На что сегодня способны врачи, не поймешь, пока с этим не столкнешься. Не так давно все СМИ облетела информация – красноярские врачи впервые сделали уникальную операцию по восстановлению пищевода новорожденному. Без этого вмешательства ребенок был обречен…
Жестокие эпидемии ежегодно уносили огромное количество коренного населения. Эпидемия оспы в 1760 году почти истребила племена моторов и качинцев. Население страдало от венерических болезней и сибирской язвы. Такой застали территорию нынешнего Красноярского края казаки, пришедшие на красный яр вместе с Дубенским.
Первые сведения о красноярской медицине появились в официальной переписке 1808 года. Тогда указом Томского губернского правительства (тогда территория Красноярского края относилась к Томской губернии) было разрешено открыть в Красноярске больничный дом, который и появился в 1819 году. Коек в больницах шести городов губернии в 1861 году было 280.
Организатором народного здравоохранения Сибири стал первый губернатор Александр Степанов. В своей работе «Енисейская губерния» он писал: «Болезни свирепствуют, наиболее скорбут (цинга), воспалительная горячка, сифилитическая, понос кровавый, катаракт. Сей последний почти у всех и беспрестанно». Именно при участии губернатора были построены каменные здания для больниц, богадельни, дома для умалишенных, воспитательный дом, аптека.
Со второй половины XIX столетия в губернаторских отчетах говорится: здания окружных больниц стары, ветхи и тесны, построены еще по коридорной системе и не отвечают новым требованиям здравоохранения. Исключением была только красноярская больница, которая размещалась в собственном каменном здании. Но и это помещение находилось в центре города и представляло угрозу для его эпидемиологического состояния. Ачинская и минусинская больницы располагались в деревянных зданиях, канская городская больница и вовсе в манеже местной пожарной команды.
Местная администрация постоянно поднимала вопрос о необходимости строительства новых зданий для больниц, но из-за ограниченности средств прошение не удовлетворяли.
«Пробить» строительство лечебных учреждений удалось Владимиру Крутовскому. Он был настоящим пионером медицинской помощи в Сибири. В 1876 году, окончив Красноярскую гимназию, поступил в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, а после ее окончания стал ачинским окружным врачом. Уже через год его перевели в Красноярскую городскую больницу. Одновременно Крутовский был врачом женской гимназии, тюремным врачом, заведовал женским сифилидологическим отделением, а также входил в состав городской санитарной комиссии. Как член комиссии он и подал заявление в городскую думу и мещанскую управу о необходимости открытия лечебницы для бедных. Сначала таковую открыли в деревянном здании, а затем на деньги, подаренные золотопромышленником Кузнецовым, построили каменное.
Борьба за больницу так сплотила красноярских врачей, что они стали собираться вместе, проводить собрания, а в 1886 году открыли Общество врачей Енисейской губернии. В течение многих лет оно исполняло функции некоего консультативного бюро по медико-санитарным вопросам, причем не только для городского управления, но и для губернской администрации.
Врачи проводили санитарно-эпидемиологические обследованияшкол, водоснабжения, предприятий пищевой промышленности, анализировали распространение сифилиса, санитарные условия работы в булочных.
За 25 лет своего существования Общество врачей организовало массу учреждений медицинского назначения, превратилось в губернский центр медицины, который профилактировал и боролся с заразными заболеваниями, благоустраивал Красноярск и обслуживал бедняков. Но в 1920 году оно прекратило свое существование. Его имущество и денежные средства были национализированы, врачи репрессированы и расстреляны.
Революционеры в помощь
Во всей Енисейской губернии в 1917 году было 115 врачей. Из них 27 врачей на сельских врачебных участках, 12 – в переселенческих больницах, 16 – в лечебных учреждениях Красноярска, городские и окружные врачи в городах. Четыре врача в тюремных больницах четырех городов, 40 частнопрактикующих врачей в Красноярске. Четыре врача – в лазаретах, были врачи и на золотых приисках.
И до революции, и после поднимали здравоохранение Сибири политические ссыльные. Еще до 1917 года в Красноярском крае работало более 200 ссыльных врачей. Чаще всего они работали неофициально. Ссыльные Федор Гусаров (после революции он остался в Красноярске и стал комиссаром здравоохранения в Енисейской губернии) и Адольф Иоффе (позже известный адвокат) вошли в историю сибирского здравоохранения как организаторы лечебного дела. Хорошо были известны хирурги Голубков и Маерчак, стоматолог Голощекин, фармацевт Перенсон. Большую признательность местного населения заслужили бывший студент Томского университета Ружейников, работавший в Минусинском уезде, студентка психоневрологического института Ада Лебедева, фельдшер Григорий Орджоникидзе (имевший партийное прозвище Серго).
Только в 1910 году в административной ссылке находилось 778 врачей и фельдшеров! Ссыльные легко находили себе работу в Енисейской губернии, их устраивали члены Общества врачей. Например, в аптеке этой организации работал фармацевт Михаил Вильфред Леонардович Войнич – муж Этель Лилиан Войнич (автора знаменитого романа «Овод») и первооткрыватель знаменитой «Рукописи Войнича».
Много сделал для здравоохранения Енисейской губернии врач Николай Абрамович Вигдорчик, сосланный на шесть лет. Он известен своими работами о сельской медицине в Сибири, врачебной деятельностью в деревне. Жители обращались к нему часто, поэтому полицейские власти перемещали «беспокойного» врача с одного участка на другой. После революции Вигдорчик возглавил институт профессиональных болезней.
В Енисейской губернии отбывали ссылку и работали хирурги, стоматологи, терапевты и даже главные врачи крупных московских больниц. А в 1923 году в Енисейск прибыл уникальный хирург Валентин Войно-Ясенецкий. Его несколько раз ссылали в Красноярский край. Енисейск, Туруханск, деревня Хая, станок Плахино, Большая Мурта, Красноярск – такова география не просто пребывания, а работы, спасения страждущих этого выдающегося хирурга и проповедника – святого Луки.
Его популярность была просто огромной. Его операции считали чудодейственными. Только прибыв в Енисейск, Войно-Ясенецкий сделал экстракцию врожденной катаракты трем слепым мальчикам. После этого дети прозрели. Следующая ссылка в Красноярский край пришлась на начало Великой Отечественной войны. И Валентину Феликсовичу разрешили работать в Красноярском госпитале. Войно-Ясенецкий почти все свое время проводил там. Сделал множество операций и, кроме того, читал курс лекций по военно-полевой хирургии студентам и преподавателям медицинского института, врачам города.
Вот – новый поворот
С приходом новой власти медицина изменила свой вектор развития. Как отмечают аналитики, важнейшей заслугой советской власти стало широкое развитие системы медицинского обслуживания сибиряков. Если в дореволюционной Сибири один врач работал в радиусе 6–18 тысяч квадратных километров, на одну больничную койку приходилось 2 тысячи человек, на одного врача по разным уездам – от 15 до 101 тысячи человек, то уже во второй половине 1920-х годов в подавляющем большинстве населенных пунктов появились больницы и фельдшерские пункты. В Тобольске в 1924 году работали 8 врачей, а в 1928 году – 19 врачей и21 фельдшер. Существенно расширилась работа по проведениюпрививок, профилактике эпидемий. К концу 1920-х годов были проведены большие мероприятия в области охраны материнства и детства, расширилась сеть родильных домов, значительно вырос процент врачебного родовспоможения. Около 70 % женского городского населения были охвачены медицинской помощью, заметно улучшилось профилактическоеобслуживание. В Красноярске открыли санаторий для легочных больных на 100 человек, туберкулезный диспансер и станцию экстренной помощи, центральную зуболечебницу и зубные кабинеты при двух общих амбулаториях и при одной школьной, химико-бактериологическую лабораторию и оспенный телятник при Пастеровской станции. В 1936 году на северо-восточной окраине Красноярска началось возведение комплекса загородной городской больницы на 700 коек.
Все эти положительные изменения коснулись и коренных жителей. В результате к началу 60-х годов коэффициент смертности у них почти сравнялся с общесоюзным. В конце 80-х годов XX века обеспеченность коренного населения больничными койками была даже выше, чем средний показатель по РСФСР.
В 1935 году в Красноярском крае имелось уже 142 больницы на 4732 койки, 224 фельдшерских пункта, 31 детско-женская консультация, 148 детских ясель. В 1938 году – 313 врачебных амбулаторных учреждений, санитарно-бактериологический институт. Была развернута большая сеть санитарно-эпидемиологических, дезинфекционных и противомалярийных станций.
В июне 1939 года согласно приказу Наркомздрава при Красноярском крайздравотделе было организовано отделение санитарной авиации. До 1947 года оно являлось самостоятельным подразделением, а затем было передано в ведение Красноярской краевой больницы №1 как отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи. К концу ХХ века красноярская санитарная авиация стала самым большим медицинским отделением края по оказанию экстренной медицинской помощи. Оно насчитывало 20 врачей и 7 медсестер.
