В слове «мы» – сто тысяч «я» Как в условиях массовой школы не потерять индивидуальность ученика?

В слове «мы» – сто тысяч «я» Как в условиях массовой школы не потерять индивидуальность ученика?

Это противоречие заложено изначально. Маленькое «я» сталкивается с большим «мы» еще в детском саду. Родители приводят малыша в группу, где его личные интересы практически сразу усредняют и подчиняют, втискивая в заданные рамки. Один ребенок быстрый, другой медленный, этот инициативный, а вон тот зависимый – и воспитатель вынужден (в силу заданной массовости существующей системы образования) как-то всех соединять, приводить к одному знаменателю. Процесс продолжается в школе, вузе, аспирантуре. А потом огромное «мы» с удивлением констатирует – где же у нас яркие личности, новые Эйнштейны и Лобачевские?

Конфликт, который нужен

С недавних пор тема конфликта между массовым и индивидуальным образованием стала предметом жарких дискуссий известных российских ученых и педагогов. Это понятно – конца научно-технической революции нет и не предвидится. В самых разных областях существуют точки прорыва, раскрыть которые под силу только умам, мыслящим нестандартно. Мы же в большинстве своем ориентируемся на массовое, теряем «хвосты», а они между тем могут дать такие выбросы за границы привычного! Взять того же Стива Джобса, который плохо учился, но чьи идеи до сих пор с немалой выгодой для себя эксплуатирует компания Apple.

Как достичь умения раскрыть талант одиночки-Кулибина в современной школе, которая вписана в жесткую схему заданных координат под условным лозунгом «Делай как все – и все получится»? И главное – получится ли? Подобной проблематике как раз и была посвящена XXIII всероссийская научно-практическая конференция «Практики развития». На три дня Красноярск стал столицей психолого-педагогической науки всей России. Ведущие эксперты из Высшей школы экономики, Новосибирского, Пермского, Сибирского, Томского и Уральского университетов, учителя и воспитатели школ и ДОУ региона собрались на одной площадке, чтобы попытаться ответить на такой простой и в то же время сложный вопрос: можно ли в условиях массовой школы обеспечить индивидуальный путь школьника?

Выбор нашего региона для события такого масштаба не случаен: с середины 80-х край находится среди устойчивых лидеров в области инновационных образовательных практик. Научные и практические разработки, представляемые на конференции, становятся достижением и краевого, и российского образования.

При всей разности подходов к обсуждаемой проблеме участники конференции сошлись в одном: то, что обозначенный конфликт существует, уже является поводом для осторожного оптимизма.

Отношение к конфликту, даже с учетом того положительного оборота, который начался в семидесятых годах, до сих пор остается умеренно враждебным. Чаще всего конфликтом называют стихийные столкновения и эксцессы, отметили в своем совместном докладе Борис Хасан, директор института психологии практик развития, и Татьяна Юстус, директор дошкольной ступени гимназии № 1 «Универс». Считается, что его нужно по возможности не допустить, однако если заниматься развитием образования, то конфликт нужно строить, специальным образом организовывая встречу заинтересованных сторон, например, образовательного учреждения и ученика. Для продуктивного и полезного взаимодействия этих сторон нужны переговоры. Переговоры – это процесс совместного принятия решения, в котором каждая сторона имеет право вето.

Своя траектория

Заслуга нашей конференции уже в том, что тема противоречия массового и индивидуального образования зазвучала во всероссийском масштабе. Готовых рецептов разрешения такого конфликта пока, понятно, нет, что и не удивительно. Слишком рано. Единицы педагогов нащупывали этот путь на интуитивном уровне. Кто-то из них впоследствии стал признанным ученым, переводя свой опыт уже в фундаментальные выкладки.

Мне повезло с учителями. В университете я училась у Исаака Фрумина, Павла Сергоманова, – говорит Екатерина Рахимова, главный специалист управления образования Красноярска. – Позже, в профессиональной жизни, со мной были Геннадий Блинов, Галина Вебер, Виктор Васильев. Конечно, они находились в рамках массовой школы, но при этом ориентировались на мои индивидуальные особенности, создавая такую среду, где я могла проявить свои интересы, потребности, выстроить свою траекторию.

Эти педагоги не были закостеневшими в своем педагогическом сознании. Они учитывали личность ребенка. Особенно это касалось старшеклассников – того возраста, в котором формируется все абсолютно. Неудивительно, что сейчас, на конференции, вчерашние ученики и их повзрослевшие наставники сообща решали вопросы, которые касаются гармоничного развития уже нынешних и будущих поколений школяров.

– Большая часть моих учителей придерживалась массового подхода, – вспоминает Виктор Пахальян, кандидат психологических наук, профессор. – Ведь система сама по себе массовая. Она не может ориентироваться на каждого. Ее сила в том, что она выстроена и логична. Но каждый раз мы, сталкиваясь с системой, обнаруживаем для себя ее особые аспекты. Почему? Потому что изначально я – уникальность. Все люди индивидуальны, неповторимы. Попадая в систему, они не могут не ощущать себя уникальными. В докладе Татьяны Юстус прозвучало: «без массового образования индивидуальность невозможна». Есть такой феномен: как я могу узнать, что я неповторимый, не оценивая других? Обостряется конфликт, он становится либо трудноразрешимым, либо как некая потенция развития. Каждый студент, ученик хотел бы получить образование так, как ожидают он и его родители. Но как только личность попадает в систему массового образования, то она реализует только часть своих потребностей. Система образования создается как некое пространство, в котором учтены возможности большинства. Чем более оно многолико, тем больше людей может найти в ней то, что им нужно. И как только обнаруживается конфликт, мы начинаем с ним работать.

Возможность раскрыться

Мы в самом начале пути. Но очень важно, что эти вопросы начинают обсуждаться. Как и то, что никто из делегатов форума не впал в крайность, жертвуя одним ради другого.

– Надо институты выстроить таким образом, чтобы индивидуальность находила в них место, чтобы была возможность самораскрытия, самовыражения и поиска своей индивидуальной траектории, – с этим тезисом Елены Смирновой, профессора Московского городского психолого-педагогического университета, наверняка согласится большинство ученых и педагогов-практиков.

Как следует из господствующих течений, утвердившихся в рейтинговых университетах, тема массового и индивидуального описывается как ключевой вопрос ближайшего будущего образования. Для многих европейских и американских организаторов и концептуалистов это даже не вопрос концепции, а вопрос действий. Значит, действовать нужно и нам – здесь и сейчас.

КОММЕНТАРИИ

Дмитрий ФИШБЕЙН

директор лицея НИУ ВШЭ, г. Москва

– Конференция уже доказала свою необходимость в части краевого образовательного процесса. Одно то, что она проводится в двадцать третий раз, точно об этом говорит. Это точка сборки тех практик, которые за очередной год были реализованы в Красноярском крае, с которыми могут познакомиться гости из других регионов. В этом смысле в Красноярске происходит ситуация определенной экспертизы, что позволяет в дальнейшем развивать эти практики. Без красноярской конференции скорость осмысления этих практик, отбора и проектирования новых была бы существенно ниже.

Татьяна ОКЛАДНИКОВА-КЕФЕР

заведующая МБДОУ № 10-13, г. Красноярск

– Функционерам от образования решить задачу модернизации школы всех уровней очень сложно. Даже нереально. Их основная задача – исполнение действующего законодательства. Каким бы оно ни было, его нужно выполнять. А оно у нас сейчас имеет рамки, не очень способствующие развитию. В центре всего – точно не ребенок, а все что угодно: правила, нормы, законы, своды, ГОСТы. Хотя мы должны от него и для него все делать. А получается – для системы: лишь бы она работала, лишь бы были показатели ЕГЭ, укомплектованность детьми детских садов, снижение очередности. А что там уже с этим ребенком – второй вопрос.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского