В поисках уединения Старообрядцы всегда забираются в самые глухие места

В поисках уединения Старообрядцы всегда забираются в самые глухие места


Деревню Никулино Енисейского района просто так не найти, влегкую не добраться. Либо на теплоход садись и плыви на нем на север, либо на вертолете с пересадками. Наша журналистская группа так и сделала. От Енисейска до Ярцево мы долетели на вертолете, а уже оттуда на «воздушной подушке» до поселка Кривляк и дальше в тайгу на старом уазике.

Пункт переселения

Дорога до деревни Никулино, надо сказать, не сахар. Крутые ухабы покрыты толстым слоем грязи. Кажется, наступи в нее – и утонешь по пояс. По двум сторонам этой условно проезжей части – болото. Настоящее, с трясиной, как в русских сказках сказывается. Чуть в глубь – и Леший выглянет. На такой дороге в салоне уазика до потолка подпрыгиваешь. В другой раз и не решишься на поездку. Может, именно на это делали ставку старообрядцы, забираясь в сибирскую глушь.

Свой отсчет деревня Никулино ведет примерно с 1637 года. Сегодня никто толком и не помнит, когда образовался этот населенный пункт на отшибе Енисейского района. Говорят, поселился здесь некий казак Никулка. Сначала вдвоем с напарником жил, а когда тот помер, стал в одиночку хозяйство править.

За 300 с лишним лет эта заимочка разрослась до большой деревни. Сегодня в Никулино проживает 257 человек, больше половины из них – старообрядцы, приезжающие в сибирскую тайгу со всей России. Массовое переселение кержаков на красноярский Север началось в смутные постперестроечные – 1995–2000 годы. Приходили сюда семьями с Урала, с востока. Искали место поглуше. Говорят, в те годы в Никулино даже из Уругвая семья приехала. Два года прожила и ушла вверх по Ангаре к приверженцам своей ветви старообрядческой веры.

В советские годы деревня Никулино была такой же светской, как и большинство населенных пунктов Енисейского района. Жили здесь потомки ссыльных «врагов народа» да партийные лидеры.

– Я родилась в Никулино, – рассказывает специалист Кривлякского сельского совета, к которому относится и деревня Никулино, Галина Тукалова. – Маму спрашиваю: «Ну зачем вы приехали в эту Сибирь?» Она говорит: «Куда партия пошлет, туда и поедешь». У нас папа коммунистом был, его сюда в 1956 году прислали председателем колхоза. Сначала в Никулино в школе училась, а потом семилетка там сгорела, и доучивалась я уже в Кривляке.

Галина Федоровна говорит, что мама у нее тоже верующая, старые книги читает (как и старообрядцы), но не учит никого, к вере не принуждает. Говорит лишь: «Исполнять нужно семь заповедей». А жители Никулино изначально себя «свету» противопоставили. По месту жительства не прописываются, паспорт не получают, народившихся детей не регистрируют.

– Староверы заняли странную позицию, – считает Галина Тукалова. – Мало того что без паспортов, так еще и все многодетные. Рожают, а детское пособие не получают. Считают это грехом. Мол, сами планируют детей, сами должны их и обеспечивать. Говорят: «Бог дал, Бог взял». Все многодетные имеют большое хозяйство, коров. Земля позволяет. Раньше в Никулино совхоз был, только полей 132 гектара осталось.

Еще одна беда сельсовета: старообрядцы ребятишек своих в кривлякскую школу не отпускают. В Никулино только начальная работает. Вот и получается, что дети кержаков учатся только четыре класса.

– В Кривляк не отдают ребятишек, считают, что их там плохому научат, – констатирует специалист Кривлякского сельсовета. – Кержаков не устраивают учебники. В некоторых домовенки нарисованы, а это черная сила. Хотя сами родители-старообрядцы грамотные.

Как Бог даст

В Никулино нас встречает Иван Онищенков. Он здесь что-то вроде старосты. Иван сразу предупреждает:

– От серьезного разговора мы уходим. Да и сниматься не можем. Какая логика? Сами телевизор не смотрим, а нас по всяким программам «гонять» будут.

В Красноярский край Иван приехал девять лет назад с Урала, из деревни Шале. Говорит, чистая романтика его в тайгу занесла, а потом замечает:

– Здесь веру сохранить можно. Старообрядчество всегда уходило от цивилизации. А здесь минимизируется то, что муссируется в центре.

Иван и раньше был на Енисее, ездил по старообрядческим деревням, общался. Услышал от кого-то про Никулино. Приехал, посмотрел – понравилось.

