В Красноярском крае мигрантам запретили работать в такси, а также торговать алкоголем и сигаретами в специализированных магазинах. Соответствующий указ подписал губернатор Михаил Котюков. Однако в силу он вступит только после 1 марта 2025 года.
Нужны ли нам иностранные специалисты?
С инициативой сократить в стране иностранных работников выступают депутаты Государственной думы. Но на самом деле такие ограничения уже ранее были введены в отдельных регионах. Например, в Челябинской области мигранты не работают водителями с 2015 года.
Запреты на работу мигрантов в отдельных отраслях экономики введены уже в 16 регионах. По мнению члена комитета Госдумы по делам национальностей Анастасии Удальцовой, на местном уровне эта мера показала свою эффективность. К примеру, преступность в Челябинской области снизилась на 40 %, как раз с того момента, как в регионе начал действовать запрет на работу в такси иностранных водителей.
В то же время отмечается, что ситуация на рынке труда в разных субъектах страны различна. Например, в Амурской области традиционно много иностранных граждан, которые занимают места практически во всех сферах экономики, в результате чего коренным жителям сложно найти работу. Поэтому здесь мигрантов запретили нанимать для пассажирских и грузоперевозок, сельского хозяйства, торговли, общепита, на предприятия по добыче полезных ископаемых.
Но в Красноярском крае ситуация иная. По мнению главы региона, полностью отказаться от услуг иностранцев мы не можем.
– Край у нас трудодефицитный, рабочих рук не хватает. Мы точно понимаем, что силами одних красноярцев все вакансии закрыть не получится. Вопрос в другом: кто к нам приезжает, зачем, кто за них отвечает? Нужно четко определить правила игры для работодателей и иностранных граждан и контролировать их выполнение, – сказал в апреле этого года Михаил Котюков в интервью газете «Наш Красноярский край».
Главное – документы
По данным краевой полиции, ежегодно в регион приезжают порядка 100 тысяч мигрантов. Большинство из них с целью временного трудоустройства, то есть, отработав сезон, они возвращаются домой. Но есть и те, кто стремится закрепиться в крае и привозит свои семьи.
Большая часть прибывает из Таджикистана (37,5 %), Узбекистана (22,1 %) и Кыргызстана (18,6 %).
Заметно меньше – из Казахстана (5,3 %), Китая (4,8 %) и Азербайджана (3,3 %).
Цель большинства иностранных работников – Красноярск. В краевом центре трудоустраиваются 70 % мигрантов, остальные отправляются в Емельяновский (5,8 %), Северо-Енисейский (2,4 %) и Богучанский (2,4 %) районы, в Норильск (3,8 %) и Лесосибирск (2,5 %), сообщили в управлении по вопросам миграции регионального главка МВД России.
Ситуация с пребыванием в регионе мигрантов строго контролируется: регулярно проводятся рейды с целью установить законность нахождения иностранных граждан. Тех, кто не имеет временной или постоянной регистрации, депортируют на родину. Тех, кто имеет законные основания на проживание и работу, обязуют встать на воинский учет.
Рамиз приехал в Россию еще три года назад из Таджикистана. Молодой человек не женат, поэтому он изначально намеревался остаться в крае навсегда. Для этого он оформил вид на жительство и патент. Однако теперь ему таксистом работать будет нельзя.
— Буду добиваться российского гражданства, – говорит Рамиз. – Таксовать я перестал еще полгода назад, теперь работаю штатным водителем в одной крупной красноярской фирме. Надеюсь, после оформления всех документов мне разрешат там остаться.
Нарушения и поддельные патенты
В полиции отмечают, что именно в сферах пассажирских перевозок и розничной торговли алкоголем фиксируется наибольшее количество нарушений миграционного законодательства. Кроме того, выявляются также поддельные патенты на работу и водительские права.
Патент – это разрешение на работу на основании временного вида на жительство. Но патенты требуются не всем мигрантам: они не нужны гражданам стран – участниц договора Евразийского экономического союза, это Армения, Кыргызстан, Казахстан, Беларусь. Остальные обязаны оформить все необходимые документы. Именно поэтому действие нового указа в крае перенесли на следующий март: тем, кто хочет добросовестно трудиться в регионе, этого времени должно хватить на оформление. Также можно получить российское гражданство, и тогда работать станет еще проще.
Как показывает анализ общения граждан в соцсетях, в целом красноярцы, как и жители других регионов, положительно относятся к данной инициативе. Самые частые жалобы в адрес водителей-мигрантов – это незнание русского языка, плохое знание дорожной сети городов и неаккуратное вождение. Но есть и обратная сторона проблемы: жители опасаются повышения цен на услуги такси.
– Цены на услуги и так будут расти из-за инфляции. Что же касается мигрантов, в таксопарках уже применяются меры в их отношении. К тому же сокращение штата сказывается на росте средних зарплат у таксистов, поэтому к нам устраивается все больше россиян, – пояснили в «Яндекс.Такси».
От работодателей также будут требовать исполнения указа. Как сообщили в полиции, в случае выявления нарушений работодателем они будут привлекаться к административной ответственности, предусмотрены штрафные санкции от 250 тысяч до 800 тысяч в отношении каждого иностранного работника.
Что потом?
Пока регионы сами решают, в каких сферах ввести запрет на иностранную рабочую силу. Но в Госдуме споры продолжаются. Меры по запрету иностранцам трудиться по всей России в определенных отраслях обсуждали еще осенью 2023 года. Тогда же предлагалось не разрешать им работать в медицинских учреждениях и организациях государственной, муниципальной систем здравоохранения, в сферах школьного образования, строительства, торговли лекарствами. Сейчас высказываются мнения о запрете работы в общепите и производстве сельхозпродукции.
Противники подобных категоричных мер утверждают, что нельзя вводить одинаковые правила для всех регионов, так как ситуация везде разная. Особенно это касается промышленных, но малозаселенных территорий, таких как Красноярский край.
Обсуждение вопроса продолжается, и окончательных решений не принято.