Как говорила героиня сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее. Именно по такому принципу работает в России национальный проект «Образование». Чтобы сегодняшние школьники в будущем не стали аутсайдерами в мире высоких технологий, современные учебные заведения оснащают техникой, которая позволяет получить знания завтрашнего дня.
Рейтинг лучших
Перед началом нового учебного года в край пришло известие: четыре красноярские школы вошли в топ-300 лучших школ России. На 149-м месте расположилась красноярская гимназия № 1 «Универс», на 156-м – краевая школа-интернат по работе с одаренными детьми «Школа космонавтики». На 173-е место попала красноярская гимназия № 13 «Академ» и 210-е занял лицей № 7 Красноярска.
При составлении рейтинга учитывалось количество выпускников, поступивших в лучшие отечественные вузы.
Еще в одном рейтинге топ-200 школ, которые оценивались по конкурентоспособности выпускников, на 75-м месте оказалось краевое учреждение для одаренных детей Железногорска «Школа космонавтики» – одно из самых сильных учреждений в крае по естественно-научному и техническому направлениям благодаря богатой образовательной базе. Но это не значит, что другие учебные учреждения края пользуются старыми технологиями.
На языке Python
Освоить новые навыки и прикоснуться к виртуальной реальности можно и за пределами школьных стен. Сейчас по всей стране открываются центры цифрового образования IT-Cube.
В Норильске такое учреждение начало функционировать еще в 2020 году, а в 2021-м IT-Cube заработал и в Красноярске.
Благодаря нацпроекту «Образование» красноярские школьники бесплатно могут освоить технологию виртуальной и дополненной реальности, попробовать разработать собственное мобильное приложение, изучить азы системного администрирования, работы с большими данными и кибербезопасности, научиться программировать на языке Python. Основные направления обучения рассчитаны на возраст 11–17 лет, но есть программы и для ребят помладше. С 10 лет можно заниматься программированием роботов, а с 7 лет создавать несложные игры и анимацию с помощью языка программирования Scratch.
Выбираю профессию
Внедрение новых технологий помогает системе профтехобразования края вернуть себе лидерство в предпочтениях выпускников школ.
Сегодня ребята из сельских территорий охотнее идут учиться в техникумы и колледжи. Оборудование и программы здесь не хуже тех, что используют передовые вузы региона.
В Ачинском техникуме нефти и газа открылись три современные мастерские по стандартам «Ворлдскиллс». Более тысячи студентов учебного заведения смогут осваивать современные и востребованные компетенции: «лабораторный химический анализ», «переработка нефти и газа» и «промышленная автоматика». Для этих целей закупили новейшее оборудование, соответствующее мировым стандартам: аппарат для разгонки нефтепродуктов, спектрофотометр, ноутбуки, термостаты, электронные аналитические весы, лабораторные химические столы с химически стойким покрытием, различные термометры, видеокамеры, компьютеры, станцию распределения периферии и так далее.
В Шушенском сельскохозяйственном колледже создается центр современных технологий в растениеводстве.
За счет средств краевого и федерального бюджетов в колледже начались существенные преобразования. На средства гранта по федеральному проекту «Молодые профессионалы» были созданы современные мастерские по компетенциям «агрономия», «эксплуатация сельскохозяйственных машин», «сельскохозяйственные биотехнологии» и «сити-фермерство».
Из краевого бюджета на создание центра современных технологий в растениеводстве с 2020 года выделено около 300 млн рублей. Разработана проектно-сметная документация на реконструкцию учебных корпусов, построены ангары для хранения зерна и техники, отремонтирован фасад главного корпуса, приобретены более 30 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования.
Уярский сельскохозяйственный техникум – это высокотехнологичный центр профессиональной подготовки для сельскохозяйственной отрасли. С 2020 года по поручению губернатора на его базе создается центр цифрового земледелия и современных агропромышленных технологий. Его ключевая задача – подготовка специалистов, способных внедрять передовые сельскохозяйственные технологии на предприятиях агропромышленного комплекса.
Ранее по нацпроекту в Уярском сельскохозяйственном техникуме появились пять современных мастерских: «Сити-фермерство», «Геномная инженерия», «Сельскохозяйственные биотехнологии», «Ветеринария» и «Эксплуатация сельскохозяйственных машин». Это позволило организовать специализированный центр компетенций по стандартам «Ворлдскиллс».
– Нам важно создать новые точки притяжения для молодежи – с помощью современных образовательных технологий, удобных кампусов, наличия благоустроенной территории и, в конечном счете, получения востребованной на рынке профессии, – отметил председатель правительства Красноярского края Юрий Лапшин. – И у нас это постепенно получается. В этом году большинство выпускников девятых классов краевых школ выбрали систему профтехобразования.
«Точки роста»
В этом году 1 сентября на базе 147 сельских и расположенных в малых городах школ открылись центры образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста».
На эти цели из краевого и федерального бюджетов было выделено более 216 млн рублей.
В таких центрах действуют программы по биологии, химии, физике, дополнительному образованию. Новейшее оборудование – ноутбуки, 3D-принтеры, цифровые лаборатории, учебные роботы-манипуляторы, цифровые микроскопы – позволяют ребятам заниматься проектной и исследовательской деятельностью, готовиться к олимпиадам, итоговым экзаменам.
Педагоги отмечают: благодаря новым образовательным технологиям у школьников развивается творческое, логическое и аналитическое мышление. А с помощью «умного» оборудования дети могут воплощать в жизнь свои инженерные и конструкторские идеи.
– Благодаря «Точкам роста» дети из удаленных уголков края имеют возможность конкурировать со сверстниками из крупных городов на различных олимпиадах и конкурсах, – отметила министр образования края Светлана Маковская.
За три года на базе школ края открыто уже 332 таких центра.