«Вам звонят из банка…» Как мошенники снимают деньги с чужих карт

«Вам звонят из банка…» Как мошенники снимают деньги с чужих карт
Коллаж НКК

Несколько сотовых телефонов и кое-что из одежды купил себе «удачливый» житель Красноярска, которому удалось забрать из банкомата забытую другим клиентом банковскую карту… Его легко нашли после просмотра записи камер видеонаблюдения: воришке пришлось вернуть деньги владельцу «пластика» и заплатить штраф. Но это, пожалуй, самая простая схема снятия чужих средств. По оценкам экспертов, в 2018 году мошенники вывели с карт жителей страны 1,3 миллиарда рублей. И применяемые ими способы становятся все более изощренными.

Подделать номер несложно

Вот, к примеру, одна из новых и действенных схем.

Поздно вечером у Анны К. зазвонил телефон. Она посмотрела на экран, где высветился номер ее банка.

– Добрый вечер! Мы зафиксировали попытку перевода денежных средств с вашей карты на счет Петрова Игоря, жителя Перми. Вы совершали эту операцию?

Анна испугалась:

– Нет, я ничего не переводила.

– Понятно, нужно срочно отменить эту операцию. Для этого продиктуйте нам номер вашей карты.

– Я не могу предоставить такую информацию.

– Вы понимаете, что если мы сейчас срочно не предпримем необходимые меры, с вашей карты снимут большую сумму?

Времени на раздумья было мало, и все же Анна решила закончить разговор. Перезвонив в банк, она узнала, что никаких операций с ее счета не было зафиксировано.

Но таких бдительных, как Анна, единицы, большая часть оказавшихся в подобной ситуации сообщают данные и теряют деньги.

Возникает вопрос: откуда мошенники знают имя, отчество, адрес человека и другую конфиденциальную информацию? Ответ прост: при необходимости приобрести базы данных, где есть вся информация вплоть до сканов паспортов, не так сложно. Как и подделать номер телефона, с которого звонит мошенник. Это часто вводит даже очень осторожных, грамотных клиентов банков в заблуждение.

Какие же способы мошенничества типичны именно для нашего края?

– Способы известные, но получается, что они все равно работают, – комментирует Дмитрий Шинкевич, заместитель начальника Главного следственного управления ГУ МВД по Красноярскому краю. – Могут позвонить и сказать, что «родственник попал в беду, задержан за нанесение телесных повреждений», и попросить перевести средства. Или может прийти сообщение «положи немного денег на телефон, сижу на вокзале» – и люди даже не смотрят на то, что номер незнакомый, отправляют деньги.

Очень часто доверчивых владельцев карт находят через объявление в интернете по продаже недвижимости или автомобиля. Обращается потенциальный покупатель и говорит, что готов перевести деньги, но только нужно сообщить данные карты, подключить мобильный банк к его телефону – так проще будет перевести средства. Или же он готов купить квартиру и, чтобы подтвердить серьезность своих намерений, готов перевести на карту залог. Но для этого нужно подойти к банкомату, вставить свою карту и начать выполнять определенные действия, которые приведут к тому, что преступник получает код доступа к интернет-банку и может спокойно совершать операции.

Еще один распространенный способ снятия денег с «пластика» – с помощью вредоносного программного обеспечения. Оно устанавливается автоматически при переходе на ссылки, которые отправляют в СМС-сообщении или могут быть скачаны в виде приложения. На телефон лучше всего устанавливать сразу несколько антивирусных программ.

Можно ли вернуть средства?

Но какой бы способ мошенничества ни был применен, больше всего владельца карты интересует вопрос: обязан ли банк вернуть деньги?

– В соответствии с ФЗ № 161 «О национальной платежной системе» банк обязан вернуть деньги, но только если были соблюдены определенные условия, – комментирует Сергей Журавлев, управляющий Отделением Красноярск Банка России. – Во-первых, вы сообщили банку о краже денег с карты не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас о подозрительной операции. Если не успеете – банк имеет право вам отказать. Как именно должны сообщить о краже – по телефону или лично в отделении, – прописано в договоре. Чтобы не терять времени, лучше сразу позвонить в банк и уточнить порядок действий у оператора. В любом случае придется сходить в отделение банка, чтобы написать заявление о несогласии с операцией с требованием вернуть деньги.