Медицинский конвейер
Во время войны Красноярск был одним из самых дальних от линии фронта городов и превратился в сплошной лазарет. В июле 1941 года в Красноярске начал формироваться медицинский эвакуационный приемник, который к концу августа был готов к приему раненых и больных в своих 12 профилированных эвакуационных госпиталях. К 1942 году на территории Красноярского края было развернуто 40 эвакогоспиталей, из них 26 – местного формирования, 14 – эвакуированных. Общий коечный фонд – 17250 коек. К сентябрю 1944 года в крае уже работало 46 эвакогоспиталей на 18695 коек. Красноярские врачи показывали хорошие результаты. В строй возвращалось почти 57 % лечившихся в Красноярске воинов.
Но кадров не хватало. Вызывали врачей из северных территорий, госпитали комплектовали из молодых врачей, окончивших Иркутский мединститут. В начале войны открыли Канское медучилище, в 1943-м – медучилищев Туре. Открывались новые больницы: в 1941 году в Шарыпово, в 1942-м – в Козульке. Всего в годы Великой Отечественной войны в крае, кроме эвакогоспиталей для лечения тяжелораненых, было открыто 30 новых больниц на 1478 коек, 27 детско-женских консультаций и 115 фельдшерско-акушерских пунктов.
А в 1942 году приказом Всесоюзного комитета по делам высшейшколы при Совнаркоме СССР и наркомата здравоохранения СССРв Красноярске был создан медицинский институт. Клинической базой КГМИ была утверждена Красноярская городская больница на 437 коек.
Строительство продолжилось и после войны. В 1959 году вошли в строй основные корпуса городской больницы № 20, в которой к 1977 году было 1 200 коек, а детское хирургическое отделение больницы на 120 коек стало краевым центром детской хирургии. Кроме больницв крае развернули работу семь специализированных санаториев на 1 040 мест: для больных, страдающих туберкулезом, для ревматиков, для детей с поражением центральной нервной системы, хронической неспецифической пневмонией. Открыта краевая детская больница на 40 коек для лечения косоглазия у детей, краевая легочно-хирургическая больница на 200 коек в Красноярске и легочно-хирургическое отделение в Норильске на 50 коек. В госпитале для инвалидов Отечественной войны было открыто отделение на 100 коек для больных туберкулезом легких и опорно-двигательного аппарата. Развернута новая краевая противотуберкулезная больница на 100 коек. В Красноярске – роддом на 225 коек при патологии беременности. Открыта краевая больница для лечения алкоголиков и наркоманов на 180 коек.
К 1960 году число больничных учреждений в крае достигло 484 с числом коек 22 120, число амбулаторно-поликлинических учреждений – 623, а врачей насчитывалось 3 880 человек.
Наиболее быстрымитемпами развивалась медицинская сеть в сельской местности. Каждая пятилетка приносила новые медицинские объекты – больницы и поликлиники строили десятками.
Новейшая история здоровья
Во время перестройки здравоохранение оказалось в сложном положении. Восстанавливаться отрасль начала только в 2000-х годах. Новейшая история развития медицины началась в 2005 году, когда был принят национальный проект «Здоровье», в рамках которого решили развивать первичное звено здравоохранения и профилактику заболеваний. Возобновилось строительство медучреждений. Только за полтора года в Красноярске ввели в эксплуатацию две станции скорой помощи, роддом, две женские консультации и пять поликлиник. Крупная женская консультация открылась в Канске, ФАПы и поликлиники появились в Уярском, Шарыповском, Кежемском, Енисейском и других районах Красноярского края. В регион начала поступать новейшая техника. Жителям края стали доступны аппараты УЗИ нового поколения, ангиографы и томографы, о которых раньше сибиряки даже не слышали. Появился поезд здоровья имени Войно-Ясенецкого. Теперь уже не жители отдаленных районов ехали в центр за медицинской помощью, а врачи отправлялись к больным.
В 2012 году медицинскую помощь населению края оказывали 220 медорганизаций: 41 краевая, 151 муниципальная, 8 федеральных, 20 частных. Принимали больных почти 10 тысяч врачей и более 27 тысяч медсестер, фельдшеров, акушеров. Высокотехнологичную помощь оказывают жителям края Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, перинатальный центр, онкологический центр и целая сеть сосудистых центров.
