Цифровизация уже везде – в том числе и в системе оказания медицинской помощи, чтобы пациенты могли получать ее быстрее, а врачи работали эффективнее. Шаги в этом направлении делаются давно, но лучшие результаты – в Красноярской краевой больнице, где не так давно побывал заместитель министра здравоохранения РФ. Он изучал успешный опыт сибиряков, на основе которого разработают стандарт внедрения цифровых технологий в больницы всей страны.
По специальному маршруту
В самом крупном медучреждении края, где ежедневно только в одно из подразделений – консультативную поликлинику – приходят до тысячи человек, об оптимизации задумались давно.
И вот простой пример: если раньше в поликлинике, несмотря на 18 окон регистратуры, в очереди стояли люди, то теперь там 5 окон – и пустой коридор.
О том, как это получилось, рассказывает Олег Черкашин, руководитель отдела автоматизированных систем управления краевой клинической больницы:
– Ранее пациент получал направление, приезжал и стоял в регистратуре, чтобы просто получить талон, к примеру, на прием к кардиологу, который состоится через две недели. Были ситуации, когда уже на консультации у врача выяснялось: необходима помощь другого учреждения, или же для принятия решения о тактике лечения необходимо еще пройти ряд анализов, а это другая запись и очередь. Сейчас районная больница формирует документацию – обследования, назначения. Врач в краевой больнице удаленно ее просматривает: может заочно дать рекомендации, пригласить на телемедицинскую консультацию. Если нужен очный прием, то формируется специальный маршрут таким образом, чтобы с утра пациент мог пройти все обследования и в этот же день с результатами пойти на прием к специалисту.
Телемедицина стала важным направлением цифровизации. Жизненно важным в регионе с огромными расстояниями, где половодье или снегопад может отрезать населенный пункт от внешнего мира на несколько суток.
Сейчас к системе подключились медучреждения всех территорий, не только удаленные, но и Красноярск – потому что это удобно.
Взаимодействие с помощью компьютера и веб-камеры началось еще в 2016 году, но к такому формату сложно привыкали и врачи, и сами пациенты. В пандемию стало понятно: другого выхода нет. Именно в краевую больницу везли самых тяжелых пациентов с ковидом: был мобилизован весь персонал.
И если раньше было 10–20 консультаций в месяц, то, к примеру, в марте 2020 года их провели уже 3 000. Сейчас – в среднем 1–1,5 тысячи за месяц. Некоторые пациенты сами настаивают на онлайн-формате, чтобы не тратить весь день на поездку, например, из Шарыпово или Богучан.
Не надо ждать
Еще один ощутимый плюс цифровизации – длительное ожидание врача почти ушло в прошлое. Это особенно важно в приемном отделении, куда на скорой доставляют и очень тяжелых пациентов. В краевой нужные врачи – травматологи, неврологи, сосудистые хирурги – ждут пациента (а не наоборот) еще до того, как к отделению подъехала скорая.
– Раньше привозили пациента, его осматривал один врач, понимал, что нужна помощь другого, его искали, потом решали вопрос со снимками, – поясняет Олег Черкашин. – Обычная схема, на которую уходило порой несколько часов. Сейчас работаем так: пока едет скорая, к его приему уже готовятся. Врачам одновременно поступает звонок: пациент с сочетанной травмой, ДТП, ориентировочное время прибытия… У диспетчера фиксируется: два врача приняли звонок, третий по каким-то причинам – нет. Он его ищет.
В итоге человека обследуют буквально за 20 минут, а это очень важно, к примеру, при инфаркте или инсульте, когда действует правило «золотого часа»: чем быстрее будет проведен тромболизис – лекарство, способное растворить тромб в кровеносном сосуде, тем с меньшими последствиями окажется сосудистая катастрофа.
Отправить пневмопочтой
В приемном покое на пациента надевают браслет со штрихкодом. Считывая его с помощью сканера, врачи или медсестра получают полную информацию: диагноз, необходимые назначения, результаты анализов, история болезни.
– Самое большое количество врачебных ошибок, по результатам мировых исследований, происходит именно из-за неверной идентификации пациента, – отмечает Олег Черкашин. – Браслет существенно снижает риск, что особенно важно, когда пациент находится в бессознательном состоянии. Сейчас в операционную без него просто не попадешь: терминал у входа считывает штрихкод, и система проверяет готовность к операции: нет противопоказаний к введению наркоза и это согласовано с анестезиологом, что операционный блок подготовил необходимые инструменты и так далее. Код важен и для медсестры, которая с его помощью может проверить назначения препаратов, их дозировку.
Там же, в операционных нового хирургического корпуса краевой или приемном отделении, расположен еще один элемент цифровизации – пневмопочта.
В специальную колбу можно загрузить пробирки с кровью, хирургические инструменты, поместить в трубу и нажать кнопку. Всего несколько секунд – и содержимое уже доставлено до адресата. И это тоже важно.
– Поступает пациент в критическом состоянии, тут же нужно его кровь доставить в лабораторию, – рассказывает Олег Черкашин. – Если идет поток, нужно накопить хотя бы десять пробирок и добежать до нее, ждать, пока сделают анализ, нести его назад. Это пара часов, не меньше. С пневмопочтой на это уходит не более 20 минут: она доставляет пробирку в лабораторию, анализатор автоматически выполняет проверку нужных показателей, врач нажимает кнопку подтверждения, и анализы становятся доступны в медсистеме. На бумажках результат уже никто не пишет. Когда идет операция, можно отправить прямо из операционной биоматериалы в лабораторию, чтобы определить, к примеру, тип новообразования и, соответственно, объем вмешательства.
Можно рассказать еще о многом. К примеру, как за трое суток до назначенной даты операции пациенту звонит робот и уточняет его готовность. Появилась температура или обострилось хроническое заболевание? Нужно переносить дату, звонок тут же переводится на живого оператора.
Как будет выглядеть цифровизация в больнице будущего – хотя бы через 10 лет? Об этом можно только догадываться. Очевидно лишь то, что и тогда движущей силой прогресса станет желание как можно быстрее помочь человеку, избавить его от боли, долгого ожидания, стресса от только что поставленного серьезного диагноза. Дать возможность лечиться в более комфортных условиях и получить лучший результат из возможных.