Сохраните у себя копию заявления с отметкой о том, что банк его принял. И еще очень важно не нарушать правила безопасности при использовании карты. Если банку удастся доказать: мошенники смогли снять средства благодаря тому, что сам человек сообщил им данные карты, или же он хранил ПИН-код вместе с картой, возможно, позволил ее сфотографировать – деньги не вернут.

Не удалось вернуть средства и одной из жительниц Красноярска, которая пострадала из-за своей невнимательности. Она зашла в интернет-банк, чтобы перебросить с вклада на счет карты несколько тысяч рублей. Но по ошибке нажала не туда – деньги ушли на другой счет, человеку, карта которого была в списке. Наталья тут же набрала номер мужчины и объяснила ситуацию, попросив вернуть средства. Но он вначале сказал, что «ничего не получил», а потом вообще перестал отвечать на звонки и поменял номер. И даже обращение в полицию ей не помогло.

Будьте внимательны. Видов мошенничества с «пластиком» очень много. Если есть хоть какие-то сомнения относительно безопасности операции, которую вас просят совершить, – позвоните в банк. Лучше потерять несколько минут, чем все деньги, которые лежат на счету.

От аферистов есть защита

  • Чтобы своевременно узнавать обо всех операциях на карте, обязательно подключите услугу СМС-информирования. Если у вас телефон постоянно подключен к интернету, можно выбрать push-уведомления в мобильном приложении банка.
  • Никому не сообщайте ПИН-код, CVC-/CVV-код (секретный код на оборотной стороне карты), срок действия карты и другую информацию. Даже если вам говорят, что иначе карта будет заблокирована или же с нее снимут средства. Настоящий сотрудник банка никогда не спросит у вас секретную информацию.
  • При оплате никогда не позволяйте продавцам или официантам уносить карту из поля вашего зрения: они могут легко скопировать данные.
  • Всегда прикрывайте рукой клавиатуру терминала оплаты или банкомата, когда вводите пароль.
  • Если вы получили подозрительное сообщение о снятии средств, или же поступил звонок с аналогичной информацией, обязательно проверьте ее. Для этого свяжитесь со специалистом контактного центра (телефон указан на обратной стороне карты) банка или на сайте. Если вы находитесь уже в таком возрасте, когда это сделать сложно, не предпринимайте никаких действий, пока не позвоните своему сыну, дочери или другому более молодому родственнику, которому вы доверяете!
  • Если вы потеряли карту, срочно свяжитесь с банком по телефону контактного центра и заблокируйте ее, чтобы никто не смог снять деньги.
  • Если вы хотите воспользоваться банкоматом для снятия средств, лучше предпочесть те устройства, которые установлены в государственных учреждениях, банках, крупных торговых центрах и находятся под видеонаблюдением. Внимательно осмотрите банкомат – порой мошенники устанавливают на него накладную клавиатуру или устройство для считывания информации на картоприемник.
  • При потере телефона, к которому был подключен «Мобильный банк», немедленно блокируйте сим-карту, чтобы никто не смог перевести деньги.

ВАЖНО

Пять признаков того, что с вашей карты скоро снимут деньги:

1. Вы храните ПИН-код на бумажке, которую резиночкой или скрепкой прикрепили к пластиковой карте

2. Вы делаете много покупок в интернете со своей зарплатной карты на разных сомнительных сайтах

3. Когда вам звонят люди, представившиеся сотрудниками банков и уточняющие ПИН-код или три цифры с обратной стороны «пластика», вы ничего от них не скрываете.

4. Если вам нужно расплатиться в ресторане или другом месте, вы спокойно отдаете свою карточку сотруднику, который ее куда-то уносит – пусть смотрит все данные, вам и не жалко.

5. У вас в телефоне подключен «Мобильный банк», но антивирусных программ нет ни одной, и тем не менее вы активно переходите по сомнительным ссылкам вроде «посмотри фотки».

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

28 мая 2022
«Ваш счетчик не соответствует нормативам…»
Всевозможные аферисты не останавливаются в своих попытках заработать на доверчивых гражданах. Нередко пользуются проверенными способами обмана, например, рассылая якобы официальные документы от
Три четверти успеха
85 лет назад, 21 мая 1937 года, началась знаменитая советская экспедиция «Северный полюс – 1» под руководством Ивана Дмитриевича Папанина.
О настоящем и будущем Норильска
Вторая в мае сессия Законодательного собрания состоялась всего лишь через неделю после первой. При этом особый интерес вызывали вопросы о