Использованы материалы книги «История Красноярского края. Медицина»
Самые уникальные
В 1952 году выдающийся хирург Александр Дыхно впервые за Уралом провел операцию на открытом сердце. Он оказал огромное влияние на хирургов, работавших рядом с ним, сформировал целую плеяду профессионалов. Профессора Дыхно по его завещанию похоронили на Покровском кладбище в углу со стороны дороги. За два месяца до своей кончины, проезжая мимо, он попросил похоронить его именно здесь, чтобы постоянно видеть краевую больницу.
И в наше время врачи не перестают удивлять, виртуозно справляясь со сложнейшими задачами. Руководитель красноярского регионального сосудистого центра Алексей Протопопов пару лет назад провел совместно с коллегой из Краснодара уникальную операцию. Используя метод внутрисосудистого вмешательства, прооперировал сердце пациентки, которая находилась на последнем сроке беременности. Причем вмешательство проводилось практически без наркоза, учитывая беременность, с минимальной медикаментозной подготовкой, больная была в сознании.
Полина Киндаева первая в крае сделала операцию на роговой оболочке глаза. Ее пациенткой была молодая замужняя женщина, которая практически ничего не видела. Операция прошла успешно, женщина прозрела, увидела себя в зеркало и поняла, что она – красавица. А когда вернулась домой, то внешность мужа ее не очень обрадовала. Так что она решила развестись и найти себе более достойного супруга. Муж вынужден был написать письмо хирургу с просьбой вразумить супругу, ведь он женился на слепой, совершенно беспомощной женщине. Что доктор Киндаева и сделала.
Ортопедическое отделение краевой клинической больницы вошло в историю благодаря эндопротектору Роднянского – Гупалова. Для лечения сколиоза у детей здесь стали применять изобретение красноярского ученого и врача Лазаря Роднянского и инженера, генерального директора «Красмашзавода» Виктора Гупалова. Больные со всего Советского Союза потянулись в Красноярск за исцелением. Жили в палатках возле больницы в ожидании операции, которая тогда казалась сродни чуду.
Новое «чудо» явили миру красноярские медики уже в XXI веке. В 2013 году профессору Красноярского государственного медицинского университета Игорю Большакову Правительство РФ присудило премию в области науки и техники за получение производных хитина и созданных благодаря этому препаратов. Несколько лет назад Игорь Большаков «похвастал» созданием на базе хитина «искусственной кожи», а позже запатентовал нейрональную матрицу, которая позволяет поставить на ноги спинальных больных, прикованных к кровати.
Чуть раньше, в 2010 году,президентскую премию получила красноярка Екатерина Шишацкая. Она разработала биопластон, который называют настоящим прорывом в медицине. Из него можно делать части костей, хрящевые ткани, оболочку для лекарств, которые, попав в организм, благодаря этой оболочке будут действовать только в определенном месте, что очень необходимо для лечения раковых опухолей.
Доктор-легенда
В 1960–1970-х годах по всему миру ходили легенды о красноярце – молодом враче Леониде Рогозове. Он, будучи в Антарктиде, сам себя прооперировал.
Вырос Леня в Минусинске. После семи классов поступил в училище – решил выучиться на горного мастера. Но не влекла парня эта профессия. Вернулся в школу, блестяще ее окончил, ушел в армию. А после демобилизации уехал в Ленинград – поступил в педиатрический институт. Практику проходил обязательно в Минусинске. Местные врачи на парня нарадоваться не могли.
В 1961 году, когда молодой специалист Рогозов узнал, что набирают врачей-добровольцев в экспедицию в Антарктиду, записался не раздумывая.
…Леонид почувствовал недомогание 29 апреля. Подскочила температура, появились боли в животе. 27-летний врач сразу понял: аппендицит. Тем временем на улице разыгралась непогода. Из-за сильного бурана за врачом не могли прислать самолет, да и до соседних лагерей добраться невозможно. А врачей в Новолазаревской экспедиции, кроме Леонида, не было. Тогда хирург и решился сделать себе операцию сам. Он продезинфицировал инструменты, быстро «обучил» местных механика и метеоролога на медбратьев. Операцию Леонид решил проводить без перчаток – из-за грудной клетки место разреза было практически не видно, все приходилось делать на ощупь.
Он сам себе сделал надрез, и от этого зрелища его ассистенты чуть не упали в обморок. Но хирург держался. Добрался до воспаленного аппендикса, вырезал его, вколол антибиотик и зашил себя. Уже через несколько дней температура спала, и Рогозов снял себе швы.
Об этой операции стало известно всему миру, хирурга забрасывали письмами восхищенные жители разных стран. Одна из писавших – Марцела из Чехословакии – потом стала женой Леонида. Поселились Рогозовы в Ленинграде.