«В процессе движения» Проекты будущего начинаются с трезвого взгляда на настоящее

«В процессе движения» Проекты будущего начинаются с трезвого взгляда на настоящее

Вызовы времени потребовали от старейшего вуза Красноярского края — Красноярского педагогического университета имени Виктора Петровича Астафьева – в год его 80-летия перегруппировки усилий и их концентрации на модернизационном направлении. Именно об этом мы попросили рассказать исполняющую обязанности ректора КГПУ Ольгу Анатольевну КАРЛОВУ.

«Кошмар» и улыбка

Педагогический форум 2012-031-Олег Кузьмин.jpg Ольга Анатольевна, вы уже больше полугода работаете здесь – есть «промежуточные итоги»?

– Неужели всего полгода? А ощущение – словно пара лет точно прошла. Поверьте, нам за эти полгода потребовалась колоссальная концентрация усилий коллектива и его управленцев. По моей оценке, основной итог этих усилий – формирование 32 проектных команд, которые сегодня работают и на эффективность университета, и на проблемы социальной сферы Красноярска и края. Они объединяют уже свыше 250 специалистов КГПУ. Как показали эти полгода, есть немало энтузиастов, готовых решать проблемы современной школы и социальных учреждений для детей и семей, включиться в различные востребованные проекты – от непрерывного проектно-инженерного образования в системе «детский сад – школа – вуз» до новых методик обучения детей с ограниченными возможностями в обычной школе. Сегодня с утра встретила в коридоре молодого преподавателя, спрашиваю: «Как дела?» Отвечает, улыбаясь: «Кошмар! Все проекты пишем!» Думаю, главный результат нашей совместной работы описывается как раз этими символами – «кошмар» и улыбка. Есть общее ощущение движения, пусть пока не совсем привычное, но есть настрой коллектива на самореализацию, да и просто драйв от собственного неравнодушия и от того, что твою инициативу слышат, готовы поддержать.

– Много шума, помнится, наделало попадание вуза в число неэффективных, в «красную зону». Как коллектив это пережил?

– Чувство тревоги, пожалуй, было доминирующим. Почему вовремя не увидели проблем, с которыми другие вузы Красноярска справились? Удастся ли быстро изменить ситуацию? С другой стороны, как всегда бывает в таких случаях, трудности сплачивают команду. Для России привычное дело: нас, российских людей, ссорят не беды и невзгоды, а успехи и зависть. И мы сегодня просим включиться своих успешных выпускников – именно они должны помочь снять тревоги и опасения будущих студентов. Уже многое изменилось: по итогам 2012 года мы вышли в «зеленую зону» по четырем показателям из пяти.

– А какой была лично ваша реакция на рейтинг?

– Признаюсь честно, я ожидала чего-то подобного, о чем и предупреждала коллег в начале прошлого года. Но попадание сразу по всем критериям в зону неэффективности – ситуация не для слабонервных. Этот неблагоприятный для вуза вывод министерства заставил команду сгруппироваться на направлении «главного удара» и принимать текущие дела и с ходу заниматься стратегией развития. А это большая нагрузка на проректоров и руководителей подразделений – физическая, психологическая. Рейтинг всколыхнул всех, практически каждого преподавателя и студента, – это обеспечило более динамичную перестройку работы. Ощутимые результаты появились уже после первых месяцев: мы качественно прошли защиту первого года реализации программы стратегического развития.

Если судьба дает вам лимоны

– Вы считаете справедливыми критерии эффективности?

Считаю справедливым сам принцип определения эффективности образовательного учреждения. Я работаю в высшем образовании уже 23 года и могу подтвердить: слишком долго ветра социальных изменений вузов не касались. И, расслабившись, далеко не все университеты оказались готовыми к изменению информационно-знаниевого пространства, образовательных технологий, реалий жизни и приоритетов страны в части подготовки кадров. Учредитель вправе сформулировать критерии эффективности университетов, в том числе предусматривающие их международную конкурентную способность.

Безусловно, было бы более справедливо сначала их обозначить, а потом смотреть, насколько эффективно вузы движутся к обозначенным целям. Хотелось бы предварительного обсуждения в академической среде. Нельзя, например, обсуждать проблему эффективности филиалов вузов без привязки к фактору закрепления выпускников в глубинке. На работе в районах края процент закрепления выпускников колледжей и филиалов, обучавшихся в Ачинске и Канске, достигает 90 %. А вот те молодые специалисты, которые учились в миллионном городе, уже неохотно возвращаются туда (50–60 %). И сегодня, если вы заметили, мы совместно с региональной властью отстояли три из четырех наших филиалов.

– И все-таки норильский филиал приходится закрывать…

– Надо быть реалистами: его состояние не давало никаких надежд на прохождение аккредитации. Но это не означает, что мы сворачиваем свою деятельность в Норильске. Как говорят в народе, если судьба дает вам лимоны – делайте из них лимонад. Мы создаем на базе филиала ресурсный центр, на основе дистанционного образования увеличиваем заочную подготовку и обеспечиваем завершение образования тех, кто учится сейчас. Готовы решать тем самым первоочередные задачи самого Норильска: глава города Алексей Борисович Ружников согласился, что работающие в садиках и школах сотрудники, обучающиеся в нашем университете заочно и дистанционно, муниципалитету не менее нужны, чем дипломанты с рынка труда. Отдельное спасибо директору филиала Светлане Викторовне Стеклянниковой, которая в непростых условиях не только обеспечила проведение необходимой работы с родителями и студентами, но и разрабатывает стратегию развития своей команды. Вообще КГПУ имени В. П. Астафьева – патриотически настроенный, профессиональный и сильный коллектив. Именно поэтому мы говорим не о реорганизации, а об опережающем развитии.

И все-таки считаете ли вы эти пять критериев действительно ключевыми?

– Конечно, важны и площади в расчете на одного студента (причем модернизированные), и финансирование науки в вузе. Уровень подготовленности абитуриента определяет в нашей образовательной практике очень многое. Общество обсуждает сегодня эти критерии так же эмоционально, как вчера обсуждало ЕГЭ: мы все понимаем, что этот критерий недостаточен и, возможно, нужны еще какие-то инструменты, но он пока единственный более-менее универсальный измеритель. Только ЕГЭ дает талантливым ребятишкам из глубинки право поступления в лучшие вузы страны – и это стоит дорогого. Так что от вопроса, быть или не быть критериям эффективности, надо точно переходить к вопросу, какими им быть.

– Намечена ли стратегия преодоления неэффективности?

– Такую задачу Министерство образования и науки РФ поставило и региону, и нам. В программе модернизации вуза есть и передача нам одного из зданий, которое находится в краевой собственности, и расширение участия КГПУ им. В. П. Астафьева в программе переподготовки учительских кадров края, и ряд проектов, реализуемых университетом по госзаказу края.

Не бывает любви без знакомства и встреч

– Что, на ваш взгляд, нужно менять как в педагогическом образовании в целом, так и конкретно в КГПУ?

– В школу надо возвращать формирование личности, а значит, и Педагогику с большой буквы. Педагогический драйв начинается с общения и дружбы с учениками, педагогический вызов – это успешность развития каждого подопечного. В педагогике во все времена было главным – ее величество привычка (не грубить, не задираться, быть собранным и др.) и его величество личный пример педагога. Нельзя создать педагога, не дав ему почувствовать драйв от работы с детьми. А его не получишь, сидя неделю-другую на задней парте. Наработки по организации практики в нашем вузе в декабре 2012 года получили одобрение Учебно-методического объединения в Москве при поддержке Института проблем образования «Эврика» и А. И. Адамского. Мы приняли решение ученого совета о пролонгированной практике выпускных курсов и педагогов-бакалавров и педагогов-магистров в школах – в объеме три четверти учебного года. Встреча профессионалов с реальностью своей профессии должна быть серьезной, обстоятельной.

– Достаточно ли только такой практики, чтобы будущие выпускники остались в школах?

