«В процессе движения»

Проекты будущего начинаются с трезвого взгляда на настоящее

«В процессе движения» Проекты будущего начинаются с трезвого взгляда на настоящее

Вызовы времени потребовали от старейшего вуза Красноярского края — Красноярского педагогического университета имени Виктора Петровича Астафьева – в год его 80-летия перегруппировки усилий и их концентрации на модернизационном направлении. Именно об этом мы попросили рассказать исполняющую обязанности ректора КГПУ Ольгу Анатольевну КАРЛОВУ.

«Кошмар» и улыбка

Педагогический форум 2012-031-Олег Кузьмин.jpg Ольга Анатольевна, вы уже больше полугода работаете здесь – есть «промежуточные итоги»?

– Неужели всего полгода? А ощущение – словно пара лет точно прошла. Поверьте, нам за эти полгода потребовалась колоссальная концентрация усилий коллектива и его управленцев. По моей оценке, основной итог этих усилий – формирование 32 проектных команд, которые сегодня работают и на эффективность университета, и на проблемы социальной сферы Красноярска и края. Они объединяют уже свыше 250 специалистов КГПУ. Как показали эти полгода, есть немало энтузиастов, готовых решать проблемы современной школы и социальных учреждений для детей и семей, включиться в различные востребованные проекты – от непрерывного проектно-инженерного образования в системе «детский сад – школа – вуз» до новых методик обучения детей с ограниченными возможностями в обычной школе. Сегодня с утра встретила в коридоре молодого преподавателя, спрашиваю: «Как дела?» Отвечает, улыбаясь: «Кошмар! Все проекты пишем!» Думаю, главный результат нашей совместной работы описывается как раз этими символами – «кошмар» и улыбка. Есть общее ощущение движения, пусть пока не совсем привычное, но есть настрой коллектива на самореализацию, да и просто драйв от собственного неравнодушия и от того, что твою инициативу слышат, готовы поддержать.

– Много шума, помнится, наделало попадание вуза в число неэффективных, в «красную зону». Как коллектив это пережил?

– Чувство тревоги, пожалуй, было доминирующим. Почему вовремя не увидели проблем, с которыми другие вузы Красноярска справились? Удастся ли быстро изменить ситуацию? С другой стороны, как всегда бывает в таких случаях, трудности сплачивают команду. Для России привычное дело: нас, российских людей, ссорят не беды и невзгоды, а успехи и зависть. И мы сегодня просим включиться своих успешных выпускников – именно они должны помочь снять тревоги и опасения будущих студентов. Уже многое изменилось: по итогам 2012 года мы вышли в «зеленую зону» по четырем показателям из пяти.

– А какой была лично ваша реакция на рейтинг?

– Признаюсь честно, я ожидала чего-то подобного, о чем и предупреждала коллег в начале прошлого года. Но попадание сразу по всем критериям в зону неэффективности – ситуация не для слабонервных. Этот неблагоприятный для вуза вывод министерства заставил команду сгруппироваться на направлении «главного удара» и принимать текущие дела и с ходу заниматься стратегией развития. А это большая нагрузка на проректоров и руководителей подразделений – физическая, психологическая. Рейтинг всколыхнул всех, практически каждого преподавателя и студента, – это обеспечило более динамичную перестройку работы. Ощутимые результаты появились уже после первых месяцев: мы качественно прошли защиту первого года реализации программы стратегического развития.

Если судьба дает вам лимоны

– Вы считаете справедливыми критерии эффективности?

Считаю справедливым сам принцип определения эффективности образовательного учреждения. Я работаю в высшем образовании уже 23 года и могу подтвердить: слишком долго ветра социальных изменений вузов не касались. И, расслабившись, далеко не все университеты оказались готовыми к изменению информационно-знаниевого пространства, образовательных технологий, реалий жизни и приоритетов страны в части подготовки кадров. Учредитель вправе сформулировать критерии эффективности университетов, в том числе предусматривающие их международную конкурентную способность.

Безусловно, было бы более справедливо сначала их обозначить, а потом смотреть, насколько эффективно вузы движутся к обозначенным целям. Хотелось бы предварительного обсуждения в академической среде. Нельзя, например, обсуждать проблему эффективности филиалов вузов без привязки к фактору закрепления выпускников в глубинке. На работе в районах края процент закрепления выпускников колледжей и филиалов, обучавшихся в Ачинске и Канске, достигает 90 %. А вот те молодые специалисты, которые учились в миллионном городе, уже неохотно возвращаются туда (50–60 %). И сегодня, если вы заметили, мы совместно с региональной властью отстояли три из четырех наших филиалов.

– И все-таки норильский филиал приходится закрывать…

– Надо быть реалистами: его состояние не давало никаких надежд на прохождение аккредитации. Но это не означает, что мы сворачиваем свою деятельность в Норильске. Как говорят в народе, если судьба дает вам лимоны – делайте из них лимонад. Мы создаем на базе филиала ресурсный центр, на основе дистанционного образования увеличиваем заочную подготовку и обеспечиваем завершение образования тех, кто учится сейчас. Готовы решать тем самым первоочередные задачи самого Норильска: глава города Алексей Борисович Ружников согласился, что работающие в садиках и школах сотрудники, обучающиеся в нашем университете заочно и дистанционно, муниципалитету не менее нужны, чем дипломанты с рынка труда. Отдельное спасибо директору филиала Светлане Викторовне Стеклянниковой, которая в непростых условиях не только обеспечила проведение необходимой работы с родителями и студентами, но и разрабатывает стратегию развития своей команды. Вообще КГПУ имени В. П. Астафьева – патриотически настроенный, профессиональный и сильный коллектив. Именно поэтому мы говорим не о реорганизации, а об опережающем развитии.

И все-таки считаете ли вы эти пять критериев действительно ключевыми?

– Конечно, важны и площади в расчете на одного студента (причем модернизированные), и финансирование науки в вузе. Уровень подготовленности абитуриента определяет в нашей образовательной практике очень многое. Общество обсуждает сегодня эти критерии так же эмоционально, как вчера обсуждало ЕГЭ: мы все понимаем, что этот критерий недостаточен и, возможно, нужны еще какие-то инструменты, но он пока единственный более-менее универсальный измеритель. Только ЕГЭ дает талантливым ребятишкам из глубинки право поступления в лучшие вузы страны – и это стоит дорогого. Так что от вопроса, быть или не быть критериям эффективности, надо точно переходить к вопросу, какими им быть.

– Намечена ли стратегия преодоления неэффективности?

– Такую задачу Министерство образования и науки РФ поставило и региону, и нам. В программе модернизации вуза есть и передача нам одного из зданий, которое находится в краевой собственности, и расширение участия КГПУ им. В. П. Астафьева в программе переподготовки учительских кадров края, и ряд проектов, реализуемых университетом по госзаказу края.

Не бывает любви без знакомства и встреч

– Что, на ваш взгляд, нужно менять как в педагогическом образовании в целом, так и конкретно в КГПУ?

– В школу надо возвращать формирование личности, а значит, и Педагогику с большой буквы. Педагогический драйв начинается с общения и дружбы с учениками, педагогический вызов – это успешность развития каждого подопечного. В педагогике во все времена было главным – ее величество привычка (не грубить, не задираться, быть собранным и др.) и его величество личный пример педагога. Нельзя создать педагога, не дав ему почувствовать драйв от работы с детьми. А его не получишь, сидя неделю-другую на задней парте. Наработки по организации практики в нашем вузе в декабре 2012 года получили одобрение Учебно-методического объединения в Москве при поддержке Института проблем образования «Эврика» и А. И. Адамского. Мы приняли решение ученого совета о пролонгированной практике выпускных курсов и педагогов-бакалавров и педагогов-магистров в школах – в объеме три четверти учебного года. Встреча профессионалов с реальностью своей профессии должна быть серьезной, обстоятельной.

– Достаточно ли только такой практики, чтобы будущие выпускники остались в школах?

– Нет, конечно, но это хорошее начало. Нужны муниципальные программы поддержки молодых специалистов – они готовятся сейчас по поручению губернатора края Л. В. Кузнецова, главы Красноярска Э. Ш. Акбулатова. Молодые ребята должны чувствовать себя востребованными. Первые шаги в этом направлении потребуют серьезных усилий: особого осмысления критериев выпускной работы, которая будет базироваться на такой практике, повышение квалификации учителей-наставников, разработка менеджмента педагогической интернатуры, модели взаимодействия вуза, школ и органов образования, универсальных квалификационных характеристик, экзаменационных квалификационных процедур… В апреле 2013 года, когда из Москвы приедет рабочая группа по разработке новых направлений развития педагогического образования, мы планируем доложить первые результаты.

– А есть студенты и преподаватели, недовольные переменами?

– Думаю, необходимость перемен к лучшему понимают все. Для успешного прохождения осенью аккредитации университета понадобятся усилия каждого сотрудника, каждого студента – проверить могут каждую программу, протестировать любого студента. СФУ, СибГАУ недавно проходили эту процедуру – могут поделиться информацией.

Что касается проекта создания факультета социально-гуманитарных технологий – это одно из важнейших направлений нашей модернизации и практикоориентированности. И проблема не в том, что это не нужно вузу, а в том, что не все кафедры и преподаватели умеют и хотят говорить со студентами, вовремя вовлекать их в процесс проектирования будущего. Ну что ж, это болезнь роста. Недавняя тревога студентов-политологов естественна – на их вопросы о том, что лично для них изменится, руководству кафедры и факультета нужно было отвечать своевременно.

– У студентов разыгрались эмоции…

– Ситуация довольно типичная. Помню, когда я сама училась на втором курсе в КГПУ, наша группа возбудилась по поводу преподавателя – его личные трудности отражались на предмете. Нас кое-кто из преподавателей «подогрел», и мы пошли к ректору с ощущением необычайной смелости и чувства собственного достоинства. До сих пор с внутренним стыдом и человеческой благодарностью вспоминаю ректора того времени Ольгу Гавриловну Пелымскую, которая очень негромко, как бы размышляя сама с собой, преподала нам первый урок взрослости и человечности. Чтобы студенты учились думать не только о себе, но и о будущем своего факультета и университета, с ними надо просто больше разговаривать.

Нынешний случай, в свою очередь, показал и другой дефицит, прежде всего в подготовке студентов: ведь политологи – это не политики, у кого эмоциональность – одна из технологий захвата места в некоем политическом Гайд-парке, это аналитики, умеющие добывать недостающую для решения проблемы информацию, взвешивать выгоды и только потом принимать решение о протесте. Вдруг окажется, что это в их интересах, – и будет стыдно, как было стыдно в 1976 году нам…

– Как вы полагаете, нужно ли включать студенческое самоуправление в подобных ситуациях?

– Согласно уставам всех университетов решение о модернизации – прерогатива ученого совета, идущая от преподавателей-проектировщиков и руководства кафедр и факультетов. Магистры и аспиранты обучаются у нас два года, бакалавры – четыре. Их задача – получить качественное образование и диплом гособразца. Это мы гарантируем. И просим одного: доверия, поскольку они сами не обладают всем объемом информации. Например, они тревожатся за свои предметы и преподавателей, недопонимая, что ни предметы, ни преподавателей никто не будет менять уже потому, что это важно для получения диплома государственного образца.

Я и мои сокурсники поступили в 1974 году на специальность «русский язык и литература» на историко-филологический факультет, а закончили в 1978 году обучение уже на филологическом факультете: в 1976 году руководство создало два факультета из одного. Для нас это тоже было драматично: ведь филфак оказался абсолютно «девчачьим» – все парни остались у историков. Но мы понимали – вузу виднее, как развиваться. С другой стороны, если у студентов есть претензии к качеству своей подготовки, к тому, что ставит под угрозу получение ими высшего образования, – вот тут нужно их выслушать. Сейчас в вузе обсуждается вопрос о создании совета студентов: появится возможность представлять студенческие проекты развития вуза. И наши педагоги достаточно мудры, чтобы поддержать все стоящие инициативы. В каждом уважающем себя вузе есть правило: отрицаешь – предлагай, проблема должна быть решена. Именно этим эффективный вуз, на мой взгляд, отличается от неэффективного.

– А вообще насколько активно и интересно живут студенты вашего вуза?

– Я бы посоветовала спросить у них, но скажу: 2012 год принес нам успехи наших студентов в краевой универсиаде, в конкурсах «Студенческая весна» и «Учитель, которого ждут», в суперфинале молодежного IQ-бала. На бале-2013 вуз вошел в тройку призеров, а студенты были названы самыми интеллектуальными. Все это радует. В целом в 2012 году мы вышли на несколько интересных студенческих проектов. Среди них – «Ночьфак» и «Вечерний факультет», как видите, студенты предпочитают неурочные часы для интересных занятий, но это здорово. Я сама – за романтику студенческой жизни. Они придумали новые проекты «Госзаказ для студента» и «Всеобщая мобилизация универсиады». Словом, у нас есть чем привлекать креативную молодежь.

Госзаказ на коллективный интеллект

– В вузе, насколько я понимаю, идет серьезное технологическое перевооружение?

– Безусловно. В прошлом году закуплены суперкомпьютер и суперкомпьютерный класс, специально отремонтированы и оборудованы 25 лекционных аудиторий, 14 аудиторий для групповой работы, 16 специализированных кабинетов, медиастудия, мультимедийная аудитория, теле-конференц-зал. Созданы 36 новых электронных учебников, внедрена система АСУ-вуз и электронная библиотечная система, работает новый центр самостоятельной подготовки студентов. В прошлом году по нашей инициативе принято решение о создании на базе университета новейшего атомно-космического центра с обучающим фаблабом. Ожидаемые вложения в 2013 году – более 25 миллионов рублей.

Нынче подписано соглашение с «Нэшнл Инструментс» по созданию уникальных научно-исследовательских и образовательных лабораторий и обучающих платформ на базе Института математики, физики и информатики. Их мы сможем использовать не только в учебном процессе, но и в той инновационной деятельности, которую реализуем в школах края. Важно, что наши проектные команды четко действуют по принципу: вместе с супертехникой закупаем и новую образовательную деятельность, – именно это является решающим фактором модернизации.

– Работать на такой технике должны профессионалы – это понятно. Сегодня одним из показателей образовательной деятельности является так называемая остепененность. Как у вас с количеством ученых степеней «на душу преподавателя»?

– В конце 2012 года преподавателей с учеными степенями и званиями было 67 %, однако процент штатных несколько ниже – 54,7 %. Сегодня в вузе 306 кандидатов наук и 63 доктора наук. Только с августа 2012 года в штат пришли 11 докторов наук, рассчитываем, что до нынешнего лета к нам перейдут еще пять докторов. В 2012 году увеличилось число защит диссертаций – это хороший симптом. Планируем эффективнее вкладываться в тех аспирантов, докторантов, соискателей, которые подпишут соглашение с университетом, – его предметом со стороны вуза могут быть помощь в публикациях, в том числе зарубежных, режим перераспределения нагрузки в период подготовки к защите, консалтинг и т. д.

Ольга Анатольевна, в выступлении на круглом столе в рамках Красноярского экономического форума вы много говорили о «социальной инженерии». Что это такое?

– Сегодня уже никто не оспаривает тезис о том, что страна нуждается в инженерах новой формации: креативных, инициативных, творчески ориентированных. Инженерах-конструкторах, инженерах-проектантах, инженерах-изобретателях, которые совершат рывок в экономике страны. Но разве не нужны креаторы и инноваторы в социальной сфере? Разве не нуждается социальная сфера в рывке, прорыве, новом качестве? Нуждается. Пора ответить на вызов времени и начать выпуск специалистов востребованных социальных специальностей. Я говорю о тьюторах, семейных и общественных медиаторах, специалистах по работе в молодежной среде, социальных и культурных аналитиках. Мы создали факультет социально-гуманитарных технологий, он должен стать новой прорывной страницей в истории университета, его передовым корпусом, выпускающим специалистов, чья востребованность диктуется временем. И одновременно первой серьезной ступенью на пути воплощения новой модели инновационного социально-гуманитарного университета, где к инновационным усилиям педагогов и психологов добавится динамичное развитие и остальных пяти укрупненных групп специальностей. Этот путь коллектив должен пройти в любом случае – просто сейчас мы проходим его быстрее и ответственнее. За нами – честь и достоинство многих поколений наших учителей и успешное будущее наших грядущих выпускников.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности