Вадим Абдрашитов: «У всех моих картин – тяжелая биография»

Вадим Абдрашитов: «У всех моих картин – тяжелая биография»
Фото Роман Яковлев

С 21 по 25 сентября в Красноярске под эгидой Фонда Михаила Прохорова, Гильдии кинорежиссеров России и Дома кино, проходит XXV международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер».  Гостем фестиваля стал народный артист России кинорежиссер Вадим Абдрашитов, создавший в соавторстве с Александром Миндадзе такие кинокартины как «Охота на лис», «Остановился поезд», «Парад планет», «Плюмбум, или опасная игра», «Армавир», «Время танцора»… 

Эти фильмы стали не только классикой отечественного кино, но и высказыванием, которое помнится, спустя десятилетия.    

В день открытия международного фестиваля корреспонденту газеты НКК Александру Григоренко удалось пообщаться с Вадимом Абдрашитовым.

— Вадим Юсупович, каждый ваш фильм был, по-нынешнему говоря, стопроцентным попаданием в болевые точки общества. Как получалось угадать или просчитать, что из великого множества историй, именно вот эта вызовет самый активный отклик?

— Мы не занимались угадыванием… Говорю простейшую вещь: я считал и считаю, что история должна быть интересна самому автору, – причем интересна по-настоящему, а не конъюнктурно.

Она должна заводить, вызывать желание разобраться в ней. Если такое отношение у автора есть, оно всегда передается зрителю.  Даже сейчас, когда смотрю сериалы, спектакли, читаю книги, всегда вижу — да и не только я — трогает эта история автора, или написана, что называется холодным пером, или фильм сделан исключительно для фестиваля.

Все темы, по которым мы с Миндадзе работали, действительно нас волновали, и это в той или иной степени передавалось зрителю. Такова единственная технология достучаться до зрителя. Не было никогда такого: давай-ка сядем и напишем сценарий, например, о недостатках работы железнодорожного транспорта, потому что это всех волнует.

— Имеете ввиду «Остановился поезд»?

— Да, конечно. Помню, когда мы работали над фильмом, меня занимал характер следователя – его сыграл Олег Борисов – мне хотелось до конца разобраться, что это за человек. Он видит все вокруг и настолько любит этих людей, что ненавидит их за то, что они довели все до полного развала.

Следователь – человек со своего рода подпольем, и вот именно это нам было очень интересно делать. А поскольку эта история делалась на материале железной дороги, она действительно привлекла общественное внимание.

— Вообще, откуда она появилась?

— Достоинство сценариев Минданзе в том, что  его истории предельно просты и ясны. Вот и эта — проста и сильна как пружина, хотя сам «часовой механизм» фильма довольно сложный, многоплановый.  И так было не только с этим фильмом.

Хотя бы вспомнить  картину «Охоту на лис» — о чем она? Идет человек домой с работы через парк и его избивают два подростка, которых буквально через несколько минут экранного времени находит милиция – вот и вся история.

Что касается «Остановился поезд», то мало ли был ЧП на железной дороге? В том столкновении, о котором рассказывает картина, погиб только один человек, остальные живы-здоровы, машинисту ставят памятник – это все достаточно условно, по сравнению с тем, что могло бы быть в подобных ситуациях.

Повторю, наши истории предельно просты, но нас всегда интересовала не детективно-приключенческая сторона, а то, что происходит с людьми, прежде всего с характером главного героя, следователя…

— Но там два главных героя – есть еще журналист, которого играет Анатолий Солоницын – полная противоположность следователю…

— Да, из этого и получается конфликт.

— Все-таки это конфликт чувства и долга, или долга и традиции?

— И то, и другое. У каждого героя своя правда – это и обеспечивает драматическое состояние, которое двигает весь сюжет. Хотя «Остановился поезд», пожалуй, самая, скажем так, антикинематографическая картина из всех, которые я снимал.

— Почему?

— Там нет героини. Когда я только начинал работу, один мой коллега мне говорил – ты с ума сошел снимать фильм без женской роли?

— Но ведь центрального женского персонажа нет в  историях про Холмса и Ватсона, нет его в «Острове сокровищ», «Робинзоне Крузо» и, тем не менее, их экранизируют более чем активно. 

— Вы правы, но в историях про Холмса драматургические пружины не столь просты, как в наших картинах. Там сам сюжет представляет наибольший интерес для  зрителя, потому и можно обойтись без женской роли, ведь это своего рода шахматная партия или математическая задача.

— Ваши самые громкие фильмы появились в те времена, которые принято считать «золотым веком» СССР – начало 80-х, перестройка еще не началась, все относительно тихо, мирно, даже не голодно. Вы специально изобретали героя, который станет раздражителем для этого «золотого века» — ведь этот герой считает,  что обязан выполнить свой долг, во что бы то ни стало?

—    Нет, такой герой уже существовал. Это были люди, которые видели, что на самом деле происходит, какой развал кругом. С другой стороны, нужна была острая, конкретная история, тот жизненный материал, на котором мы могли бы об этом герое рассказать.

Наверное, он мог быть не обязательно следователем, а продавцом, учителем, пограничником, кем угодно…

Разумеется, в материале должно быть какое-то чрезвычайное происшествие. Убийство не подходило, поскольку это уже детектив. Надо  взять событие, которое станет образом надвигающейся катастрофы – авария на железной дороге как раз для этого подходила.

— Примерно в те же годы выходит замечательный фильм «Инспектор ГАИ» с Никоненко и Михалковым, в литературе «Печальный детектив» Астафьева, и там все тот же герой, который  выполняет долг вопреки всему. Такой герой был востребован временем?

— Да, но на мой взгляд, герой Олега Борисова не столь однозначен, как герой Никоненко. В следователе все-таки есть ненависть к тому, что разваливает его страну – когда ставят под колесные пары один башмак вместо двух…

Он человек, не хочу сказать суровый, но в какой-то степени опасный для окружающих его людей.

— В начале перестройки выходит «Плюмбум, или Опасная игра», в котором практически тот же персонаж, одержимый стремлением навести порядок, предстает уже в сатирическом образе. Почему?

— Я бы сказал, в условно сатирическом. «Плюмбум» вообще сделан не в тех координатах, в которых снят «Остановился поезд». Это несколько условная история, и мальчик, главный герой, тоже несколько условен – ему как бы одновременно и пятнадцать и сорок лет. Он не чувствует физической боли, такой особый мальчик…

Но именно эта условная история вызвала самую бурную реакцию зрителей. Тогда не было интернета, и время от времени мне приносили на «Мосфильм» мешки с письмами.

Поразительно, что мнения разделились пятьдесят на пятьдесят: половина зрителей считала его положительным героем, который пришел наводить порядок, другая половина увидела совсем другой смысл фильма – насколько опасна власть, которая попадает в незрелые руки, при несозревшем сердце, неразвитой душе.

— Какая из ваших картин далась вам тяжелее всего?

—  Практически у всех – тяжелая биография. Тяжеленная! По каждому фильму были бесконечные неприятности. «Охоту на лис», например, вообще не принимали, более того я был отстранен от работы над картиной, и даже уволен с «Мосфильма» — правда, всего лишь на три дня.

Когда меня отстранили, была создана группа, которая перемонтировала и фактически разрушила картину – но я держался, как мог.

«Остановился поезд» положили на полку, сказали, что это антисоветская картина. На полке она пролежала вплоть до смерти Леонида Ильича. И вдруг  совершенно неожиданно для нас, буквально накануне кончины генсека, раздался звонок – готовьте картину к премьере в кинотеатре «Россия».  Мы абсолютно не понимали, что происходит.

А потом стало ясно – фактически страной уже управлял Андропов, и его советчики подсказали ему, что надо фильм выпускать, поскольку он рассказывает о том, что надо наводить порядок и закручивать гайки.

Так все совпало – картина вышла на экран к удивлению многих, и не только у нас, но и за рубежом. «Остановился поезд» показывали во Франции, в Италии и те европейские критики, которые хорошо знали специфику советского кино, не понимали, как такая картина вообще попала на экран. Но уже наступали новые времена…

Всякое было: и от работы отстраняли, и рублем наказывали, но я никогда не устраивал из этого шоу. Я считал, и группу свою так настраивал, что сдача картины это такой особый период – можно и в месяц уложиться, а иногда он растягивается на девять месяцев, как это было с «Парадом планет».

— По-моему, самая непублицистическая из ваших картин. В ней-то что не нравилось?

