В сторону от опереточности

Российское общество в зеркале нового казачества

В сторону от опереточности Российское общество в зеркале нового казачества

В российском календаре столько трагических дат, что все и не упомнишь. Например, 24 января. Для казаков это день скорби. Именно в этот день в 1919 году была выпущена «директива о расказачивании». Признавая «единственно правильным беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления», этот документ фактически положил начало геноциду казаков. Что ж, печальная годовщина – повод для разговора. А поговорить есть о чем.

Ролевые игры

Снежный Городок 06 03 11-194-Олег Кузьмин.jpgНа современное возрождающееся казачество мы, россияне, можем смотреть как… В увеличительное зеркало, пусть будет такое определение. Проблемы общие, только в постсоветской казачьей среде они куда заметнее и вычурнее.

В стране нет единства, мы до сих пор делимся на условно белых и условно красных. В среде казаков этот раскол приобретает особенно трагическое звучание. Мы не знаем традиций, не помним свои родословные. Зато всегда рады оскорбиться. У неоказаков, устраивающих опереточное буйство возле художественных галерей, праведный гнев приобретает масштабы и вовсе карикатурные.

Еще россиян отличает любовь к показухе, биению себя пяткой в грудь, разрыву рубахи на груди… К стыду, особенно ярко это проявляется вдали от дома – на отдыхе, за границей. По части воплощения дурных стереотипов современные ряженые «казаки» не знают себе равных.

Будем объективны. По произведениям Михаила Шолохова мы знаем казаков как людей отважных и преданных, но вместе с тем порой жестоких и мелочно-жадных, «барахольных». Во все языки мира вошло русское слово «погром» из-за прокатившейся по России в начале ХХ века лавине антисемитских акций. Казаки играли в них роль более чем заметную.

К сожалению, сегодня есть шанс, что казачество возродится именно в своих худших качествах. А то, чем по праву стоит гордиться, будет забыто.

А гордиться есть чем – в конце концов, если бы не казаки, Красноярского края на карте наверняка бы не существовало.

Обряженных и увешанных самодельными «наградами» казаков сегодня воспринимают как каких-нибудь толкиенистов. Это – молодежный кружок поклонников фэнтези, которые, назвавшись гномами и эльфами, бегают по лесам и устраивают сражения на деревянных мечах. Только опереточные казаки вызывают большее недоумение – в массе своей они постарше «эльфов» будут.

Наш собеседник – Николай Шульпеков, профессор Красноярской государственной академии музыки и театра, этнограф, специалист по казачьему фольклору. В 1991 году он стал первым атаманом возрожденного Енисейского казачьего войска.

– Очень многие приходят «записываться в казаки», не имея к ним никакого отношения, ни по происхождению, ни по культуре, – рассказывает Николай Шульпеков. – Многие даже в армии не служили, а рвутся в бой. Не знают часто самых элементарных вещей. Как-то я собственными ушами слышал, что Ермак дошел до этих мест и утонул в Енисее. Такое ощущение, что люди в детстве недополучили чего-то, материнской любви или отцовского воспитания. Ну и самоутверждаются, нацепляя казачью форму. Еще существует миф, что в казачестве крутятся большие деньги, но это уже бред просто…

С ним согласен и Александр Высотин, который был атаманом ЕКВ с 1996 по 2000 год:

– Все новые казачьи награды – просто значки, которые сами штампуют, чтобы себя и наградить. Никакая из этих наград не проходила геральдическую комиссию. Георгиевские кресты вообще нам нельзя надевать. Раньше – да, было, что крест переходил от деда к внуку. Но нам-то никто не передавал ничего… Поэтому о нас и судят как о ряженых. Очень много родовых, настоящих казаков ни в каких мероприятиях не участвуют – не хотят позориться.

Батька – топорище, и мать моя – нагайка

Крещение 2013 _10_Олег Кузьмин.JPGДругая проблема казачества, характерная для всей России, – стремление как-то внутренне обособиться. Вот и теперь нередко звучит точка зрения, что казаки – это некий отдельный этнос. То, что казачество изначально появилось благодаря слиянию разных племен, в расчет не принимается.

Александр Высотин настаивает на политически корректном термине «субэтнос»:

– Казаков в этом плане можно сравнить с поморами. Да, на Дону есть свой говор, но и в Вологодской области есть свой. Что теперь, ее жителей на этом основании выделять в отдельную нацию?

Записываться в недавно учрежденную «Казачью партию» он тоже не собирается.

Николай Шульпеков, в свою очередь, с истинно казачьей прямотой называет идею такой партии провокационной:

– Это авантюра, какой было бы создание русской, чеченской, чувашской – какой угодно партии по территориальному или этническому признаку. Само название только внесет дополнительный раздрай. Также я не вижу ничего хорошего в создании казачьих дружин. Не определен статус казака, все мы существуем вне какой-либо государственной структуры. Кого наберут в эти дружины? Боюсь, что такие инициативы в итоге только дискредитируют казаков, окончательно закрепят за ними репутацию злобных нагайщиков. В Интернете я видел фотографии – там какие-то мужики, все в наколках… И ни одной мысли на лице.

По мнению Александра Высотина, позитивные изменения на уровне государства начались: появился закон, где хотя бы присутствует слово «казак».

– Говоря о приеме казаков на государственную службу, – отмечает Высотин, – нужно сразу понимать, что именно они могут делать. Естественно, заниматься патриотическим воспитанием молодежи, начальной военной подготовкой, антинаркотическими акциями вроде уничтожения дикорастущей конопли… Но, с другой стороны, нельзя же всерьез говорить, что казаки заменят собой полицию или регулярную армию…

К слову, в Красноярске на острове Татышев с 2008 года существует казачий патруль. Конный, пеший и велосипедный.

– Больше всего приходится следить за тем, чтобы аккуратно ездили на велосипедах, не превышали скорость, – рассказывает Дмитрий Касторнов, председатель Казачьего культурного центра. – Мы, разумеется, никого не бьем, не гоняем, а просто корректно объясняем. Нам администрация острова говорит: «Вас не видно, вы ведете себя тихо, но все равно чувствуется, что вы здесь есть, – климат сразу становится другой».

Любовь к отеческим гробам

Снежный Городок 06 03 11-102-Олег Кузьмин.jpgЧему стоит поучиться у старых казаков, так это любви к Отечеству. Причем не на словах, а на деле. Преданность родине, ее культуре и традициям казаки доказали в ХХ веке, живя в рассеянье, в разных странах мира. Хранили не только реликвии, язык и праздничные обычаи, но даже десятилетиями поддерживали жизнь творческих коллективов. В ЮАР, в городе Йоханнесбурге, до сих пор существует казачий хор. А впервые на самом юге Черного континента зазвучали песни далекой Кубани и вовсе в конце 30-х годов.

Что же говорить о Франции, Канаде, Сербии, США… Многие потомки белых казаков оставили заметный след на чужбине. Во многом вся западная славистика ХХ века появилась благодаря их усилиям.

Николай Шульпеков вспоминает:

– В 1971 году я оказался во Франции, на фестивале с казачьим ансамблем. И после концерта ночью к нам в гостиницу приходили, ждали нас подолгу наши соплеменники, живущие там. Спрашивали, нет ли у нас сухарика какого-нибудь с собой. Мы удивлялись – зачем им, неужели голодают? Нет, говорят. Просто хочется русского ржаного хлеба понюхать. Нас тогда это потрясло, время-то совсем другое было, мы многое не понимали. Сейчас остро встает вопрос о возвращении реликвий, которые унесли с собой белоказаки, в Россию. Но единства нет, и непонятно, кому это возвращать. Они же не хуже нас видят весь наш раздрай…

При этом, по мнению атаманов, объединяться под казачьим знаменем нужно в русле государственной политики. Иначе раздоров не преодолеть. Сегодня, когда стоит вопрос сохранения исторической памяти (не только казаков, но и всех народов, населяющих Россию) и целостности государства, нужна внятная, обновленная концепция казачества.

– Если на границе посадят казаков, они там поживут, там будут их кладбища, их родовые земли… Никуда оттуда они не уйдут. Это будет их родная земля, и они будут стоять за нее насмерть! – говорит Николай Шульпеков.

В качестве исторической иллюстрации Дмитрий Касторнов приводит такое предание:

– Когда поставили Енисейский острог и была первая атака кыргызов, убили одного казака. Его похоронили возле стен укрепления, и Андрей Дубенский собрал казаков и сказал: «Здесь лежит наш брат, так что теперь нам отсюда дороги нет».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 ноября 2024
На ней все держится
Молодые мамы становятся старше. По статистике, приведенной в проекте Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности, средний
Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это