– Нет, конечно, но это хорошее начало. Нужны муниципальные программы поддержки молодых специалистов – они готовятся сейчас по поручению губернатора края Л. В. Кузнецова, главы Красноярска Э. Ш. Акбулатова. Молодые ребята должны чувствовать себя востребованными. Первые шаги в этом направлении потребуют серьезных усилий: особого осмысления критериев выпускной работы, которая будет базироваться на такой практике, повышение квалификации учителей-наставников, разработка менеджмента педагогической интернатуры, модели взаимодействия вуза, школ и органов образования, универсальных квалификационных характеристик, экзаменационных квалификационных процедур… В апреле 2013 года, когда из Москвы приедет рабочая группа по разработке новых направлений развития педагогического образования, мы планируем доложить первые результаты.

– А есть студенты и преподаватели, недовольные переменами?

– Думаю, необходимость перемен к лучшему понимают все. Для успешного прохождения осенью аккредитации университета понадобятся усилия каждого сотрудника, каждого студента – проверить могут каждую программу, протестировать любого студента. СФУ, СибГАУ недавно проходили эту процедуру – могут поделиться информацией.

Что касается проекта создания факультета социально-гуманитарных технологий – это одно из важнейших направлений нашей модернизации и практикоориентированности. И проблема не в том, что это не нужно вузу, а в том, что не все кафедры и преподаватели умеют и хотят говорить со студентами, вовремя вовлекать их в процесс проектирования будущего. Ну что ж, это болезнь роста. Недавняя тревога студентов-политологов естественна – на их вопросы о том, что лично для них изменится, руководству кафедры и факультета нужно было отвечать своевременно.

– У студентов разыгрались эмоции…

– Ситуация довольно типичная. Помню, когда я сама училась на втором курсе в КГПУ, наша группа возбудилась по поводу преподавателя – его личные трудности отражались на предмете. Нас кое-кто из преподавателей «подогрел», и мы пошли к ректору с ощущением необычайной смелости и чувства собственного достоинства. До сих пор с внутренним стыдом и человеческой благодарностью вспоминаю ректора того времени Ольгу Гавриловну Пелымскую, которая очень негромко, как бы размышляя сама с собой, преподала нам первый урок взрослости и человечности. Чтобы студенты учились думать не только о себе, но и о будущем своего факультета и университета, с ними надо просто больше разговаривать.

Нынешний случай, в свою очередь, показал и другой дефицит, прежде всего в подготовке студентов: ведь политологи – это не политики, у кого эмоциональность – одна из технологий захвата места в некоем политическом Гайд-парке, это аналитики, умеющие добывать недостающую для решения проблемы информацию, взвешивать выгоды и только потом принимать решение о протесте. Вдруг окажется, что это в их интересах, – и будет стыдно, как было стыдно в 1976 году нам…

– Как вы полагаете, нужно ли включать студенческое самоуправление в подобных ситуациях?

– Согласно уставам всех университетов решение о модернизации – прерогатива ученого совета, идущая от преподавателей-проектировщиков и руководства кафедр и факультетов. Магистры и аспиранты обучаются у нас два года, бакалавры – четыре. Их задача – получить качественное образование и диплом гособразца. Это мы гарантируем. И просим одного: доверия, поскольку они сами не обладают всем объемом информации. Например, они тревожатся за свои предметы и преподавателей, недопонимая, что ни предметы, ни преподавателей никто не будет менять уже потому, что это важно для получения диплома государственного образца.

Я и мои сокурсники поступили в 1974 году на специальность «русский язык и литература» на историко-филологический факультет, а закончили в 1978 году обучение уже на филологическом факультете: в 1976 году руководство создало два факультета из одного. Для нас это тоже было драматично: ведь филфак оказался абсолютно «девчачьим» – все парни остались у историков. Но мы понимали – вузу виднее, как развиваться. С другой стороны, если у студентов есть претензии к качеству своей подготовки, к тому, что ставит под угрозу получение ими высшего образования, – вот тут нужно их выслушать. Сейчас в вузе обсуждается вопрос о создании совета студентов: появится возможность представлять студенческие проекты развития вуза. И наши педагоги достаточно мудры, чтобы поддержать все стоящие инициативы. В каждом уважающем себя вузе есть правило: отрицаешь – предлагай, проблема должна быть решена. Именно этим эффективный вуз, на мой взгляд, отличается от неэффективного.

– А вообще насколько активно и интересно живут студенты вашего вуза?

– Я бы посоветовала спросить у них, но скажу: 2012 год принес нам успехи наших студентов в краевой универсиаде, в конкурсах «Студенческая весна» и «Учитель, которого ждут», в суперфинале молодежного IQ-бала. На бале-2013 вуз вошел в тройку призеров, а студенты были названы самыми интеллектуальными. Все это радует. В целом в 2012 году мы вышли на несколько интересных студенческих проектов. Среди них – «Ночьфак» и «Вечерний факультет», как видите, студенты предпочитают неурочные часы для интересных занятий, но это здорово. Я сама – за романтику студенческой жизни. Они придумали новые проекты «Госзаказ для студента» и «Всеобщая мобилизация универсиады». Словом, у нас есть чем привлекать креативную молодежь.

Госзаказ на коллективный интеллект

– В вузе, насколько я понимаю, идет серьезное технологическое перевооружение?

– Безусловно. В прошлом году закуплены суперкомпьютер и суперкомпьютерный класс, специально отремонтированы и оборудованы 25 лекционных аудиторий, 14 аудиторий для групповой работы, 16 специализированных кабинетов, медиастудия, мультимедийная аудитория, теле-конференц-зал. Созданы 36 новых электронных учебников, внедрена система АСУ-вуз и электронная библиотечная система, работает новый центр самостоятельной подготовки студентов. В прошлом году по нашей инициативе принято решение о создании на базе университета новейшего атомно-космического центра с обучающим фаблабом. Ожидаемые вложения в 2013 году – более 25 миллионов рублей.

Нынче подписано соглашение с «Нэшнл Инструментс» по созданию уникальных научно-исследовательских и образовательных лабораторий и обучающих платформ на базе Института математики, физики и информатики. Их мы сможем использовать не только в учебном процессе, но и в той инновационной деятельности, которую реализуем в школах края. Важно, что наши проектные команды четко действуют по принципу: вместе с супертехникой закупаем и новую образовательную деятельность, – именно это является решающим фактором модернизации.

– Работать на такой технике должны профессионалы – это понятно. Сегодня одним из показателей образовательной деятельности является так называемая остепененность. Как у вас с количеством ученых степеней «на душу преподавателя»?

– В конце 2012 года преподавателей с учеными степенями и званиями было 67 %, однако процент штатных несколько ниже – 54,7 %. Сегодня в вузе 306 кандидатов наук и 63 доктора наук. Только с августа 2012 года в штат пришли 11 докторов наук, рассчитываем, что до нынешнего лета к нам перейдут еще пять докторов. В 2012 году увеличилось число защит диссертаций – это хороший симптом. Планируем эффективнее вкладываться в тех аспирантов, докторантов, соискателей, которые подпишут соглашение с университетом, – его предметом со стороны вуза могут быть помощь в публикациях, в том числе зарубежных, режим перераспределения нагрузки в период подготовки к защите, консалтинг и т. д.

Ольга Анатольевна, в выступлении на круглом столе в рамках Красноярского экономического форума вы много говорили о «социальной инженерии». Что это такое?

– Сегодня уже никто не оспаривает тезис о том, что страна нуждается в инженерах новой формации: креативных, инициативных, творчески ориентированных. Инженерах-конструкторах, инженерах-проектантах, инженерах-изобретателях, которые совершат рывок в экономике страны. Но разве не нужны креаторы и инноваторы в социальной сфере? Разве не нуждается социальная сфера в рывке, прорыве, новом качестве? Нуждается. Пора ответить на вызов времени и начать выпуск специалистов востребованных социальных специальностей. Я говорю о тьюторах, семейных и общественных медиаторах, специалистах по работе в молодежной среде, социальных и культурных аналитиках. Мы создали факультет социально-гуманитарных технологий, он должен стать новой прорывной страницей в истории университета, его передовым корпусом, выпускающим специалистов, чья востребованность диктуется временем. И одновременно первой серьезной ступенью на пути воплощения новой модели инновационного социально-гуманитарного университета, где к инновационным усилиям педагогов и психологов добавится динамичное развитие и остальных пяти укрупненных групп специальностей. Этот путь коллектив должен пройти в любом случае – просто сейчас мы проходим его быстрее и ответственнее. За нами – честь и достоинство многих поколений наших учителей и успешное будущее наших грядущих выпускников.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского