С эвенкийского Вангаш переводится как «большой камень». В этом году Вангашу исполнилось 93 года. Чтобы доехать туда, нужны воля и характер (дороги-то аховые, на маршрутке ехать от райцентра – пять часов). А чтобы жить там – настоящая любовь к родной северной тайге. Этого вангашцам не занимать.
С ним связаны душой
Самородок поселка – Снежана Щербакова, заведующая сельским клубом. Все важные даты отмечают дружно, творчески подходят к сценариям, шьют костюмы, мастерят декорации. Снежана делает удивительных кукол, она полна идей. Но удаленность поселка ограничивает возможности. Хотя к этой особенности жители давно привыкли и не унывают.
В конце июня чествовали выпускников. Их, конечно, можно пересчитать по пальцам. Мысли, что детей будет все меньше и когда-нибудь закроется вангашская школа, замрет жизнь в поселке, не дают покоя. От таких мыслей у Снежаны всегда слезы на глазах:
– Как можно говорить, что поселок неперспективный? Да, можно уехать на Большую землю, но что делать с душой, которая связана с этим место навсегда?
Ее самая заветная мечта – чтобы Вангаш жил, процветал. Для Крайнего Севера это максимально благоустроенный поселок, в котором есть все для комфорта: горячая вода, теплые туалеты. Глава п. Вангаш Светлана Александрова провожает гостей к новому дому, чтобы показать, как живет одна из новоселов, старейшая жительница поселка, 80-летняя Татьяна Березовикова.
Как известно, забота о стариках – главной показатель уровня развития территории. Просторная двухкомнатная квартира со всеми удобствами и маленьким садиком. За такое благополучие на пенсии Татьяна Березовикова не устает благодарить родной район. Ведь в молодости, работая на драге, о комфорте никто не мечтал: трудились в тайге зимой и летом.
Еще один ветеран дражного флота Вангаша – почетный житель района Иван Кулаев. Он родился в 1941 году далеко от Красноярского края, в Северо-Енисейский район приехал с родителями в пятидесятых. Сразу после окончания средней школы в п. Новая Еруда пошел работать на двадцатую драгу учеником электросварщика. С тех пор так и не выпускал сварочного аппарата из рук. Его трудовой стаж – более полувека!
Иван Кулаев – участник исторических событий в дражном деле. Как, например, перевод на электропривод старейшей паровой драги № 23. Или перенос драги № 251 на полигон реки Вангаш. Сейчас на заслуженном отдыхе Иван Кулаев занимается огородничеством в своей усадьбе, с улыбкой и теплом вспоминает былые годы.
Кстати, п. Новая Еруда – родина Ишмурата Гайнутдинова. Это угасающий сегодня поселок. Проезжая его, видишь остовы печей, которые когда-то согревали семьи золотодобытчиков. Нет уже родительских домов, лишь земля новоерудинского кладбища хранит прах предков.
А Вангаш продолжает свою историю как поселок дражников. Здесь для них работает артельная столовая, есть жилые помещения для вахтовиков.
Купальские забавы
Трудно представить, чтобы брендовый праздник поселка на Крайнем Севере был связан с купанием. Лето здесь очень короткое, в августе может выпасть снег. Но вангашцы, поворачивающие русла реки, умеют удивлять. Они придумали и много лет поддерживают традицию семейного фестиваля «Купальские забавы».
Яркое фольклорное зрелище на большой поляне со славянскими обрядами могло бы привлечь сотни туристов, но уж слишком сложная логистика!
Снежана Щербакова и ее коллеги не унывают: будут проводить фестиваль при любом количестве гостей. Ведь не для галочки праздник, а потребность души.
Близкая нефть
По дороге на Вангаш нас заинтересовал указатель «Юрубчены. Байкит. Тура». Неужели можно свернуть и оказаться в солнечной Эвенкии? Летом – нет. Только по зимнику, стратегической артерии для района. Путь на Юрубчены – путь к нефти, горючему для котельных района. Они все работают на жидком топливе. Эпоха нефти, как более выгодной и экологичной, сменила эпоху угля, который раньше завозили в район по рекам.
Речные ворота района
Если Вангаш, Новая Калами – исторические земли дражного флота, то Брянка связана с речным флотом. Из Енисея суда заходили в его приток – Большой Пит, на берегу которого находится поселок Брянка. Для района это была дорога жизни, она на 99 процентов обеспечивала бесперебойную жизнедеятельность Северо-Енисейского района. Основной поток грузоперевозок осуществлялся караванами. И когда приходил караван, это был настоящий праздник.
Пит называли рекой норовистой и коварной. Да и период навигации по нему был экстремально коротким. Поэтому встречать речников выходил на берег весь поселок, а в подарок жители всегда несли на блюде жареного поросенка.
А вот каким увидел и описал Большой Пит в конце XIX века в своей книге «На сибирских золотых приисках» золотопромышленник Николай Латкин:
Река Пит – самая большая река Енисейского горного округа; она протекает, насколько известно, около 300 верст в длину, разделяя обе золотоносные системы – северную и южную, и служит им административною границею. На Питское зимовье доставлялись из Енисейска хлебные запасы в не особенно большом количестве и только в редкие дорогие годы, так как большие лодки с грузом до 500 пудов не могут летом проходить через мелководный Косой порог… Вообще доставка хлебных грузов на Питское зимовье производилась енисейскими остяками. Надо видеть, с каким искусством и ловкостью эти остяки, а также и местные тунгусы, управляют лодкою и с какой быстротой подвигают ее вверх по течению шестами…