Многое изменилось за десятилетия. Но неизменным остался главный ресурс магистрали – люди. О них, профессионалах своего дела, влюбленных в выбранную профессию, мы будем рассказывать на страницах нашей газеты.
Магистраль – мечта на всю жизнь
Летом станция Большая Кеть на Лесосибирской ветке Красноярской железной дороги утопает в цветах. Это разноцветное великолепие создано руками начальника станции Ульяны Федченко. Говорят, со всей магистрали коллеги обращаются к ней за семенами и советом.
– Люблю цветы. Дома у меня и настурция, и розы, и крокусы, и георгины – каких только нет. Ну а на станции цветы простые и неприхотливые – флоксы, ирисы, лилия, космея. И вообще, голубая мечта – стать хозяйкой цветочного салона. Но это, конечно, шутка, – смеется Ульяна Ильинична.
На самом деле уже в ранней юности ее захватила другая мечта. Девушка родилась и выросла в глухой деревне Казачинского района. Здесь не было ни железнодорожных путей, ни поездов. И вот однажды Ульяна поехала в Красноярск, где жила ее тетя, – посоветоваться о выборе будущей профессии. Увидела железную дорогу – и влюбилась в нее. Да и тетя посоветовала идти именно туда.
Окончив без троек 8-й класс, девушка в 1979 году поступила в железнодорожный техникум. В 1983-м окончила его и начала работать дежурной по станции Большая Кеть. Вскоре была назначена на должность начальника станции и трудится в ней вот уже 28 лет. Как признается сама Ульяна Ильинична, железная дорога стала для нее и вторым домом, и хобби.
– Не утомило ли однообразие? – спрашиваем мы.
– Нет, конечно. Я люблю железную дорогу, – говорит Ульяна Ильинична. – Саму ее атмосферу, ее неповторимые запахи. К тому же магистраль – она ведь живая, она развивается, меняется, внедряются новые технологии. Это сложный и интересный процесс, и чтобы быть его частью, нужно постоянно повышать свой уровень знаний.
Стоит добавить, что Ульяна Федченко стала родоначальницей новой железнодорожной династии. Ведь до нее в семье железнодорожников не было. А сегодня с магистралью связали свою судьбу и сын, и невестка. Да и муж в прошлом железнодорожник.
Приближается время выхода на заслуженный отдых. Но с любимой работой Ульяна Ильинична расставаться пока не планирует. Просто хотела бы сменить ее на менее хлопотную – дежурной по станции. Словно заново вернуться в то время, когда юная выпускница железнодорожного техникума впервые пришла на станцию, которая потом станет ей родной.
Жить в постоянном движении
Красноярский железнодорожный вокзал – один из значимых объектов не только КрасЖД, но и всего края. Красноярцы отмечают: здесь произошло масштабное обновление. Модернизированный к универсиаде вокзальный комплекс стал более современным, технологичным и комфортным – именно для людей.
Но весь масштаб и сложность этого объекта понимают только те, кто здесь работает. Например, главный инженер вокзала Александр Цветцих.
По сути, главный инженер – это хранитель домашнего очага. Он следит за тем, чтобы все системы здания – отопление, кондиционирование, вентиляция, электроснабжение, информирование, видеонаблюдение и многое другое – функционировали исправно. Он всегда просчитывает на пять шагов вперед, работает над совершенствованием действующих и внедрением новых систем жизнеобеспечения, чтобы вверенный ему объект соответствовал требованиям времени и запросам взыскательных пассажиров.
Сегодня на вокзале все продумано до мелочей. Он удобен и доступен для каждого, включая маломобильных граждан. Реконструированы платформы, установлены лифты, дополнительные подъемники. Большое внимание уделено системам информирования и безопасности.
Прежде чем стать главным инженером столь сложного объекта, как вокзал, Александр прошел путь от рабочих специальностей до руководителя.
Вообще, профессию железнодорожника он выбрал еще с детства – одна из его бабушек работала дежурной по станции, а дед – осмотрщиком вагонов. Да и другие родственники – как по линии отца, так и по линии матери – также трудились железнодорожниками. Воспоминания раннего детства связаны у Александра с мощью движения составов, походами на работу к деду. И когда встал вопрос о выборе профессии, сомнений не было.
Несмотря на большой стаж на магистрали, Александр Цветцих не утратил творческого отношения к профессии.
– Не хочется останавливаться на достигнутом, – говорит он. – Хочется узнавать что-то новое. Не скрою, на месте главного инженера мне пришлось многое изучить заново, постоянно повышать свою квалификацию, чтобы разобраться в незнакомых вопросах. Но этим и интересна наша работа – постоянное движение вперед!