Молодая, обаятельная, целеустремленная. Это Римма БЕНЮМОВА – талантливая скрипачка, которую любят почитатели классической музыки разных стран мира. В Красноярск Римма приехала в гости к родителям. Но в Международный женский день решила подарить представительницам прекрасного пола особый подарок – концерт.
Накануне праздника мы встретились с Риммой, поговорили о музыке, месте женщины в культуре и, конечно, – о нарядах и кулинарии.
– Римма, вы родились в музыкальной семье: папа Михаил Бенюмов – профессор Красноярской академии музыки и театра, мама Лариса Маркосьян – солистка Красноярского камерного оркестра. Был ли у вас выбор, чему посвятить свою жизнь?
– Нет, выбора не было. Я последний ребенок в музыкальной семье, три мои старшие сестры в детстве прошли этап общего музыкального развития. Одна стала профессионалом – Маша дирижер в театре Крефельда.
Я начинала осваивать фортепиано, а затем плавно перешла на скрипку. Для меня это было естественно. С раннего возраста помню, что играла скрипкой и смычком. А затем начала учиться извлекать звуки из инструмента. Для ребенка это большое испытание. Звуки, выходящие из инструмента, напоминали фальшскрип. Только музыкальные родители могут пережить такого рода травмы. Наши соседи святые люди – никогда на нас не жаловались.
– Ты всегда знала, что хочешь быть музыкантом?
– Мне это стало понятно с семи-восьми лет. Хотя занятия у меня были разные – от керамической лепки до конного спорта и плавания. Но все это являлось второстепенным по сравнению с музыкой. Для общего развития.
– А нужно ли музыканту такое широкое «общее развитие», не мешает?
– Для человека искусства очень важен спектр увлечений. Это прямая связь с музыкой, интерпретацией произведений.
– Как, например, конный спорт помогает музыканту?
– Спорт – это дисциплина, умение владеть своим телом, концентрироваться в стрессовой ситуации. Мозг начинает работать. Это важно в нашей профессии. Когда ты стоишь перед залом, в котором тысяча человек, это больше заряжает, чем прыжок с парашютом.
– Учиться у родителей всегда испытание. А как у вас это было?
– Мама и папа самые строгие, но самые искренние и преданные учителя. В детстве мне сложно было соблюдать дисциплину. Я и сейчас не могу сказать, что полностью дисциплинированный человек. В детстве обязательно три-четыре часа ежедневно – занятия на скрипке. Но это не тот подход, когда нужно просто «напилить». Важна концентрация. Иногда 40 минут продуктивных занятий нужнее, чем пять часов поверхностного пиления. Мой папа все это понимал. У меня каждый день дома был урок с профессором и своим концертмейстером.
А переехав за границу, столкнулась с другим форматом обучения. Урок с преподавателем раз в неделю, чтобы позаниматься с пианистом, нужно написать несколько сообщений и договориться. Пришлось пристраиваться к европейской школе. Здесь спасает только самодисциплина. В европейских странах и США дают понять: педагогу твое обучение не нужно, только тебе самому.
– Почему Германия? В Европе учиться лучше, чем в России?
– Для меня важен профессор, и не важно, где он – в Берлине, Лондоне или Москве. В 15 лет я познакомилась с человеком, который меня воодушевил. Томаш Томашевский потрясающий скрипач, концертмейстер Немецкой национальной оперы. И когда после окончания школы мне пришло приглашение поступать в Берлин, я не раздумывала. Технически я была на достаточном уровне. В оба вуза, в которых училась, поступила на бюджет при конкурсе 400 человек на три места.
– Ты выступала уже на разных сценах, а какой концерт был самым волнующим?
– В Карнеги-холле в 2018 году. Ведь это зал, в котором играли американский скрипач Айзек Стерн или советский пианист Святослав Рихтер. Когда ты проходишь коридорами и видишь автографы величайших музыкантов, это дает такой подъем при исполнении, такое вдохновение! Я прекрасно помню первое исполнение концерта Шостаковича с Иркутским симфоническим оркестром.
Для меня это эпохальное произведение, которое я люблю всей душой. А тот концерт я играла при дикой простуде, температуре 39 градусов. Шостаковича сложно исполнять и здоровому, физически сильному человеку.
