Сегодня в Законодательном собрании состоится заседание сессии, на котором депутаты рассмотрят проект краевого бюджета на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов. Главной особенностью документа является то, что в нем учитывается выполнение нового майского указа президента России. Также продолжится политика, направленная на сокращение дефицита бюджета, оптимизацию и повышение эффективности расходов, поиск новых источников доходов. Кроме того, поставлена задача по устойчивому развитию муниципальных образований.
Накануне сессии на заседании комитета по бюджету и экономической политике депутаты Законодательного собрания обсудили поправку к трехлетнему бюджету, которая увеличивает доходы края в следующем году почти на 10 млрд рублей.
Внешние факторы
Перед этим председатель комитета Владимир Чащин предоставил слово вице-премьеру – министру финансов Владимиру Бахарю. Он отметил, что проект главного финансового документа края предусматривает индексацию социально значимых направлений. Среди других значимых расходов – подготовка к проведению универсиады и 400-летия Енисейска, поддержка муниципальных образований, строительство объектов в сфере образования, здравоохранения, спорта, культуры.
Затем было заслушано заключение экспертно-правового управления краевого парламента на проект бюджета.
В частности, эксперты обратили внимание народных избранников на то, что представленный прогноз социально-экономического развития края на ближайшую трехлетку демонстрирует замедление темпов роста экономики и отличается от федеральных темпов.
Кроме того, сценарные планы не отвечают на вопросы, как действовать в случае возникновения конъюнктурных рисков. Экономика нашего региона во многом является экспортно ориентированной, поэтому необходимо рассчитывать влияние внешних факторов и понимать, какие есть резервы.
Также было сказано о том, что в будущем году по сравнению с нынешним край получит значительно меньше денег от Федерации, поскольку прекратятся межбюджетные трансферты, выделяемые на подготовку Красноярска к универсиаде. При этом новые трансферты будут выделяться под более жесткие условия, что ограничит самостоятельность региона и реализацию собственной бюджетной и структурной политики.
По структуре проекта бюджета на 2019 год замечания носят следующий характер. На фоне общего снижения объема расходов растут затраты на образование, на обслуживание государственного долга, на культуру и кинематографию и некоторые другие. Но снижаются расходы на здравоохранение, на физкультуру и спорт, на национальную экономику и на ЖКХ. В большей степени это связано опять же с универсиадой.
Но даже с учетом завершения подготовки к студенческим играм в целом складывается тенденция, которая характерна для прежних лет. С 2011 года устойчиво снижается доля расходов, к примеру, на национальную экономику.
Кроме того, в экспертном заключении поставлена под сомнение возможность выхода на бездефицитный бюджет в плановом периоде, поскольку краю предстоит активно включиться в реализацию национальных проектов и проекта «Енисейская Сибирь», которые потребуют капитальных вложений в инфраструктуру. Поэтому в качестве вывода была сформулирована такая мысль: для достижения заявленных целей необходима активная экономическая политика, а также институциональные преобразования для привлечения частных инвестиций.
Ряд замечаний также был высказан аудитором Счетной палаты Анастасией Мельниченко.
Эффекты больших дел
После этого состоялось обсуждение. Сергей Зяблов попросил первого заместителя министра экономики и регионального развития Михаила Бершадского прокомментировать тезис экспертов о замедлении роста экономики края. Михаил Викторович объяснил, что снижение темпов действительно прогнозируется.
Но речь идет о том, что они будут меньше сегодняшних, которые составляют 5–7 % в год. Федерация планирует выйти на такие показатели только к 2021 году.
Кроме того, прогноз, который заложен в трехлетке, можно назвать консервативным, поскольку он пока не учитывает реализацию проекта «Енисейская Сибирь». Как только будут первые успехи в этом большом деле, сценарные планы будут пересмотрены. Вместе с тем Михаил Викторович признал, что 2019 год будет тяжелым для развития бизнеса, поскольку изменения федерального налогового законодательства повлияют на него не самым лучшим образом.
– Почему у нас планомерно снижаются расходы по разделу «Национальная экономика»? Ведь это как раз те вложения в инфраструктуру, которые позволяют развиваться, – спросил заместитель председателя комитета по бюджету и экономической политике Сергей Попов.
Михаил Бершадский ответил, что, во-первых, растут обязательства бюджета – регион обязан исполнять указы президента в части решения вопросов по детским садам, увеличению заработной платы отдельных категорий бюджетников и прочему. Во-вторых, происходит замена методов государственной поддержки – больше становится преференций для развития бизнеса.
Владислав Зырянов затронул проблемы сельских территорий и напомнил, что в свое время предлагалось не менее десяти процентов бюджета направлять на развитие малых городов и сел. Вопрос, который адресовал народный избранник правительству, касался ремонта домов культуры. Сколько выделяется средств на это в следующем году?
Замминистра культуры Ольга Васильева сообщила, что в бюджете заложено 50 млн рублей. Владислав Валерьевич заметил, что это очень мало, ведь в нашем крае порядка тысячи таких учреждений. В этом вопросе его поддержал Владимир Демидов.
Дотации и субсидии
Затем была представлена поправка к проекту бюджета. Как заверил Владимир Бахарь, она была разработана по итогам «нулевого чтения», на котором председатели комитетов и руководители фракций высказали свои предложения по формированию главного финансового документа.
Предполагается, что дополнительные доходы в уже внесенном проекте бюджета увеличатся в 2019 году на 9,7 млрд рублей. Это безвозмездные поступления, дотации и субсидии из федерального бюджета и иные межбюджетные трансферты. В частности, эти средства можно будет направить на строительство новых детских садов, на выплаты в связи с рождением первого ребенка, на оснащение детских поликлиник и спортивных учреждений, на благоустройство, на ремонт и содержание автомобильных дорог. Более конкретно направления расходов будут представлены при рассмотрении бюджета во втором чтении.
С учетом изменений доходы краевого бюджета в 2019 году составят 223,7 млрд рублей, расходы образуются в объеме 237 млрд.
В ходе развернувшейся дискуссии парламентарии отметили эффективность проведения встреч с губернатором в рамках «нулевого чтения» бюджета и поблагодарили правительство за учтенные предложения по расходной части.
Свои пожелания и вопросы правительству адресовали Павел Ростовцев, Вера Оськина и другие. По итогам дискуссии народные избранники единогласно поддержали проект краевого бюджета и поправку к нему.
СПРАВКА
Прогноз социально-экономического развития края в 2019 году предусматривает, что курс доллара составит 64 рубля, цены на металлы будут демонстрировать умеренный рост, инфляция не превысит 4,3 %, ежегодно будут увеличиваться инвестиции в экономику края. Все это позволит собрать порядка 200 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов. Снижение ожидается только по налогу на имущество организаций, которое Федерация намерена компенсировать дополнительными отчислениями акцизов на алкогольную продукцию.
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
6 декабря 2018 года созывается пятое заседание шестой сессии Законодательного Собрания Красноярского края.
Адрес места проведения: г. Красноярск, ул. Ленина, 123д, зал заседаний Законодательного Собрания края.
Начало заседания: 10:00. Начало регистрации: 9:00.