Красноярец Андрей призван по мобилизации в зону СВО полгода назад. Сейчас он является заместителем командира взвода, практически полностью состоящего из наших земляков. Во время короткого отпуска Андрей успел повидаться с семьей, друзьями, встретиться с воспитанниками кадетского корпуса имени А. И. Лебедя в Красноярске и пообщаться с журналистами.
– Расскажите о своем военном опыте, обучали ли вас после мобилизации?
– Служил в армии я уже давно – лет пятнадцать назад. Мобилизовали меня в первых рядах. Безусловно, обучение у нас было. Собственно, в зону СВО мы убыли в декабре. Сейчас я замкомвзвода.
– Отпуск всего пара недель. Хватило на общение?
– Конечно, всегда хочется больше – побыть с детьми, супругой, друзьями…Две недели – это очень мало. Не успел еще на балконе прибраться – нужно было постараться до отъезда (смеется. – НКК). Там начинаешь ценить время и стараться проводить его с максимальной пользой. Помимо семьи пообщался с ребятам из кадетского корпуса, общественниками, которые оказывают помощь нашим воинам в зоне СВО.
– Какие бытовые условия в зоне СВО? Возможно, чего-то не хватает?
– У нас все нормально. На самом деле создание достойных бытовых условий – личное дело каждого. Если ты хочешь, ты создашь приличный быт. Если нет – исключительно твоя вина. И по большому счету это не зависит от того, в поле ты живешь или в каком-то доме. Я вас уверяю, «принять душ» можно и при помощи полуторалитровой бутылки.
Очевидно, такой быт приедается, надоедает. В зависимости от территории дислокации могут быть проблемы с чем-то. Так, например, где-то может не хватать воды. Но это все решаемо. Конечно, порою хочется посидеть в горячей ванне… Вот мы, например, с ребятами организовали себе даже баню. Спокойно нагреваем воду и моемся.
Проблем с продуктами также нет. В общем, я так скажу: в полевых условиях для мужика никаких непреодолимых проблем нет.
– Вы служите с красноярцами?
– Да, практически весь взвод – наши земляки. Есть два человека из других регионов. Мы практически полгода вместе неразлучно – за это время стали одной большой семьей. Я уверен в своих пацанах на все сто.
– Наверняка уровень доверия в условиях военных действий очень важен.
– Реальные боевые действия – не голливудское кино. Это всегда взаимовыручка, работа в команде. Уровень доверия в нашем подразделении таков, что я могу спокойно отдохнуть пару часов и знать – мой братишка прикроет в этот момент меня, не заснет на посту. Также и сослуживцы могут положиться на меня. Спасение жизни здесь заключается не в каких-то эффектных сценах, а в простых обыденных вещах.
Доверие – это когда ты идешь вперед и тебе не нужно оборачиваться, потому что ты уверен: товарищ сделает все от него зависящее, чтобы вы все вернулись невредимыми.
– Приходится ли помогать местным жителям?
– Конечно. Там, где мы располагаемся, молодежи осталось мало и в основном проживают пожилые люди. Им постоянно требуется помощь – по огороду, что-то принести, передвинуть. Они обращаются, и мы помогаем.
Кроме того, мы помогаем местным детскому садику и школе.
– А сами вы получаете гуманитарную помощь?
– Конечно, из Красноярского края привозят много. Очень активно помогает организация «Ветераны спецподразделений».
– В чем сейчас наибольшая потребность?
– Продуктов питания хватает. А вот некоторой техники хотелось бы больше – речь о тепловизионных прицелах, дронах, противодронных ружьях, масксетях. Сейчас от этого очень многое зависит в бою. Беспилотники, к примеру, спасают жизни нашим ребятам. Проще и безопаснее отправить в разведку «птичку», чем разведгруппу. Приборы ночного видения очень помогают в темное время – ты просто сможешь раньше увидеть противника. На самом деле поддержка сейчас огромная – мы это реально чувствуем. Простые люди очень сильно помогают.
– Как обстоят дела с положенными выплатами? Получаете все в полном объеме?
– Когда меня призвали, разговора о зарплате не было никакого вообще. Да и не за деньги я шел, честно. Уже на сборах пришла информация, что мы будем получать по 200 тысяч рублей. Безусловно, достойная зарплата – это хорошо. Сейчас жена в декрете, и у меня не болит голова, как закрывать ипотеку и семью содержать.
– Здесь, в крае, супруге помогают?
– Жена начала получать выплату на ребенка. Знаю, что у парня со взвода супруга пошла учиться на водительское удостоверение – вроде как льготы положены. Вот слышал, что еще положены льготы на детский садик, но уверен – к этому моменту льготы уже не пригодятся.
– Что бы вы пожелали или посоветовали тем, кто собирается на СВО?
– Как говорится, готовься к худшему, надейся на лучшее. Нужно всегда думать своей головой и готовиться абсолютно ко всему. В первую очередь нужно думать о безопасности.