В последние недели кривая заболеваемости COVID-19 в России вновь стремительно растет, почти ежедневно обновляя максимумы. Эта тенденция радикально отличается от общемировой – в мире в целом пандемия явно затухает. В США, где еще в начале года количество ежедневных заражений измерялось сотнями тысяч (пиковое значение – 300 462 человека за сутки), сегодня этот показатель снизился до нескольких тысяч. Есть и рекордсмены – к примеру, в Исландии уже третий месяц подряд не зафиксировано ни одного заражения. А причина очевидна: если в Исландии от коронавирусной инфекции вакцинировались свыше 67 процентов населения, в США – более 48 процентов, то в России – всего чуть более 12 процентов.
В чем корень страха?
Между тем специалисты настаивают, что для создания «точки невозврата» для пандемии необходимо, чтобы количество привитых превысило половину населения страны.
– Я давно занимаюсь вакцинами, – рассказывает Игорь Красильников, доктор биологических наук, профессор, директор НОЦ иммунобиотехнологии Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета. – Существует огромное количество данных, подтверждающих, что после вакцинации случаи каких-то негативных изменений в организме встречаются намного реже, чем когда человек не вакцинируется.
При этом Игорь Красильников подчеркивает важность создания как можно большей группы вакцинированных людей – они не являются переносчиками вируса, и таким образом пресекается возможность распространения инфекции.
Ситуация тем более удивительна, что в России созданы эффективные вакцины от SARS-CoV-2. Почему же россияне не спешат воспользоваться этим преимуществом?
Недавний опрос ВЦИОМ убедительно показал, что причина здесь в элементарном незнании. Так, по данным исследования, 59 процентов тех, кто отказывается от вакцинации, не могут обосновать причины своего решения. Но еще более удивительно, что даже из тех, кто готов сделать прививку, 63 процента не понимают, зачем это нужно.
Таким образом, перед обществом сегодня стоит глобальная задача: создать эффективную систему информирования и просвещения, которая позволит победить в борьбе с пандемией COVID-19.
Помимо государственных структур, эту задачу приходится решать и крупным корпорациям, ответственным за жизнь и здоровье десятков тысяч своих сотрудников и членов их семей. Опыт социально ответственных компаний по решению проблемы массовой вакцинации вполне применим и в масштабах всей страны.
Одним из примеров может служить компания «Норникель», в которой сегодня работают более 70 тысяч человек.
Ставка на знания
Как известно, компания едва ли не первой среди отечественных бизнес-структур оценила опасность надвигающейся пандемии и приняла беспрецедентный пакет мер по борьбе с ней. Более 20 миллиардов рублей направлены «Норникелем» на приобретение оборудования для больниц, автомобилей скорой помощи, обеспечение противоэпидемических мероприятий. Достаточно напомнить, что «Норникель» передал норильским учреждениям здравоохранения 104 аппарата ИВЛ, современный компьютерный томограф стоимостью около 50 миллионов рублей, две мобильные и одну стационарную лаборатории для проведения тестирования на COVID-19. Силами «Норникеля» инфекционные больницы Норильска и Дудинки были оборудованы централизованными системами подачи кислорода.
Свой подход сформулировали в компании и к проблеме вакцинации. Главное в этом подходе – не принуждать, а убеждать. Дело в том, что в «Норникеле» провели исследование, аналогичное опросу ВЦИОМ, и получили почти такие же результаты. Выяснилось, что основным камнем преткновения является отсутствие у людей необходимой информации. Этот вакуум заполнялся страхами и слухами.
– Изучив результаты опроса, мы приняли решение о необходимости информировать людей о том, что происходит. Мы начали организовывать вебинары с вирусологами. Сотрудники могли задать вопросы и узнать о том, как работает прививка. Помимо этого, мы начали масштабную кампанию «Сократи дистанцию – сделай шаг», – рассказывает вице-президент по кадровой политике «Норникеля» Дарья Крячкова.
Благодаря этой кампании сотрудники увидели, что руководители не только агитируют за вакцинацию. Они прививаются сами и делятся своим опытом. Так, президент «Норникеля» Владимир Потанин поставил прививку еще в апреле. За ним последовали и другие руководители компании.
И полезно, и выгодно
Не секрет, что вакцинация может вызвать кратковременное ухудшение здоровья. В «Норникеле» учли и это. Принято решение о предоставлении работникам дополнительных дней отпуска в связи с прививкой. Это означает, что каждый привившийся сотрудник получает после каждого этапа вакцинации дополнительный оплачиваемый день отпуска, независимо от самочувствия.
– Если же одного дня для восстановления после прививки оказывается недостаточно, то сотрудник уходит на больничный с сохранением среднего заработка, – отмечает Дарья Крячкова.
Аргументом в пользу вакцинации стали и принимаемые курортными регионами обеспечительные меры. Как известно, с 1 августа отдохнуть на курортах Краснодарского края можно будет только при наличии прививочного сертификата. О готовности к введению жестких ограничений для отдыхающих в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки заявил и глава Крыма Сергей Аксенов.
Следует напомнить, что ежегодно по льготным путевкам «Норникеля» на южных курортах отдыхают не менее 20 тысяч сотрудников компании. Решение краснодарской администрации обязывает компанию выдавать путевки только привитым сотрудникам. И это достаточно мощный стимул для того, чтобы принять решение о прививке.
Принятые меры привели к росту числа сотрудников, прошедших вакцинацию, и стали убедительным подтверждением политики, направленной на информирование, а не на принуждение к вакцинации. Одним из механизмов мотивации стало создание на территориях присутствия «Норникеля» горячей линии по вопросам вакцинации. По телефону 8 800 200-33-15 можно получить ответы на эти вопросы.
Как подчеркивает Дарья Крячкова, подходы «Норникеля» совпадают с подходами государства. Президент России Владимир Путин на недавней прямой линии заявил, что он понимает тех, кто вынужден принимать жесткие меры для того, чтобы избежать локдаунов, закрытия предприятий и сокращения рабочих мест. Однако, подчеркнул президент, сам он не является сторонником принудительных мер в вопросе вакцинации.
Опыт «Норникеля» показывает, что методы, основанные на убеждении и стимулировании, оказываются достаточно эффективными. В некоторых подразделениях компании коллективный иммунитет стал свершившимся фактом. Лидером является ЗТФ, где провакцинировано почти 80 процентов персонала. Соответственно, 50 и 60 процентов привившихся в управлении ЗФ и центре инженерного сопровождения производства (ЦИСП). Так что задача достичь 100-процентной вакцинации, поставленная в «Норникеле», представляется вполне достижимой.
Очевидно, что прежде чем сформируется коллективный иммунитет, в стране должно сформироваться коллективное мнение о необходимости вакцинации. Именно для этого нужны просветительские кампании. Информация, просвещение, убедительные факты из компетентных источников – это то, чего не хватает сегодня России в борьбе с пандемией. И никакие усилия здесь не будут лишними.