— Раздражала условность эстетики, непонимание того, о чем она. Откуда эти ноты грусти, зачем поднимаются теологические вопросы?  То есть не принималась сама стилистика картины.

— Лев Гумилев сказал в одном из последних интервью: «Вот я отсидел 17 лет. Думаете меня Сталин посадил? Нет, меня посадили коллеги». Вообще с кем шла эта борьба – с бюрократами, завистниками, или кем-то еще?

— В основном с бюрократами, хотя и коллеги тоже, случалось, вносили лепту…

Например, что касается «Парада планет», то я сразу заявил, что ничего в картине менять не буду, никакой антисоветчины в ней не вижу. И тогда начальство решило: раз вы бюрократов не слушаете, послушайте коллег.

Собрали худсовет, на который, кстати, не пустили людей, которые сразу картину поддержали, ну и «потоптали», надо сказать, здорово.

В итоге начальство сказало – вот видите, ваши коллеги с нами согласны. Вообще, к таким вещам я относился не то чтобы нормально, а без удивления.

Власть дает тебе деньги, чтобы ты снял кино, например, о недостатках в работе железной дороги, а ты делаешь фильм о крахе системы — и потом начинается трудная сдача картины. Но ты сам напросился, сам в это влез. Поэтому старался в подобных ситуациях попусту нервы не тратить, и тому же группу учил.

— Вы чутко откликались на повороты нашей жизни, но последний фильм «Магнитные бури» появился 17 лет назад и с тех пор – ничего. Почему так получилось?

— Потому что несколько переоценил свои силы. У  меня был замысел – да, собственно, он и сейчас есть – довольно дорогой по российским меркам. Это современная история, но в ней несколько исторических пластов, а реставрация эпох требует больших денег.

Я думал, что деньги найду, стал ходить к очень богатым людям, мы даже почти подружились: они говорили, что на моих картинах выросли, уж кому-кому, а вам-то поможем…

Но как только это светское общение заканчивалось, и дело доходило до денег, люди эти растворялись. Так продолжалось лет семь. Наступили времена, когда деньгами можно было с толком распоряжаться. Зачем вкладывать в кино двадцать  миллионов долларов, когда на них можно сделать для себя куда более выгодную вещь.

А государство в лице Минкульта такие деньги на кино попросту не дает – по закону не имеет права. Сейчас продолжаю заниматься поиском денег, но вариант уже поскромнее.

— За три постсоветских десятилетия, в российском кино были явления, которые вас заинтересовали, даже восхитили?

—  Не могу говорить за все тридцать лет. Скажу о том, что смотрю сейчас. Лучшие из современных картин вызывают у меня одно чувство — постоянно кажется, что где-то я уже такое видел. Мне будет неприятно кого-то обидеть, но все же я не знаю фильмов, открывающих новую эпоху в кино, таких, какими в свое время стали «Летят журавли», «Андрей Рублев»…

Радуюсь уже тому, что какая-то картина снята более-менее профессионально. Сейчас ведь с профессионализмом дело обстоит очень печально. Но меня радует то явление, которое недавно появилось на американском телевидении, есть оно и у нас – имею ввиду качественные сериалы.

— Кинокритик Кирилл Разлогов говорил, что кино, как интеллектуальный феномен, уходит с большого экрана в телесериалы…

— Согласен. Кино все больше превращается в развлечение. Вообще я думаю, что завершился какой-то круг развития кинематографа.

Он начинался как балаган, ярмарочное развлечение, потом развивался, мужал, открывал новые идеи, а сейчас опять возвращается на ярмарку, чтобы развлекать людей.

Разлогов прав в том, что то кино, которое заставляет зрителя думать, переходит в телесериалы. Не знаю, как это явление будет развиваться дальше, но пока ситуация именно такова.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
20 апреля 2024
Пассажир нетрезвого водителя может лишиться прав
Оказывается, быть пассажиром у пьяного водителя чревато не только высокой вероятностью попасть в аварию, но и подвергнуться тому же наказанию,
Без рубрики
20 апреля 2024
Фермеров и сельхозкооперативы Красноярского края поддержат грантами и субсидиями
В министерстве сельского хозяйства Красноярского края сообщили, что в этом году продолжится прием заявок на популярные у малых сельхозпроизводителей формы
Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными