Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в судьбе народа. У каждой семьи есть своя особая память о том времени, о родных и близких, сражавшихся на фронте и трудившихся в тылу. До сих пор сыновья и внуки ищут могилы отцов и дедов, погибших или пропавших без вести. Одну из таких уникальных историй рассказывает наш читатель.
На Смоленской земле
В канун всенародного празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно помнить о героических воинах-красноярцах, сражавшихся в 1941 году за столицу нашей Родины – Москву. Среди них был и мой отец Павел Иванович Попов.
Он ушел на фронт добровольцем, оставив дома жену и двух малолетних детей. Воевал в составе 365-го стрелкового полка 119-й стрелковой дивизии.
Осенью 1941 года фашисты прорвали оборону в районе Вязьмы и напролом двигались к столице. 30 сентября в спешном порядке полк был переброшен из Калинина (ныне Тверь) под город Гжатск (Гагарин) с задачей преградить путь фашистам к Москве. Там и начался боевой путь рядового взвода связи третьего батальона Павла Попова.
Красноярцы сражались с беспримерной храбростью. Согласно боевому донесению, 9 октября 1941 года противник превосходящими силами с танками и авиацией перешел в наступление на всем рубеже обороны полка. Трое суток ни днем, ни ночью не прекращались ожесточенные бои под Гжатском. Полк понес значительные потери личного состава, погиб командир полковник Кузьменко, и командование принял на себя полковой комиссар майор Высоцкий. Но сибиряки выполнили поставленную перед ними задачу…
В начале 1980-х годов ветераны красноярского полка решили установить памятный знак погибшим боевым товарищам в восьми километрах от города Гагарина. На плите мемориала написано:
«На этом рубеже в октябре 1941 года насмерть стояли воины красноярского 365-го стрелкового полка. Слава воинам – сибирякам! Вечная память героям, отдавшим жизнь за Советскую Родину!
От ветеранов полка, от комсомольцев Красноярского края, от благодарных смолян».
Много лет спустя мы с моим братом Юрием и сыном Яшей разыскали этот памятный знак, возложили цветы к мемориалу, склонив головы перед светлой памятью земляков-героев.
Благодаря помощи поисковиков удалось найти место, куда из временных одиночных и братских могил по пути боев были перенесены останки бойцов 365-го полка – всего более тысячи погибших воинов. Сделано это силами добровольцев военно-патриотического объединения «Память» и поисковых отрядов. Местом перезахоронения останков отца могла быть безымянная братская могила на военном кладбище в Гагарине… Но мы продолжали поиск.
Штурм высоты 264,3
После тяжелых оборонительных боев под Гжатском полк был переформирован с пополнением личного состава, вооружения и продолжил сражаться на Волоколамском направлении в составе 18-й стрелковой дивизии 16-й армии Западного фронта под командованием генерал-лейтенанта К. К. Рокоссовского. Перед полком была поставлена задача овладеть Скирмановскими высотами – стратегически важным плацдармом, с которого противник обстреливал и пытался перерезать Волоколамское шоссе, а оттуда открывался прямой путь на Москву.
По донесению командира 365-го полка, утром 4 ноября 1941 года при поддержке армейской артиллерии и двух танковых бригад начался штурм Скирмановской высоты 264,3. Однако к вечеру противник, на стороне которого действовала авиация и отборная 10-я танковая дивизия вермахта, сумел остановить наше наступление. После вражеской контратаки батальоны 365-го полка отошли на опушку леса северо-западнее деревни Скирманово и готовились к следующему штурму высоты. В ходе ожесточенных боев 4–5 ноября высота не была взята, но удалось заблокировать дорогу, которую противник использовал для снабжения плацдарма.
Решающий бой произошел 13 ноября. 365-й полк с дополнительно выдвинутыми пехотными полками, двумя танковыми бригадами и дивизионом «катюш» выбил врага со стратегически важной высоты 264,3. На поле боя остались 40 подбитых немецких танков.
Знаменитые сражения за плацдарм, который К. К. Рокоссовский назвал «крепким орешком», проходили с 26 октября по 19 ноября 1941 года и вошли в историю Великой Отечественной войны как первая успешная военная операция Красной армии.
Этот успех поднял боевой дух Красной армии в битве под Москвой. В память о тех событиях на высоком кургане воздвигнут величественный мемориал с самоходной артиллерийской пушкой.
Возможно, на этих высотах погиб мой отец. Хотя на братской могиле в Скирманове, где захоронено 325 погибших воинов, из которых установлены имена только 96, его фамилии я не нашел.
Однако спустя 80 лет сыновья и внуки, организовавшие активный поиск его места гибели и захоронения, обратили внимание при анализе документов на совпадение даты боев третьего батальона 365-го полка за Скирмановские высоты с датой гибели отца, указанной в справке от августа 1977 года военкома Красноярска: ноябрь 1941 года. Кстати, в информации из архива Минобороны в документе, уточняющем потери, было также указано: выбытие красноармейца 365-го полка П. И. Попова – (без даты) ноябрь 1941 года.
У Вечного огня
Следовательно, братское захоронение на Скирмановском кладбище погибших воинов 365-го стрелкового полка в Рузском районе Московской области может считаться местом, где покоится его прах. Его будут посещать сыновья и внуки Павла Ивановича Попова, отдавая дань памяти ему и всем геройски погибшим воинам бессмертного 365-го стрелкового полка.
Красноярцы помнят о погибших воинах-земляках в Великую Отечественную войну. На мраморной плите музея «Мемориал Победы» у Вечного огня в Красноярске вписана фамилия нашего погибшего отца – Павла Ивановича Попова.
Память о героях передается подрастающему поколению. В красноярской школе № 148 создан музей «Боевой путь 365-го полка», в московской школе им. Де Голля организована экспозиция, посвященная боевому пути 18-й стрелковой дивизии, в составе которой воевали воины-красноярцы.
В преддверии празднования Победы в Великой Отечественной войне военнослужащие Центрального военного округа Красноярска по поручению Министерства обороны РФ передали Боевое Красное Знамя 365-го стрелкового полка для постоянного хранения и экспонирования в городской музей «Мемориал Победы».
Своим святым долгом сохранить память о погибшем дедушке считает его внук Яков Анатольевич Попов – учитель химии и биологии в школе ГБОУ № 1056. В марше «Бессмертного полка» на Красной площади столицы он нес транспарант с фотографией рядового Павла Ивановича Попова и труженика тыла Сусанны Яковлевны Поповой, вырастившей и воспитавшей по наказу погибшего мужа двух сыновей в тяжелые послевоенные годы.