– Здесь свободнее жить, – замечает кержак.

За девять лет поселок разросся, расстроился.

– Вы бы посмотрели, что здесь раньше было, – замечает Иван Онищенков. – А сейчас люди едут, значит, что-то находят в Никулино, нравится им здесь.

+Енисей РФ север 2014-762-Олег Кузьмин.JPGЕще один житель Никулино – Алексей Потеряев прибыл сюда из деревни Подкаменной, что в Иркутской области. Говорит, понравились эти места. А жену из ближайшей деревни Безымянки (там тоже старообрядцы живут) взял.

– Специально ездил, – смущается Алексей. – Мы с ней на празднике каком-то встретились, так и познакомились. Уже 10 лет прошло.

Сейчас у Алексея большое хозяйство и четверо детей, сколько еще в будущем, неизвестно. Мужчина замечает: «Как Бог даст».

В день нашего приезда в Никулино Иван со своей женой Марией и ребятишками провожал дорогих гостей. Погостить к тетке с дядей приезжали племянницы из уральской деревни Шале – Василиса и Настасья. Их старшая сестра Ирина вышла замуж за старовера из деревни Захребетная вверх по Енисею. Девушки побывали у нее, а потом заехали в Никулино к Онищенковым.

– Здесь хорошо, молодежи много, – улыбается Василиса Рачкова. – У нас маленькая деревня, скучновато. Молодежь в город рвется, а у нас родители строгие, не отпускают. На Урале красивые места, а здесь природа своеобразная, речка замечательная.

Девушки не первый раз в Никулино, ездят знакомиться с местными единоверцами. Василиса рассказывает: окончила девять классов школы, хотела дальше учиться – родители не отпускают. Сейчас хозяйством занимается. В доме четыре коровы, девочки с 10 лет их доят.

– Ну а родители вам какое будущее прочат? – спрашиваю девушку. Та пожимает плечами – не знаю.

– Чтобы замуж вышла, – подсказывает тетка. – Уже пора, скоро 20 лет будет.

На мой вопрос, есть ли кто на примете, девушка опускает глаза, качает головой – «нет». Хотя лукавит. Василису и Настасью (имена-то какие сказочные!) провожают два добрых молодца с бородками и в русских рубашках навыпуск. Нежно обнимают за талию, целомудренно пожимают ручки – прощаются. Возможно, скоро Никулино пополнится еще двумя переселенками с Урала.

Железный век на дворе

Несмотря на то что забираются старообрядцы далеко в тайгу для сохранения чистоты своей веры, все чаще приходится им уступать миру, техническому прогрессу. В большинстве дворов есть трактор, машина, даже экскаватор. Ведь у каждого покосы, поля, скот.

– А что вы хотели? Железный век на дворе, – ухмыляется Иван Онищенков. – На лошадях уже не пашем.

Да и трудятся старообрядцы нынче не только в своем хозяйстве, но и на работу нанимаются, чтобы содержать семью. Алексей Потеряев летом грибы-ягоды в лесу собирает, хозяйством занимается, осенью в город (в Енисейск, а то и в Красноярск) уезжает на заработки – на тракторе работает на лесозаготовках, а зимой охотится в тайге. У него свой участок выделен, с которого он традиционно берет соболя и белку.

– Воскресенье у староверов особенный день, нам работать нельзя. А в городе иногда приходится нарушать завет, – рассказывает Алексей. – Это, конечно, противно вере. Потом нужно долго замаливать грехи.

Каждый день староверы по сто поклонов бьют. Да не простых, а буквально падают ниц перед иконой. И хотя всех кержаков называют еще беспоповниками (то есть церкви они не строят и священники в них не служат), вера их имеет массу ответвлений. В Никулино сошлись две ветви: с Урала приехали часовенные старообрядцы (то есть служба идет в часовне. – «НКК»), а местные называют себя скитовскими (скит недалеко располагался, да погорел недавно).

Приезжие считают: не мешают они коренному социуму и с верой их не соприкасаются. А что касается места жительства и обучения – у человека должен быть выбор.

– Ведь у нас сейчас свобода слова и вероисповедания, – замечает Иван Онищенков.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
27 апреля 2024
Корректировка со знаком плюс
Корректировка краевого бюджета стала одним из ведущих вопросов состоявшейся на минувшей неделе сессии Законодательного собрания края. Изменения параметров главного финансового
Без рубрики
27 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: почерк говорит о сильном и эмоциональном характере писателя
По мнению экспертов, почерк может сказать о человеке гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Насколько он инициативен, ответственен, эмоционален.
Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре