Суриков, классик русской и мировой живописи, – бесспорно, самый известный красноярец на планете. Для своей малой родины он сыграл роль не менее значимую, чем енисейское золото и Транссиб, – Суриков ввел Сибирь в великую отечественную культуру, и у российской истории появилось сибирское лицо – время показало, что оно и есть самое достоверное, подлинное.
Он прямой потомок тех, кто пришел на Енисей в XVII веке, о чем сам с гордостью говорил в интервью Максимилиану Волошину: «Со всех сторон я природный казак… Мое казачество более чем двухсотлетнее». Тому подтверждение – ранняя история Красноярска: фамилия Суриковых упоминается во множестве исторических документов. Большинство его предков служили государю оружием, а вот отец уже пошел по гражданской части.
Василий Суриков родился 12 (по новому стилю 24) января 1848 года в Красноярске в семье Ивана Васильевича Сурикова – коллежского регистратора, а это низший чин табели о рангах. Мать художника Прасковья Федоровна происходила из старинного здешнего рода Торгошиных.
В 1854 году, когда будущему живописцу было около шести лет, его семья переезжает в село Сухой Бузим, куда по службе перевели отца, там Василий пошел в школу… Ныне на въезде в райцентр можно увидеть большой портрет Сурикова – сухобузимцы считают его таким же своим, как и красноярцы.
После смерти главы семейства в 1859 году Прасковья Федоровна с детьми возвращается в Красноярск. Наступают трудные времена…
Страсть к рисованию проснулась в нем с раннего детства (первыми красками были синька и брусничный сок), а «крестным отцом» в живописи стал учитель рисования Красноярского уездного училища Николай Васильевич Гребнев – под его руководством Суриков написал акварель «Плоты на Енисее», которая считается первым известным произведением будущего классика. Затем огромную роль в судьбе Сурикова сыграют два важнейших лица Енисейской губернии – губернатор Павел Николаевич Замятин, который решил, что такой талант должен во что бы то ни стало быть отправлен на учебу в Санкт-Петербург, и городской голова, купец первой гильдии Петр Иванович Кузнецов, оплативший обучение его в Академии художеств.
Двадцатилетний Суриков отправляется в столицу с купеческим обозом, как молодой Ломоносов. Поступает не с ходу, но, поступив, учится блестяще – по сути, это стало началом восхождения к вершинам искусства, и на этом пути, при всем внутреннем драматизме жизни великого мастера, не было ни остановок, ни падений…
Два столпа
«В нашем изобразительном искусстве, несмотря на обилие прекрасных, действительно гениальных художников, есть два столпа – Репин и Суриков. Они самые мощные, вокруг них все формируется. Если Репин писал современность, его окружавшую, то Суриков «вывернул» отечественную историю, которая до него не была показана так широко, мощно, реалистично… Интерес к истории зародился в нем еще в детстве; он рассказывал, как играл с мальчишками в спартанцев и себе дал имя Леонида, как перебирал прадедовскую казачью утварь – оружие, одежду, – хранившуюся в его доме, как слушал рассказы своих старших родственников, народные легенды, сильно отличавшиеся от официальной истории… Получив образование, он выплеснул на холсты впечатления детства и юности. Все это росло вместе с ним.
Каждая его картина – своего рода опера, охватывающая целые эпохи российской истории. Например, в «Утре стрелецкой казни» показано конкретное историческое событие, имеющее свою дату, но в этой картине заложена вся трагедия, драма нашего прошлого. Причем типы людей, которые изображены там, Суриков привез из Сибири, он писал их с казаков, сибирских красавиц. Эти образы той ушедшей России сохранились у нас, в отличие от столиц…» (Константин Войнов, заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, Красноярск).
История и судьба
В 1913 году Максимилиан Волошин по предложению И. Э. Грабаря начинает работу над монографией о Сурикове, основой для которой стало большое, записанное в течение многих дней интервью с художником. Книгу Василий Иванович не увидел – он умер 6 марта 1916 года, когда рукопись уже была готова к печати. Впрочем, не увидит ее и сам автор – впервые «Суриков» будет опубликован в 1985 году.
«Судьба слепила Сурикова для того, чтобы он бунтовал против или вместе с Петром, делал Суворовские переходы, завоевывал новые земли Сибири и грабил персидские царства, щедро оделила его всеми нужными для этого качествами, но, попридержав на два века, дала ему в руки кисть вместо казацкой шашки, карандаш вместо копья и сказала: «Ну а теперь вывертывайся!» И теперь, когда последний экзамен его жизни сдан, мы можем засвидетельствовать, что он вышел из своего трудного положения блестяще, осуществил в мечте все, чего не мог пережить в жизни, и ни разу в чуждом веке, в чуждом круге людей, с непривычным оружием в руке не изменил ни самому себе, ни своей древней родовой мудрости» (Максимилиан Волошин. «Суриков»).
• В Академии художеств Сурикова прозвали «композитором», поскольку он добивался идеальной композиции в своих работах.
• Только раз в жизни Суриков писал на заказ – четыре фрески Вселенских соборов для храма Христа Спасителя в Москве.
• Прототипом главной героини картины «Боярыня Морозова» стала двоюродная тетя художника Авдотья Васильевна Торгошина, смеющийся купец на том же полотне – дьякон Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семенович Закоурцев. Там же, в Сухом Бузиме, он увидел переселенца, с которого написан странник с посохом. Кроме того, муж Авдотьи Васильевны Степан Федорович стал прототипом одного из центральных персонажей «Утра стрелецкой казни».
• Суриков и Лев Толстой около десяти лет поддерживали дружеские отношения, которые резко оборвались в 1888 году. Причиной стал чрезмерно откровенный интерес к «загадке смерти», которую великий писатель пытался разгадать, посещая умирающую жену художника Елизавету Августовну. В конце концов Суриков отказал графу от дома, причем сделал это по-казацки, без лишних объяснений: «Пошел вон, злой старик! Чтобы тут больше духу твоего не было!»
• У художника было две дочери – Ольга (1878–1958) и Елена (1880–1963). Старшая стала женой художника Петра Кончаловского, ее дочь Наталья вышла замуж за Сергея Михалкова. Классики российского кино Никита Михалков и Андрей Кончаловский – правнуки классика русской живописи.