического научного центра при Университете Аляски Игоря Семилетова.
По его словам, ученые пока не понимают, к каким последствиям могут привести такие явления. Контролировать этот процесс сегодня невозможно. Семилетов отмечает, что реальная опасность может грозить человечеству, если «дырявыми» окажутся несколько процентов арктического шельфа. В принципе, такой сценарий вполне возможен, так как скорость деградации вечной мерзлоты гораздо выше, чем предполагалось ранее.
В отчете Univercity of Alaska Fairbanks (университета в штате Аляска) упомянуто, что выбросы газа могут приводить к таянию льдов, способствовать поднятию уровня воды в прибрежных городах, распространению чумы и гибели животных, увеличению концентрации вредных веществ в атмосфере.
Некоторые эксперты предрекают, что из-за потепления через несколько десятков лет в Сибири могут появиться нехарактерные для этих мест заболевания. В частности, речь идет о малярии, переносчиками которой являются комары.