Я стояла перед концертом и думала, как буду играть, и в этот момент пришло что-то извне – сила, второе дыхание, абсолютное погружение в музыку. В такие моменты начинаешь верить в силу музыки, искусства. Насколько оно нужно, чувствуется во время пандемии. В Европе люди изнемогают без живого общения с музыкантами.
– А концерты в Красноярске – дань землякам?
– Домой всегда приятно возвращаться. Для меня красноярская публика особенная, родная. В зале сидят люди, которые слушали меня в детстве. И большая ответственность перед ними выступать. Здесь другая атмосфера. Между тобой и слушателями протягиваются ниточки, создается определенный канал информации.
– Это только кажется, что легко играть на скрипке. Профессия музыканта – физически сложная работа. Есть секреты сохранения женской красоты?
– Действительно, это достаточно травматичный труд. Работа в оркестре – шесть часов репетиций каждый день. Сидя играть очень сложно. Отсюда постоянные проблемы со спиной, кифоз позвоночника. Для музыкантов разработан специальный курс упражнений, его мы делаем в спортзале. Секрет один – постоянный труд и работа над собой. В спортзале я делаю тяги на специальном оборудовании – укрепляю спину, разрабатываю мышцы рук.
– То есть, чтобы играть на скрипке, нужно, грубо говоря, тягать гантели?
– Да, но важно не переусердствовать, чтобы не порвать мышцы. Из-за этого приходится отказывать себе в травматичных видах спорта.
– А диеты приветствуются? Любишь ли ты готовить?
– Обожаю! Если ко мне приходят гости, я экспериментирую. Мое фирменное блюдо – рулеты из баклажанов. Готовить их я научилась у мамы. На карантине начала следить за своей фигурой и углубилась в здоровое питание. Заменяю продукты, чтобы было вкусно и полезно. У меня потрясающий яблочный пирог, диетический брауни из бобов. Я считаю, очень важно полезно и регулярно питаться, чтобы продуктивно работать в течение дня.
– Не менее важно надеть на концерт нужный наряд. Как происходит выбор платья?
– У меня несколько платьев, и все любимые. Подбираю под конкретное выступление. Тут многое имеет значение. Например, если играешь с женщиной, нужно учитывать, в какой гамме у нее будет одежда, чтобы сочеталось.
В оркестровом составе – черное до пола с длинными рукавами. Когда солируешь, простор для выбора больше, потому что акцент идет на тебя. Тут уже исходишь из программы. Если это «Кармен», надеваешь яркое красное платье.
Венская классика – более приглушенные тона. А в Карнеги-холле можно выйти в чем-то более объемном. Это платье подходит под атмосферу зала. На каждый концерт выбираешь что-то индивидуальное, специфическое. Многие думают: просто сделать выбор платья, на самом деле за каждой деталью стоит большой мыслительный процесс.
– Работа солиста – постоянные концерты, перелеты, график. Насколько это подходит для женщины?
– Три года назад у меня за четыре месяца были гастроли в Польше, Китае, России, Германии, Испании. Все с разными оркестрами. За это время я была дома три дня. Перелеты, бессонница, одиночество, незнакомые люди вокруг, полное посвящение себя музыке – огромный стресс. Такой график не подходит каждой женщине. Я уже год работаю зам. концертмейстера в оркестре Дрезденской филармонии на полставки. Мне нравится такой режим труда: остается время для собственных сольных проектов.
Сейчас я в поиске своей ниши в музыке. Мне хочется выстроить правильное соотношение личного и профессионального, чтобы быть счастливой.
ДОСЬЕ
Римма Бенюмова – выпускница красноярской гимназии № 12 «Музыки и театра». Оканчивает магистратуру Высшей школы музыки имени Х. Айслера в Берлине. Лауреат международных конкурсов имени Давида Ойстраха, Антона Рубинштейна и Виктора Третьякова, трехкратная золотая медалистка Дельфийских игр стран СНГ. Выступала в Карнеги-холле, Московском международном доме музыки, миланском Театре Даль Верме, Харбинской филармонии. Солировала с такими оркестрами, как Мюнхенский симфонический, Московский̆ симфонический̆ «Русская филармония», Миланский камерный Pomeriggi musicali, Красноярский академический симфонический, Красноярский камерный, Камерный оркестр Kremlin.
Фото из личного архива Риммы БЕНЮМОВОЙ