Несколько сотовых телефонов и кое-что из одежды купил себе «удачливый» житель Красноярска, которому удалось забрать из банкомата забытую другим клиентом банковскую карту… Его легко нашли после просмотра записи камер видеонаблюдения: воришке пришлось вернуть деньги владельцу «пластика» и заплатить штраф. Но это, пожалуй, самая простая схема снятия чужих средств. По оценкам экспертов, в 2018 году мошенники вывели с карт жителей страны 1,3 миллиарда рублей. И применяемые ими способы становятся все более изощренными.
Подделать номер несложно
Вот, к примеру, одна из новых и действенных схем.
Поздно вечером у Анны К. зазвонил телефон. Она посмотрела на экран, где высветился номер ее банка.
– Добрый вечер! Мы зафиксировали попытку перевода денежных средств с вашей карты на счет Петрова Игоря, жителя Перми. Вы совершали эту операцию?
Анна испугалась:
– Нет, я ничего не переводила.
– Понятно, нужно срочно отменить эту операцию. Для этого продиктуйте нам номер вашей карты.
– Я не могу предоставить такую информацию.
– Вы понимаете, что если мы сейчас срочно не предпримем необходимые меры, с вашей карты снимут большую сумму?
Времени на раздумья было мало, и все же Анна решила закончить разговор. Перезвонив в банк, она узнала, что никаких операций с ее счета не было зафиксировано.
Но таких бдительных, как Анна, единицы, большая часть оказавшихся в подобной ситуации сообщают данные и теряют деньги.
Возникает вопрос: откуда мошенники знают имя, отчество, адрес человека и другую конфиденциальную информацию? Ответ прост: при необходимости приобрести базы данных, где есть вся информация вплоть до сканов паспортов, не так сложно. Как и подделать номер телефона, с которого звонит мошенник. Это часто вводит даже очень осторожных, грамотных клиентов банков в заблуждение.
Какие же способы мошенничества типичны именно для нашего края?
– Способы известные, но получается, что они все равно работают, – комментирует Дмитрий Шинкевич, заместитель начальника Главного следственного управления ГУ МВД по Красноярскому краю. – Могут позвонить и сказать, что «родственник попал в беду, задержан за нанесение телесных повреждений», и попросить перевести средства. Или может прийти сообщение «положи немного денег на телефон, сижу на вокзале» – и люди даже не смотрят на то, что номер незнакомый, отправляют деньги.
Очень часто доверчивых владельцев карт находят через объявление в интернете по продаже недвижимости или автомобиля. Обращается потенциальный покупатель и говорит, что готов перевести деньги, но только нужно сообщить данные карты, подключить мобильный банк к его телефону – так проще будет перевести средства. Или же он готов купить квартиру и, чтобы подтвердить серьезность своих намерений, готов перевести на карту залог. Но для этого нужно подойти к банкомату, вставить свою карту и начать выполнять определенные действия, которые приведут к тому, что преступник получает код доступа к интернет-банку и может спокойно совершать операции.
Еще один распространенный способ снятия денег с «пластика» – с помощью вредоносного программного обеспечения. Оно устанавливается автоматически при переходе на ссылки, которые отправляют в СМС-сообщении или могут быть скачаны в виде приложения. На телефон лучше всего устанавливать сразу несколько антивирусных программ.
Можно ли вернуть средства?
Но какой бы способ мошенничества ни был применен, больше всего владельца карты интересует вопрос: обязан ли банк вернуть деньги?
– В соответствии с ФЗ № 161 «О национальной платежной системе» банк обязан вернуть деньги, но только если были соблюдены определенные условия, – комментирует Сергей Журавлев, управляющий Отделением Красноярск Банка России. – Во-первых, вы сообщили банку о краже денег с карты не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас о подозрительной операции. Если не успеете – банк имеет право вам отказать. Как именно должны сообщить о краже – по телефону или лично в отделении, – прописано в договоре. Чтобы не терять времени, лучше сразу позвонить в банк и уточнить порядок действий у оператора. В любом случае придется сходить в отделение банка, чтобы написать заявление о несогласии с операцией с требованием вернуть деньги.
Сохраните у себя копию заявления с отметкой о том, что банк его принял. И еще очень важно не нарушать правила безопасности при использовании карты. Если банку удастся доказать: мошенники смогли снять средства благодаря тому, что сам человек сообщил им данные карты, или же он хранил ПИН-код вместе с картой, возможно, позволил ее сфотографировать – деньги не вернут.
Не удалось вернуть средства и одной из жительниц Красноярска, которая пострадала из-за своей невнимательности. Она зашла в интернет-банк, чтобы перебросить с вклада на счет карты несколько тысяч рублей. Но по ошибке нажала не туда – деньги ушли на другой счет, человеку, карта которого была в списке. Наталья тут же набрала номер мужчины и объяснила ситуацию, попросив вернуть средства. Но он вначале сказал, что «ничего не получил», а потом вообще перестал отвечать на звонки и поменял номер. И даже обращение в полицию ей не помогло.
Будьте внимательны. Видов мошенничества с «пластиком» очень много. Если есть хоть какие-то сомнения относительно безопасности операции, которую вас просят совершить, – позвоните в банк. Лучше потерять несколько минут, чем все деньги, которые лежат на счету.
От аферистов есть защита
- Чтобы своевременно узнавать обо всех операциях на карте, обязательно подключите услугу СМС-информирования. Если у вас телефон постоянно подключен к интернету, можно выбрать push-уведомления в мобильном приложении банка.
- Никому не сообщайте ПИН-код, CVC-/CVV-код (секретный код на оборотной стороне карты), срок действия карты и другую информацию. Даже если вам говорят, что иначе карта будет заблокирована или же с нее снимут средства. Настоящий сотрудник банка никогда не спросит у вас секретную информацию.
- При оплате никогда не позволяйте продавцам или официантам уносить карту из поля вашего зрения: они могут легко скопировать данные.
- Всегда прикрывайте рукой клавиатуру терминала оплаты или банкомата, когда вводите пароль.
- Если вы получили подозрительное сообщение о снятии средств, или же поступил звонок с аналогичной информацией, обязательно проверьте ее. Для этого свяжитесь со специалистом контактного центра (телефон указан на обратной стороне карты) банка или на сайте. Если вы находитесь уже в таком возрасте, когда это сделать сложно, не предпринимайте никаких действий, пока не позвоните своему сыну, дочери или другому более молодому родственнику, которому вы доверяете!
- Если вы потеряли карту, срочно свяжитесь с банком по телефону контактного центра и заблокируйте ее, чтобы никто не смог снять деньги.
- Если вы хотите воспользоваться банкоматом для снятия средств, лучше предпочесть те устройства, которые установлены в государственных учреждениях, банках, крупных торговых центрах и находятся под видеонаблюдением. Внимательно осмотрите банкомат – порой мошенники устанавливают на него накладную клавиатуру или устройство для считывания информации на картоприемник.
- При потере телефона, к которому был подключен «Мобильный банк», немедленно блокируйте сим-карту, чтобы никто не смог перевести деньги.
ВАЖНО
Пять признаков того, что с вашей карты скоро снимут деньги:
1. Вы храните ПИН-код на бумажке, которую резиночкой или скрепкой прикрепили к пластиковой карте
2. Вы делаете много покупок в интернете со своей зарплатной карты на разных сомнительных сайтах
3. Когда вам звонят люди, представившиеся сотрудниками банков и уточняющие ПИН-код или три цифры с обратной стороны «пластика», вы ничего от них не скрываете.
4. Если вам нужно расплатиться в ресторане или другом месте, вы спокойно отдаете свою карточку сотруднику, который ее куда-то уносит – пусть смотрит все данные, вам и не жалко.
5. У вас в телефоне подключен «Мобильный банк», но антивирусных программ нет ни одной, и тем не менее вы активно переходите по сомнительным ссылкам вроде «посмотри фотки».