В слове «мы» – сто тысяч «я» Как в условиях массовой школы не потерять индивидуальность ученика?

В слове «мы» – сто тысяч «я» Как в условиях массовой школы не потерять индивидуальность ученика?

Это противоречие заложено изначально. Маленькое «я» сталкивается с большим «мы» еще в детском саду. Родители приводят малыша в группу, где его личные интересы практически сразу усредняют и подчиняют, втискивая в заданные рамки. Один ребенок быстрый, другой медленный, этот инициативный, а вон тот зависимый – и воспитатель вынужден (в силу заданной массовости существующей системы образования) как-то всех соединять, приводить к одному знаменателю. Процесс продолжается в школе, вузе, аспирантуре. А потом огромное «мы» с удивлением констатирует – где же у нас яркие личности, новые Эйнштейны и Лобачевские?

Конфликт, который нужен

С недавних пор тема конфликта между массовым и индивидуальным образованием стала предметом жарких дискуссий известных российских ученых и педагогов. Это понятно – конца научно-технической революции нет и не предвидится. В самых разных областях существуют точки прорыва, раскрыть которые под силу только умам, мыслящим нестандартно. Мы же в большинстве своем ориентируемся на массовое, теряем «хвосты», а они между тем могут дать такие выбросы за границы привычного! Взять того же Стива Джобса, который плохо учился, но чьи идеи до сих пор с немалой выгодой для себя эксплуатирует компания Apple.

Как достичь умения раскрыть талант одиночки-Кулибина в современной школе, которая вписана в жесткую схему заданных координат под условным лозунгом «Делай как все – и все получится»? И главное – получится ли? Подобной проблематике как раз и была посвящена XXIII всероссийская научно-практическая конференция «Практики развития». На три дня Красноярск стал столицей психолого-педагогической науки всей России. Ведущие эксперты из Высшей школы экономики, Новосибирского, Пермского, Сибирского, Томского и Уральского университетов, учителя и воспитатели школ и ДОУ региона собрались на одной площадке, чтобы попытаться ответить на такой простой и в то же время сложный вопрос: можно ли в условиях массовой школы обеспечить индивидуальный путь школьника?

Выбор нашего региона для события такого масштаба не случаен: с середины 80-х край находится среди устойчивых лидеров в области инновационных образовательных практик. Научные и практические разработки, представляемые на конференции, становятся достижением и краевого, и российского образования.

При всей разности подходов к обсуждаемой проблеме участники конференции сошлись в одном: то, что обозначенный конфликт существует, уже является поводом для осторожного оптимизма.

Отношение к конфликту, даже с учетом того положительного оборота, который начался в семидесятых годах, до сих пор остается умеренно враждебным. Чаще всего конфликтом называют стихийные столкновения и эксцессы, отметили в своем совместном докладе Борис Хасан, директор института психологии практик развития, и Татьяна Юстус, директор дошкольной ступени гимназии № 1 «Универс». Считается, что его нужно по возможности не допустить, однако если заниматься развитием образования, то конфликт нужно строить, специальным образом организовывая встречу заинтересованных сторон, например, образовательного учреждения и ученика. Для продуктивного и полезного взаимодействия этих сторон нужны переговоры. Переговоры – это процесс совместного принятия решения, в котором каждая сторона имеет право вето.

Своя траектория

Заслуга нашей конференции уже в том, что тема противоречия массового и индивидуального образования зазвучала во всероссийском масштабе. Готовых рецептов разрешения такого конфликта пока, понятно, нет, что и не удивительно. Слишком рано. Единицы педагогов нащупывали этот путь на интуитивном уровне. Кто-то из них впоследствии стал признанным ученым, переводя свой опыт уже в фундаментальные выкладки.

Мне повезло с учителями. В университете я училась у Исаака Фрумина, Павла Сергоманова, – говорит Екатерина Рахимова, главный специалист управления образования Красноярска. – Позже, в профессиональной жизни, со мной были Геннадий Блинов, Галина Вебер, Виктор Васильев. Конечно, они находились в рамках массовой школы, но при этом ориентировались на мои индивидуальные особенности, создавая такую среду, где я могла проявить свои интересы, потребности, выстроить свою траекторию.

Эти педагоги не были закостеневшими в своем педагогическом сознании. Они учитывали личность ребенка. Особенно это касалось старшеклассников – того возраста, в котором формируется все абсолютно. Неудивительно, что сейчас, на конференции, вчерашние ученики и их повзрослевшие наставники сообща решали вопросы, которые касаются гармоничного развития уже нынешних и будущих поколений школяров.

– Большая часть моих учителей придерживалась массового подхода, – вспоминает Виктор Пахальян, кандидат психологических наук, профессор. – Ведь система сама по себе массовая. Она не может ориентироваться на каждого. Ее сила в том, что она выстроена и логична. Но каждый раз мы, сталкиваясь с системой, обнаруживаем для себя ее особые аспекты. Почему? Потому что изначально я – уникальность. Все люди индивидуальны, неповторимы. Попадая в систему, они не могут не ощущать себя уникальными. В докладе Татьяны Юстус прозвучало: «без массового образования индивидуальность невозможна». Есть такой феномен: как я могу узнать, что я неповторимый, не оценивая других? Обостряется конфликт, он становится либо трудноразрешимым, либо как некая потенция развития. Каждый студент, ученик хотел бы получить образование так, как ожидают он и его родители. Но как только личность попадает в систему массового образования, то она реализует только часть своих потребностей. Система образования создается как некое пространство, в котором учтены возможности большинства. Чем более оно многолико, тем больше людей может найти в ней то, что им нужно. И как только обнаруживается конфликт, мы начинаем с ним работать.

Возможность раскрыться

Мы в самом начале пути. Но очень важно, что эти вопросы начинают обсуждаться. Как и то, что никто из делегатов форума не впал в крайность, жертвуя одним ради другого.

– Надо институты выстроить таким образом, чтобы индивидуальность находила в них место, чтобы была возможность самораскрытия, самовыражения и поиска своей индивидуальной траектории, – с этим тезисом Елены Смирновой, профессора Московского городского психолого-педагогического университета, наверняка согласится большинство ученых и педагогов-практиков.

Как следует из господствующих течений, утвердившихся в рейтинговых университетах, тема массового и индивидуального описывается как ключевой вопрос ближайшего будущего образования. Для многих европейских и американских организаторов и концептуалистов это даже не вопрос концепции, а вопрос действий. Значит, действовать нужно и нам – здесь и сейчас.

КОММЕНТАРИИ

Дмитрий ФИШБЕЙН

директор лицея НИУ ВШЭ, г. Москва

– Конференция уже доказала свою необходимость в части краевого образовательного процесса. Одно то, что она проводится в двадцать третий раз, точно об этом говорит. Это точка сборки тех практик, которые за очередной год были реализованы в Красноярском крае, с которыми могут познакомиться гости из других регионов. В этом смысле в Красноярске происходит ситуация определенной экспертизы, что позволяет в дальнейшем развивать эти практики. Без красноярской конференции скорость осмысления этих практик, отбора и проектирования новых была бы существенно ниже.

Татьяна ОКЛАДНИКОВА-КЕФЕР

заведующая МБДОУ № 10-13, г. Красноярск

– Функционерам от образования решить задачу модернизации школы всех уровней очень сложно. Даже нереально. Их основная задача – исполнение действующего законодательства. Каким бы оно ни было, его нужно выполнять. А оно у нас сейчас имеет рамки, не очень способствующие развитию. В центре всего – точно не ребенок, а все что угодно: правила, нормы, законы, своды, ГОСТы. Хотя мы должны от него и для него все делать. А получается – для системы: лишь бы она работала, лишь бы были показатели ЕГЭ, укомплектованность детьми детских садов, снижение очередности. А что там уже с этим ребенком – второй вопрос.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 апреля 2024
Новый пункт сбора гуманитарной помощи для участников СВО открыт при Кедровом кадетском корпусе
Открытие прошло в торжественной обстановке с соблюдением воинского ритуала – парадная форма, общее построение на плацу, вынос знамени корпуса… Слева
Без рубрики
13 апреля 2024
На права сдаем по-новому
С 1 апреля 2024 года начали действовать изменения в закон «О безопасности дорожного движения», регламентирующие порядок проведения экзаменов и выдачи водительских удостоверений. Они были предложены после
Без рубрики
13 апреля 2024
Мошенники под маской сотового оператора
По итогам 2023 года банк ВТБ впервые за четыре года зафиксировал снижение числа мошеннических звонков и иных уловок, направленных на