В тюрьме у сказки

В тюрьме у сказки
Кадр из фильма «Не горюй», 1969 г.

В семнадцать лет первый и единственный раз я побывал на грузинском застолье. Наш сокурсник Теймураз Давидович Гордадзе перешагнул, как он сам говорил, четвертьвековой порог и потому позвал всю группу. Однако среди приглашенных преобладали его местные соплеменники, в разное время перешедшие из студентов в шашлычники.

Это заседание не имело ничего общего с разухабистой русской гулянкой – все торжественно, нравственно и поэтично. Один из первых тостов тамада провозгласил за предков Тимура. В частности за его деда, который прожил 109 лет и непонятно зачем умер, ибо вплоть до последнего дня был бодр на зависть молодым. Однажды, рассказывал тамада, дедушка получил телеграмму, сообщавшую о приезде лучшего друга. Он вскочил на коня и поскакал в аэропорт. Галопируя по шоссе, дедушка нагнал «Запорожец», который чадил и путался под копытами. В конце концов всаднику это надоело, он пришпорил скакуна, тот перепрыгнул позорную железяку и помчался дальше. Во весь опор.

Выслушав тост, соплеменники покачали головами, произнесли «ва» и заявили, что у Теймураза Давидовича (к тому времени уже лысого и пузатого) в самом деле потрясающая наследственность. Никто даже не улыбнулся.

Далее тамада объявил вот что.

– Прошу прощения у наших русских друзей, но следующий тост я произнесу по-грузински. Пусть они вслушаются в чарующую мелодию нашего языка, который звучит на этой земле пять тысяч семьсот одиннадцать лет. Вдумайтесь только – пять тысяч семьсот одиннадцать!

Соплеменники опять же произнесли «ва» и покачали головами. И ведь было от чего: когда хрестоматийные древние греки еще и не собирались появиться на свет, над миром уже звучало «гамарджоба»…

В семнадцать лет я принимал все – или почти все – за чистую монету. Потом уверял себя, что это был театр, разыгранный для «русских друзей» и немножечко друг для друга. Но в итоге вернулся в почти начальную точку, ибо жизнь научила: национальные сказки о самих себе – как бы забавно они ни выглядели – абсолютно серьезный исторический фактор, движущий «солнца и светила» в массовых умах, а подчас и меняющий земную карту.

Как должно быть

Особенность сказок в том, что они могут существовать параллельно с академической историей, которой занимаются честные профессионалы и интересуются интеллектуально добросовестные любители. Но бывают моменты, когда сказка давит «академию», как алабай котенка. Сказка заменяет подлинник в беллетристике и кино, а следом – в учебниках и «научной лит-ре». К тому же, если вывести за скобки шкурно-политическую подоплеку, настоящая наука, как говаривал Д. С. Лихачев, «обязана быть скучноватой», а сказка – всегда красивая, яркая, внушающая наиприятнейшие чувства, главное из которых – гордость. Сказка дает ее с зашкаливающим избытком. Поэтому исторические сказки, которым предстоит стать идеологиями, сочиняются под одну болванку «как должно быть». Так вот, в своем прошлом мы должны быть: а) невероятно могущественными и культурными, б) широчайше распространенными территориально, в) и самое главное – феноменально древними, желательно старше Ноя. Все это сформирует возвышенный дух, который поднимет на самую вершину и нас, и нашу государственность. Особенно если она только создается, точнее «возрождается».

Легче тем сказкам, у которых имеется некая опора в реальной истории. Тамаду, при великодушном подходе к его застольному пафосу, заносило, но не так уж чтобы совсем. Грузины – действительно один из самых древних этносов на территории бывшего СССР, имеющий историю, насыщенную взлетами и трагедиями, создавший государственность, богатую и сложную культуру, один из пиков которой, кстати, пришелся на советский период. Казалось бы, при таком багаже можно вовсе обойтись без сказок. Но правда – вода, а сказка – вино; без первого не проживешь, второе же дарит иллюзию превосходства – прежде всего обычного, бытового, когда можно, приобняв кого-нибудь из менее древних, тех же «русских друзей», сказать, что, когда вы еще с деревьев не спустились, мы уже были христианами. За нами «пять тысяч семьсот одиннадцать лет», мы знаем, как жить, и не смешите нас своими младенческими мнениями. Когда к власти пришел Гамсахурдиа, которого у нас ругали, Теймураз Давидович за него рубился: «он сказал, мы к Богу идем! К Богу!», а вы ничего в этом не смыслите, ибо маленькие еще… Вскоре в Грузии началась гражданская война, распад земель, серия госпереворотов с последующим переходом государства в разряд примитивных инструментов американской внешней политики. Сложно сказать, какую роль в этой трансформации сыграла сказка, но, безусловно, сыграла. Армения, древнейшая и упоенная своей древностью, реальной и сказочной, на наших глазах повторяет примерно тот же путь.

Конечно, труднее всего приходится тем, кому выпало с нуля создавать и государственность, и сказку. Поскольку первое без второго выходило не таким, как хочется, сказка получила силовую поддержку и заменила науку вкупе с реальностью.

«До прихода в XIII столетии монгольско-тюркских колонизаторов украинская нация заселяла всю территорию Европы от Балтики и Северного Ледовитого океана на севере до Каспия, Кавказа и Черноморья на юге, от Карпат до Уральских гор на востоке. На этой территории с 500 года до нашей эры было государство Великая Украина со столицей в Киевславе». Приведенный фрагмент из украинского учебника – далеко не самый удивительный и радикальный.

Свой вариант «древних укров» различной густоты появился и у других народов бывшего Союза. Рождение сказки неизменно сопровождалось приключениями, часто кровавыми.

Против течения

Русские также фигурировали среди сказочников. К примеру, в начале 90-х нашел я на лотке двухтомник некоего В. М. Кандыбы с эпиграфом: «Великому Русскому Народу – 18 миллионов лет…» Появилось неоязычество, баркашовцы, дворяне и прочие ряженые. Но эти явления были (и остались) маргинальными на фоне господствующей русской сказки, в которой все было наоборот – никакого могущества, культуры, большой территории и, главное, никакой древности. Как и повсюду, эту сказку сочиняла интеллигенция, и не чужая – своя. Вскоре после моего памятного застолья Виктор Астафьев сказал в одном из интервью: «Отчего самые молодые нации, русская и американская, если американскую можно назвать нацией, оказались в конце ХХ века самыми реакционными, самыми страшными? И возникает вопрос: народ ли это? Настоящая нация и настоящий народ никогда не позволил бы сделать того, что сделано с нами, русскими… Значит, наша культура не такая древняя, как нам пытаются внушить, не такая устойчивая. Весной я побывал в Латинской Америке, в Колумбии. Специально с этой точки зрения смотрел на колумбийцев. Это древний народ, это древняя культура. Истинная, крепкая культура!» («Дремлющий разум», «День литературы», 8 сентября 1988 г.)

Это и есть типичный пример тогдашней «русской сказки», которую на разные лады повторяли деятели культуры и медиа. Ее разрушительное действие было огромно и, по словам философа А. Дугина, «мы только сейчас начали размораживать аспекты нашей культуры, которые смогут дать позитивные плоды».

Но парадокс в том, что весь путь России от начала нулевых – это последовательное усилие вырваться из сказки, а не попасть в ее тюрьму, как это случилось с некоторыми соседями.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности