Здравоохранение Красноярского края, да и России в целом, модернизируется не первый год. По окончании каждого периода чиновники рапортуют о достигнутых результатах и сэкономленных средствах. Например, в 2014-м региональный минздрав оптимизировал само министерство, сократив 25 штатных должностей. А в первой половине 2015-го вновь возникли разговоры об оптимизации – на этот раз лечебных учреждений края.
Сокращение медработников на повестке дня не стоит
В чем заключается оптимизация медицинской системы – 2015 и чем грозит она пациенту, стоящему в очереди к врачу? Об этом мы разговариваем с заместителем министра здравоохранения Красноярского края Дмитрием ПОПОВЫМ.
– Дмитрий Владимирович, что же произойдет в системе здравоохранения края в ходе оптимизации? Чего стоит бояться нам, пациентам?
– Оптимизация предусматривает изменение порядков и стандартов оказания медпомощи и выстраивания единой системы здравоохранения Красноярского края по принципу многоуровневого ее оказания. Это значит, что на каждом уровне, от ФАПа до краевой клинической больницы, каждый из специалистов – врач, медсестра, санитарка – будет оказывать именно ту помощь, которую должен. Например, если мы говорим о ФАПе, фельдшер обязан организовать диспансерное наблюдение за прикрепленным населением. Должен уметь выявлять наиболее распространенные заболевания и оказывать экстренную неотложную и амбулаторно-поликлиническую помощь. Межрайонные центры в Канске, Ачинске, Минусинске, Красноярске оказывают специализированную медпомощь, в них имеются специалисты – хирурги, травматологи, онкологи, они оснащены всем необходимым оборудованием. Клинические больницы демонстрируют высокотехнологичные методы лечения. Например, в прошлом году у нас появился новый вид высокотехнологичной помощи – трансплантация органов, значит, она должна оказываться. В рамках оптимизации предусматривается объединение медорганизаций. План минздрава края согласован с Министерством здравоохранения России, есть постановление на уровне региона, где озвучены основные реорганизуемые медорганизации. Процесс объединения уже идет. Он предполагает появление единоначалия, то есть оптимизацию управленческих кадров и немедицинских работников. Это дублирование экономической, кадровой служб, бухгалтеров. Сокращение медработников на повестке дня не стоит из-за дефицита кадров, который у нас сегодня существует. Да и к учреждениям здравоохранения подходим выборочно. Особенно это касается северных и сельских территорий.
– Но объединение – это укрупнение медучреждений, значит, в одну больницу направятся пациенты, скажем, двух участков или территорий. Не увеличится ли очередь к специалистам?
– В части участковых врачей, терапевтов, педиатров, акушеров-гинекологов количество участков, обслуживающих население, не меняется. Вопрос доступности медицинской помощи решается не за счет количества медицинских работников, а за счет места, где эта помощь будет оказана. Если, скажем, в Минусинске мы объединили восемь разрозненных медорганизаций, это не значит, что сделаем одну большую больницу, в которую соберем всех врачей. Просто изменится их система управления. А медицинскими кадрами мы в первую очередь укомплектовываем базовые специальности. Узкие специалисты – кардиолог или невролог – в районе не будут иметь достаточной практики из-за небольшого количества населения. За здоровье человека здесь отвечают терапевт, хирург, акушер-гинеколог, педиатр.
– Но на терапевта сегодня и так ложится большая нагрузка – он должен всех больных распределить по узким специалистам. По сути, терапевт превращается в диспетчера. Правильно ли это?
– Именно этот врач должен в целом знать состояние здоровья человека на участке. И через него должны проходить все консультации к кардиологу, неврологу, другим специалистам. Если у человека 10 заболеваний, лечащий врач должен все это у себя аккумулировать и понимать, какое лечение возможно. Лучше иметь одного хорошего терапевта вместо 10 узких специалистов, которые посмотрят только один орган, а не станут в целом оценивать состояние здоровья человека. Терапевт должен стать лечащим доктором населения.
– Вы уверяете – оптимизация не предусматривает сокращения врачей. Но пару месяцев назад в СМИ появилась информация о сокращениях в БСМП Красноярска. Вместо двух отделений нейрохирургии оставили одно на 60 человек, хотя раньше, имея два по 40 коек, эта больница, говорят, не могла предоставить пациентам необходимых условий. Больные лежали в коридоре…
– БСМП – это крупная больница, которая оказывает скорую неотложную помощь, и регулировать поток поступающих очень сложно. И пребывание пациентов в коридоре связано в первую очередь с количеством поступающих. В одни сутки сюда может обратиться 50 человек, а в другие – 100. Потому человека временно госпитализируют в коридор, а по выписке другого пациента переводят в отделение. В 2014 году в БСМП действительно было реорганизовано одно из двух отделений хирургического профиля. Связано это с сокращением количества пациентов, нуждающихся в этих койках в БСМП, и имеющимися возможностями отделений краевой клинической больницы принимать больше больных. Весь медицинский персонал трудоустроен по прежнему месту работы, кроме двух медработников, которые не захотели идти на предложенные вакансии. Но и они уже нашли себе работу в системе здравоохранения.
– Планируется сокращать отделения или койки в других больницах?
– В Красноярске сокращений отделений мы не планируем. Мы перераспределяем потоки пациентов между учреждениями. Раньше потоки формировались так, что где-то имелся профицит коек, а где-то дефицит. Объекты медицины строились в 1970–1990-х годах, когда численность районов города была другой. А сейчас Красноярск разрастается неравномерно. Например, активно застраивается Советский район, а Кировский и Ленинский не растут. И нагрузка, выпадающая на медорганизации левого берега, превышает их запланированные возможности. Потому мы сейчас пересматриваем потоки между правым и левым берегами. Закрепляем пациентов за определенными больницами. При этом время доставки больного не страдает. Время доезда скорой помощи по Красноярску 20 минут. Минздравом уже документально закреплено, куда везти пациента с определенным заболеванием.
– На каком этапе сегодня оптимизация системы здравоохранения? Что мы увидим в конце года?
– В настоящий момент идет объединение межрайонных центров. В этом году запланировано объединение медорганизаций в Канске, Ачинске, Норильске. К концу года это должны быть единые юридические лица. В Канске все медучреждения объединятся в межрайонную больницу. В Ачинске останется две межрайонные больницы. Одна станет оказывать помощь взрослому населению, другая – детскому.
Если нет фельдшера?
В газету «Наш Красноярский край» пришло письмо из Дудинки. Тамара Михайловна Сараева каждое лето проводит в поселке Курейка Туруханского района. Женщина констатирует: медицинского работника в этом населенном пункте нет уже семь лет.
«В поселке живет 80 человек, а летом с гостями гораздо больше. Соседняя деревня Горошиха Туруханского района – за мысом по Енисею. Там медик есть, – пишет наша читательница. – Она приезжает в поселки раз в неделю и снова улетает в Горошиху. Хорошо, если погода дает возможность вертолету вылететь – нет пурги или ветра. А если задуло, о каком обслуживании можно говорить? В Курейке есть ФАП. Он в идеальном состоянии. А фельдшера нет, специалисты в деревню не едут. А здесь ведь живут люди».
Фельдшерско-акушерские пункты – самое ближайшее к человеку звено системы здравоохранения на селе. И в минздраве понимают это, а потому считают неправильным оптимизировать ФАПы. По нормативам, к каждому фельдшерскому пункту должны быть прикреплены 300 человек. Но даже если он обслуживает 15 жителей поселка, в удаленных районах ФАП остается жить и работать. Экстренная помощь может и запоздать в труднодоступные районы, а фельдшер всегда рядом.
На территории Красноярского края сегодня работает 872 ФАПа, больше 200 имеют прикрепленных меньше нормативного, тем не менее их не сокращают. ФАПы умирают самостоятельно, когда фельдшер уезжает из села, а молодой специалист не спешит в отдаленную территорию.
Так произошло и в поселке Курейка Туруханского района. Из-за кадрового дефицита населенные пункты приходится объединять между собой, передавать их на медицинский участок, где ФАП действует. Раз в неделю или в две недели фельдшер выезжает в соседние села, проводит прием. Кроме того, в северных территориях минздравом создаются выездные бригады врачей, которые комплексно осматривают население. По центральным и южным районам курсирует поезд здоровья. А два года назад при краевой клинической больнице появилась мобильная поликлиника, которая также разворачивается в селе и принимает всех желающих.
– Поселок Курейка мы закрепили за соседним ФАПом, – констатирует заместитель министра здравоохранения края Дмитрий Попов. – Находится он в ста километрах, расстояние приличное, потому здесь также работает санитарная авиация. В Туруханске есть пункт санавиации, и если у человека что-то случилось, вылетает самолет.
ФАПы существуют далеко не во всех населенных пунктах края. В этом случае жителей сел и деревень обучают навыкам оказания экстренной медицинской помощи, организуют домовые хозяйства и бесплатно выдают аптечки неотложной помощи, которые постоянно доукомплектовываются. Такая система действует в первую очередь в отдаленных труднодоступных районах. На Севере, где население в течение года живет разрозненно и даже роды происходят в тундре, медицинские бригады выезжают на крупные праздники, например, День оленевода. На это событие собираются семьями и кланами. И наличие медицинских бригад дает возможность пройти обследование, получить справки, оценить состояние здоровья.
Как сообщили нам в министерстве здравоохранения края, этим летом в поселок Курейка планируется выезд медицинской бригады – для раннего выявления заболеваний, их коррекции и лечения.
Кстати
В Красноярском крае действует программа строительства модульных ФАПов. Большинство фельдшерских пунктов в селах строилось в 50-х годах прошлого столетия, часть размещены в приспособленных помещениях – школах, клубах. Правительство края решило заменить их на новые. В первую очередь новые ФАПы появляются в населенных пунктах с нормативной численностью прикрепленного населения, в которых есть фельдшер. За три года в территориях региона построено уже 86 ФАПов, в этом году появится еще девять.
