Вам звонит робот

Новые технологии в лечении пациентов главной больницы края

Вам звонит робот Новые технологии в лечении пациентов главной больницы края
Фото Олега Кузьмина

Цифровизация уже везде – в том числе и в системе оказания медицинской помощи, чтобы пациенты могли получать ее быстрее, а врачи работали эффективнее. Шаги в этом направлении делаются давно, но лучшие результаты – в Красноярской краевой больнице, где не так давно побывал заместитель министра здравоохранения РФ. Он изучал успешный опыт сибиряков, на основе которого разработают стандарт внедрения цифровых технологий в больницы всей страны.

По специальному маршруту

В самом крупном медучреждении края, где ежедневно только в одно из подразделений – консультативную поликлинику – приходят до тысячи человек, об оптимизации задумались давно.

И вот простой пример: если раньше в поликлинике, несмотря на 18 окон регистратуры, в очереди стояли люди, то теперь там 5 окон – и пустой коридор.

О том, как это получилось, рассказывает Олег Черкашин, руководитель отдела автоматизированных систем управления краевой клинической больницы:

– Ранее пациент получал направление, приезжал и стоял в регистратуре, чтобы просто получить талон, к примеру, на прием к кардиологу, который состоится через две недели. Были ситуации, когда уже на консультации у врача выяснялось: необходима помощь другого учреждения, или же для принятия решения о тактике лечения необходимо еще пройти ряд анализов, а это другая запись и очередь. Сейчас районная больница формирует документацию – обследования, назначения. Врач в краевой больнице удаленно ее просматривает: может заочно дать рекомендации, пригласить на телемедицинскую консультацию. Если нужен очный прием, то формируется специальный маршрут таким образом, чтобы с утра пациент мог пройти все обследования и в этот же день с результатами пойти на прием к специалисту.

Телемедицина стала важным направлением цифровизации. Жизненно важным в регионе с огромными расстояниями, где половодье или снегопад может отрезать населенный пункт от внешнего мира на несколько суток.

Сейчас к системе подключились медучреждения всех территорий, не только удаленные, но и Красноярск – потому что это удобно.

Взаимодействие с помощью компьютера и веб-камеры началось еще в 2016 году, но к такому формату сложно привыкали и врачи, и сами пациенты. В пандемию стало понятно: другого выхода нет. Именно в краевую больницу везли самых тяжелых пациентов с ковидом: был мобилизован весь персонал.

И если раньше было 10–20 консультаций в месяц, то, к примеру, в марте 2020 года их провели уже 3 000. Сейчас – в среднем 1–1,5 тысячи за месяц. Некоторые пациенты сами настаивают на онлайн-формате, чтобы не тратить весь день на поездку, например, из Шарыпово или Богучан.

Не надо ждать

 

Еще один ощутимый плюс цифровизации – длительное ожидание врача почти ушло в прошлое. Это особенно важно в приемном отделении, куда на скорой доставляют и очень тяжелых пациентов. В краевой нужные врачи – травматологи, неврологи, сосудистые хирурги – ждут пациента (а не наоборот) еще до того, как к отделению подъехала скорая.

– Раньше привозили пациента, его осматривал один врач, понимал, что нужна помощь другого, его искали, потом решали вопрос со снимками, – поясняет Олег Черкашин. – Обычная схема, на которую уходило порой несколько часов. Сейчас работаем так: пока едет скорая, к его приему уже готовятся. Врачам одновременно поступает звонок: пациент с сочетанной травмой, ДТП, ориентировочное время прибытия… У диспетчера фиксируется: два врача приняли звонок, третий по каким-то причинам – нет. Он его ищет.

В итоге человека обследуют буквально за 20 минут, а это очень важно, к примеру, при инфаркте или инсульте, когда действует правило «золотого часа»: чем быстрее будет проведен тромболизис – лекарство, способное растворить тромб в кровеносном сосуде, тем с меньшими последствиями окажется сосудистая катастрофа.

Отправить пневмопочтой

 

В приемном покое на пациента надевают браслет со штрихкодом. Считывая его с помощью сканера, врачи или медсестра получают полную информацию: диагноз, необходимые назначения, результаты анализов, история болезни.

– Самое большое количество врачебных ошибок, по результатам мировых исследований, происходит именно из-за неверной идентификации пациента, – отмечает Олег Черкашин. – Браслет существенно снижает риск, что особенно важно, когда пациент находится в бессознательном состоянии. Сейчас в операционную без него просто не попадешь: терминал у входа считывает штрихкод, и система проверяет готовность к операции: нет противопоказаний к введению наркоза и это согласовано с анестезиологом, что операционный блок подготовил необходимые инструменты и так далее. Код важен и для медсестры, которая с его помощью может проверить назначения препаратов, их дозировку.

Там же, в операционных нового хирургического корпуса краевой или приемном отделении, расположен еще один элемент цифровизации – пневмопочта.

В специальную колбу можно загрузить пробирки с кровью, хирургические инструменты, поместить в трубу и нажать кнопку. Всего несколько секунд – и содержимое уже доставлено до адресата. И это тоже важно.

– Поступает пациент в критическом состоянии, тут же нужно его кровь доставить в лабораторию, – рассказывает Олег Черкашин. – Если идет поток, нужно накопить хотя бы десять пробирок и добежать до нее, ждать, пока сделают анализ, нести его назад. Это пара часов, не меньше. С пневмопочтой на это уходит не более 20 минут: она доставляет пробирку в лабораторию, анализатор автоматически выполняет проверку нужных показателей, врач нажимает кнопку подтверждения, и анализы становятся доступны в медсистеме. На бумажках результат уже никто не пишет. Когда идет операция, можно отправить прямо из операционной биоматериалы в лабораторию, чтобы определить, к примеру, тип новообразования и, соответственно, объем вмешательства.

Можно рассказать еще о многом. К примеру, как за трое суток до назначенной даты операции пациенту звонит робот и уточняет его готовность. Появилась температура или обострилось хроническое заболевание? Нужно переносить дату, звонок тут же переводится на живого оператора.

Как будет выглядеть цифровизация в больнице будущего – хотя бы через 10 лет? Об этом можно только догадываться. Очевидно лишь то, что и тогда движущей силой прогресса станет желание как можно быстрее помочь человеку, избавить его от боли, долгого ожидания, стресса от только что поставленного серьезного диагноза. Дать возможность лечиться в более комфортных условиях и получить лучший результат из возможных.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности