Меню Поиск
USD: 77.92 -0.04
EUR: 91.31+0.00
№ 51 / 837

Вас обманут честно

Уловки мерчендайзеров

С детства помню поговорку, которую повторяла еще моя бабушка. На базаре два дурака: один хочет подешевле купить, другой – подороже продать. Думаю, она услышала ее от своей бабушки, та – от своей… Поговорке этой сто лет в обед, родилась она еще тогда, когда не было никакого маркетинга и мерчендайзинга, которые сейчас правят бал на рынке.

Второе – часть первого, а вместе они являются искусством впарить нам товар, заставить потребителя его купить. И, увы, не всегда честно. Или относительно честно.

Считается, что мерчендайзинг создан для того, чтобы нам легче было заметить товар, выбрать его, рассмотреть, сравнить. Это в теории. А на практике – это рычаг управления покупателем, с помощью которого можно существенно повлиять на его выбор, заставить его приобрести больше товара, чем он планировал. Или вообще заставить его купить то, что он и не собирался.

Арсенал средств здесь огромен. От запахов до скидок. Заходите вы, например, в супермаркет, а там курица жарится на гриле. Аромат стоит на весь магазин. А вы только что с работы, голодный. Тут же включаются те отделы мозга, которые вам напоминают, как вкусна курочка с поджаристой шкуркой. И даже если вы не купите именно курицу-гриль, все равно наберете много всякой еды, хотя зашли всего лишь за «кусочеком колбаски».

Вы заметили, что самые насущные и востребованные товары – хлеб, молоко – располагаются не у самого входа в лавку, что было бы логично, а задвинуты в самый конец магазина? Чтобы дойти до них, нужно пройти мимо множества полок. Что-нибудь да купишь. Обязательно попадешься на какую-нибудь «скидку». Рассказать вам по секрету, как делаются эти скидки? Закупает крупная торговая сеть какой-нибудь бросовый китайский товар оптом – тапочки-сланцы или копеечные губки для мытья посуды. Вагонами. Первые – по 50 рублей, вторые – по 10 рублей за упаковку. На ценниках пишется цена: тапки – 100 рублей, губки – 20. И рядом перечеркнутые цифры «старой» цены, которой никогда в природе не существовало: 200 руб. и 35 руб. «О! – думаете вы. – Надо взять про запас, ведь дешево». В итоге магазин получил доход только с вас одного – 60 рублей. Навар – 100 процентов.

Или как не купить любимому малышу плюшевую игрушку, которую мерчендайзеры не забыли положить по соседству с детским питанием? Рядом с пивом – чипсы, с чаем – печенье. Как устоять, если товары выложены по принципу ассоциаций? Пришел за макаронами, унес домой и кетчуп.

А вот еще уловка, о которой сто раз уже писали, и о ней вроде знают все. Но многие на нее попадаются. Более дорогие товары в группе или те, которые магазин хочет продать быстрее, всегда расположены на уровне глаз покупателя. Расчет на то, что вы вряд ли будете искать нужную вещь, присев на корточки или наклонившись к нижней полке.

Сладости и другие товары для детей обычно располагают на уровне глаз ребенка. Он начинает канючить. Вы не выдерживаете…

Но это все относительно честные способы втюхать вам товар. А есть… совершенно честные. Настолько честные, что не придерешься. А оно работает. Это вес. Рассчитано на пожилых покупателей, которые привыкли к старым советским развесовкам: литр, килограмм, полкилограмма, сто граммов. Вы заметили, что в последние годы много молока продается в пакетах или бутылках по 950 или вообще по 900 граммов? Или подсолнечное масло. С виду – литровая бутылка или пакет. А на самом деле там нет литра. Но стоит как литр. Стопроцентно маркетинговый ход. Мало кто будет присматриваться, что там 50 граммов «не хватает». Если продавать такое молоко или масло тоннами, представляете, какая «экономия», сколько можно наварить с этих «недолитых» 50 граммов? Но все честно. Мы же предупредили.

Старое поколение привыкло, что плитка шоколада – 100 граммов. Сейчас он продается в расфасовке по 90 и даже по 80. С виду плитка такая же. Только чуть тоньше. Сахар-рафинад тоже был раньше в пачках по килограмму и полкило. Недавно видел по 450 и по 900 граммов. То же и с крупами.

Слышал, правда, что любой мерчендайзер бессилен против волевого мужика со списком. То есть против меня. Но его главные жертвы – дети, старики, слабые женщины и мужчины, которые заглянули в магазин «просто так», в день зарплаты. Так что готовьте списки, друзья, отправляясь в магазин. И не ленитесь приседать на корточки.

Фото: pixabay.com

№ 51 / 837

Ссылки по теме:

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Свежий выпуск

Видео