Ждите, вас вызовут
Активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта в Красноярском крае провели мониторинг ситуации в здравоохранении и на его основании сделали вывод, что объединение поликлиник приводит к снижению доступности специализированной медицинской помощи в связи с усложненной схемой направления на прием к врачам-специалистам только через обязательный промежуточный прием врача-терапевта.
В Красноярском крае насчитывается 80 поликлиник, 37 из них городские (33 в Красноярске). Социологический срез эксперты Народного фронта делали по 14 медицинским учреждениям, в том числе по шести сельским. В результате оказалось: для того, чтобы попасть на прием к невропатологу, пациенту необходимо ждать 37 минут, к стоматологу – 15, к офтальмологу – 20, к терапевту – 21, к хирургу – 15 минут.
2015-й объявлен президентом РФ Годом сердечно-сосудистых заболеваний, и эксперты регионального отделения ОНФ решили оценить работу кардиологов. Данные мониторинга показали, что среднее время ожидания в очереди к данному специалисту составляет 20 минут. При этом длительность приема 15 минут. 20 процентов респондентов, посетивших кабинет кардиолога, указали: им пришлось записываться на прием за три – семь дней.
Наталья Грушевская, сопредседатель регионального штаба ОНФ:
– Необходимо сформировать социально ориентированную модель медицинской помощи населению, привести в соответствие доступность и качество медицинского обслуживания сельских жителей в труднодоступных населенных пунктах Красноярского края, решить кадровые вопросы. Все это сделать с опорой на мнение людей, учесть их замечания и предложения. Для решения поставленных задач необходимо наладить межведомственное взаимодействие между министерствами и различными структурами, отвечающими за качество медицинского обслуживания населения, для того чтобы быстрее и эффективнее решать не только проблемы, но и разумно использовать выделяемые средства из краевого бюджета.
Работай дольше – получишь больше
Отрасль здравоохранения реформируется прежде всего для улучшения качества медпомощи и ее доступности для пациента, на какой бы территории он ни жил – в краевом центре или труднодоступном поселке. Всегда ли это получается? Наверное, нет. Но в министерстве здравоохранения края замечают: не перестают улучшать систему, думая о человеке.
В прошлом году министр здравоохранения Красноярского края подписал приказ об удлинении времени приема одного человека. Теперь врачу-терапевту и педиатру дается не менее 15 минут на осмотр больного и постановку диагноза (раньше прием шел 10 минут). Кроме того, все поликлиники перешли на шестидневный режим работы. По субботам медицинские учреждения (базовые специалисты и лабораторная служба) принимают больных до 14 часов. Удлинилось и время работы поликлиник. Взрослые теперь работают до 20 часов, а детские – до 19:00. В медучреждениях первичного звена появились кабинеты неотложной помощи. Отныне пациенту с острой болью не нужно записываться на прием к терапевту и ждать очереди, он может обратиться в специальный кабинет, где ему окажут необходимую помощь, назначат анализы и выпишут рецепты и больничный лист.
Кроме того, изменилась и система финансирования здравоохранения. Врач оценивается не по количеству принятых пациентов, нынче средства из Фонда обязательного медицинского страхования передаются в медорганизацию за все прикрепленное к этому учреждению население. Чтобы получить достойную зарплату, медработникам нет нужды гнаться за количеством посещений, есть время обратить внимание на качество работы. В оценке работы первичного звена на первый план вышло снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Это заложено в стимулирующих выплатах как медицинского персонала, так и административно-управленческого.
Буквально на этой неделе на совместном заседании Территориального фонда обязательного медицинского страхования и министерства здравоохранения края принято решение выплачивать участковым врачам премии за выполнение критериев, определяющих качество их работы.
Критерии, за выполнение которых врачам будут начисляться стимулирующие доплаты, обсуждались на рабочих группах с участием главных внештатных специалистов, руководителей медицинских организаций. Размер дополнительной стимулирующей выплаты будет определяться администрацией исходя из качества работы конкретного специалиста. При достижении необходимых показателей, отсутствии обоснованных жалоб и дисциплинарных взысканий врач будет получать дополнительно от 18 до 36 тысяч рублей раз в квартал.
Пока проект пилотный: в нем участвуют 29 лечебных учреждений – 20 красноярских больниц и девять межрайонных центров – в Ачинске, Канске, Лесосибирске и Минусинске. Определяющими факторами при выборе учреждений стали численность прикрепленного к больнице населения, продолжительность времени приема врача в поликлинике, качество обслуживания вызовов на дому, работа с диспансерной группой, показатели смертности на участках.
На реализацию этого проекта из Фонда ОМС будет направлено около 90 млн рублей. Стимулирующие выплаты по итогам второго квартала 2015 года (за апрель – июнь) будут выплачены уже в июле 2015 года в дни выплаты заработной платы. Стоит учитывать: премии адресованы только специалистам амбулаторно-поликлинической службы – терапевтам, педиатрам, врачам общей практики.
Справка:
Губернатором Красноярского края Виктором Толоконским подписано специальное распоряжение, касающееся первоочередных мер, направленных на повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи. В нем, в частности, предусматривалось поэтапное повышение в учреждениях здравоохранения заработной платы участковым врачам – терапевтам и педиатрам.