Профильные комитеты Законодательного собрания приступили к обсуждению проекта регионального бюджета. В отличие от федеральных органов власти, где перешли на однолетнее планирование, Красноярский край продолжает разрабатывать бюджет на три года. Связано это с тем, что наш регион осуществляет долгосрочные проекты, в частности, готовится к универсиаде-2019. В рамках анализа 21 государственной программы, из которых на 96 % состоит наш бюджет, парламентарии выслушивают министров, руководителей агентств и служб, задают им вопросы, после чего принимают решение о качестве главного финансового документа края.
На заседании комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества народные избранники подвергли критике программу «Развитие информационного общества», на реализацию которой в бюджете заложено в следующем году более 400 миллионов рублей.
Скрытые расходы
Доклад руководителя агентства информатизации и связи Дениса Гусарова вызвал множество вопросов и замечаний со стороны депутатов, начиная от работы сотовой связи и сети Интернет в отдаленных территориях и малых поселениях, заканчивая целями и задачами программы, которые, по мнению парламентариев, не соответствуют даже названию представленного документа.
– Люди думают, что речь в программе идет о них, но к развитию информационного общества это все не имеет никакого отношения. Под выполнением социально значимых задач, на мой взгляд, скрыты расходы на содержание органов власти – приобретение техники, программного обеспечения и тому подобное, – сказал вице-спикер, председатель комитета Алексей Клешко.
В итоге по просьбе докладчика было решено перенести обсуждение программы на следующее заседание.
Что касается других направлений расходов, то первый заместитель министра экономики, регионального развития и внешних связей края Михаил Бершадский рассказал о проекте программы «Содействие развитию местного самоуправления». Программа начала свое действие в 2014 году и рассчитана по 2018 год, объем ее финансирования на весь период – 5,2 млрд рублей. В 2016 году планируется направить более 720 млн рублей на расходы, связанные с обеспечением деятельности МФЦ. 100 млн рублей заложено в подпрограмму «Поддержка муниципальных проектов и мероприятий по благоустройству территорий»; 250 млн – на предоставление субсидий бюджетам МО на расходы, направленные на создание безопасных и комфортных условий функционирования объектов муниципальной собственности.
Инициативные обязательства
Программу «Содействие развитию гражданского общества» депутатам представил руководитель агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Сергей Ладыженко. Задачи программы – содействие развитию гражданских инициатив и поддержка социальных некоммерческих организаций. По расчетам авторов, доля граждан, участвующих в решении социально-экономических проблем, должна составить в 2016 году не менее 23 % от общего числа населения. На решение этих задач, а также на обеспечение открытости власти в 2016 году в бюджете заложено 665,7 млн рублей. Деньги будут направлены на социальные гранты, субсидии для НКО, на комплекс мероприятий по обеспечению открытости органов государственной власти и местного самоуправления.
В качестве замечания аудитор Счетной палаты Татьяна Алешина отметила, что большая часть расходов по этой программе является инициативной для Красноярского края, из всего объема финансирования 82 % относится к подпрограмме, включающей мероприятия по информированию населения о деятельности органов власти.
Комплексный подход
В завершение министр финансов края Владимир Бахарь в целом обрисовал экономическую ситуацию и сценарии развития, исходя из которых верстался проект бюджета. Несмотря на достаточно сложное положение дел, правительство края рассчитывает нарастить доходы краевой казны на 18 млрд рублей. На этом фоне будет адаптирована расходная политика. Основная задача – при сохранении государственных социальных гарантий не увеличить расходы и даже снизить дефицит бюджета. Планируется увеличить зарплату работникам бюджетной сферы на 7 % с 1 октября 2016 года, продолжить работу над исполнением указов президента Российской Федерации в части введения новых мест в дошкольных учреждениях, сноса ветхого и аварийного жилья. В приоритете остается подготовка к универсиаде, строительство крупных объектов, таких как перинатальные центры в Ачинске и Норильске, детсады, школы, спортивные сооружения и т. д.
Выслушав министра, депутаты приняли решение, в котором обратили внимание на необходимость сохранения социальных гарантий для населения. Они указали на вопросы индексации зарплаты бюджетников и рекомендовали более качественно подойти к работе по развитию местного самоуправления.
– Очевидно, что минэкономразвития не справляется с координацией по работе с МСУ, – отметил Алексей Клешко. – Некоторые территории в крае как проклятые, над другими буквально проливается золотой дождь. Надо комплексно подходить к решению проблем на местах.
Не все гладко
Но край выглядит неплохо
На заседании комитета по здравоохранению и социальной политике депутаты не только обсудили будущие расходы казны, но и заслушали информацию Счетной палаты края о том, как использовались бюджетные средства, выделенные на содержание краевых центров занятости населения в прошлом году.
Как сообщила аудитор Счетной палаты Лариса Титова, численность безработных в регионе на конец 2014 года составила более 18 тысяч человек, большая часть из которых – городские жители. Всего же в течение года в службу обратились свыше 111 тысяч человек. При этом увеличилось количество нетрудоустроенных женщин, людей с высшим и средним образованием. Но на фоне других территорий по уровню занятости населения край выглядит неплохо: он занимает первое место в СФО и 24-е в РФ. Аудиторы отмечают рост вакансий рабочих мест (+39 %). Вместе с тем зафиксирован ряд проблем, например, скрытая безработица. Люди не обращаются в службу занятости из-за низкого пособия, малого числа вакансий, возможности найти работу в неформальном секторе экономики.
Финансирование расходов в области содействия занятости населения в 2014 году осуществлялась в рамках трех государственных программ и составило почти 1,8 млрд рублей. За счет федеральной казны, в частности, производились социальные выплаты безработным, осуществлялась поддержка фермерских хозяйств, оказывалось содействие добровольному переселению соотечественников из-за рубежа. Краевой бюджет выделял деньги на гранты желающим открыть свое дело, содействовал трудоустройству инвалидов на оснащенные для них рабочие места.
Оценивая эффективность расходов, аудиторы констатировали, что в течение трех лет не выполняется норматив «содействие самозанятости граждан». Он подразумевает подготовку, переподготовку, повышение квалификации безработных, единовременную финансовую помощь при регистрации как индивидуального предпринимателя либо крестьянского хозяйства. Что касается получения гражданами грантов на открытие и развитие своего дела, то здесь не все гладко: случаются нарушения условий по использованию денег, есть риск невозврата бюджетных средств.
– Важно не только констатировать, что существует безработица, но и предотвращать ее, принимать необходимые меры, – отметил председатель комитета Юрий Данильченко. – У нас проводится мало мероприятий – тех же ярмарок вакансий, где люди могут найти работу, узнать, где и какие специалисты требуются. Нужна тактика, которая позволит эффективно использовать бюджетные средства, выделяемые на программу занятости населения. Мы намерены в дальнейшем отслеживать действие соответствующей программы на будущий год, вносить в нее коррективы. Пристального внимания будут заслуживать те моменты, недочеты в которых выявила Счетная палата края. Думаю, наш комитет вернется к рассмотрению этой темы в целом.